Файл: Ответы к Билетам по Культуре Средневековья .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В любом происходящем событии человек мог увидеть знамение свыше и сам создавал символы с целью влияния на исход событий.

Следующей особенностью является психологическая самоуглубленность средневековой духовной жизни.

Она проявляется в огромной роли исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения.

Для средневековья вообще характерна необычайная сложность личностных ощущений.

Личности в новоевропейском смысле слова здесь еще нет, но уже есть определенные потенции для ее проявления.

Поэтому так же, как и в античности, мы можем говорить применительно к средневековью о господстве в нем лишь весьма неполного чувства личности.

Эта «неполная личность» средневековья – прежде всего чрезвычайно динамическая система личностных ощущений, чутко реагирующая на изменения «внешней среды». Ее питательная среда – средневековый мир и христианство с его взаимопроникновением двух миров – предоставляет богатые возможности для развития тех или иных ее сторон, допускает различные варианты личностных ощущений и возможность перехода человека из одного в другой даже в краткий промежуток времени.

В основе напряженного порыва вверх – страстная жажда постижения Бога в его подлинной Сущности.

Но само это постижение возможно отнюдь не на основе разума, тесно связанного с индивидуальностью человека, а на основе веры и откровения, интуитивным, непостижимым, таинственным образом, то есть иррациональным путем.

Поэтому в средневековье возникают целые эпохи, озаренные светом мистики.

Наконец, следует отметить историзм духовной жизни средневековья, обусловленный христианской идеей неповторимости событий, их единичности, вызванной уникальностью факта явления Христа как начала истории.

В отличие от античной цикличности, повторяемости событий во времени, средневековье проникнуто ожиданием страшного суд, размышлениями о конечной цели судьбы человека, мира в целом.

Таким образом, возникает чувство истории, представление об историческом процессе, имеющем точку отсчета и конечную цель.

Появляется представление об истории как направленном, нециклическом процессе, а само время из цикла, из круговорота времен начинает разворачиваться в линию.

Возникает ощущение линейного времени, столь характерное для Нового времени и нашего современного восприятия.


Следует отметить и другой факт.

Поскольку средневековое общество остается обществом аграрным, продолжающим сохранять тесную зависимость от природы, в нем по-прежнему господствует циклическое восприятие времени, основанное на природно-астрономических явлениях.

Особенно это характерно для основной массы его населения – крестьянства и, таким образом, для народной культуры.

Средневековое общество – вполне традиционное.

Оно использовало традиционные формы всюду, где это было возможным, в том числе и в хозяйстве.

Хозяйство оставалось в той или иной мере замкнутым, натуральным.

Торговля была, но старались обходиться своим, произведенным у себя.

Земля обрабатывалась «как всегда», то есть одними и теми же способами на протяжении столетий, и обрабатывалась в общем плохо.

Урожайность в среднем была очень низкой: не то что в Древнем Египте или Месопотамии.

Целью хозяйства было обеспечить лишь средства к существованию, самое необходимое.

Если речь и шла о роскоши знати, то для нее это не считалось излишеством.

И искусственная среда строилась как необходимая для жизни и обороны.

Замки-крепости феодалов всегда имели крепкие стены, но не повышенную комфортность.

Пространство как категория имеет огромную значимость, поскольку именно пространство лежит в основе мировосприятия человека.

Ориентируясь в пространстве, человек членит реально существующий объективный мир, пространство и время задают параметры существования мира, являясь основополагающими формами человеческого опыта.

Они создают «рамку происходящего, констатируя природу событий, активно воздействуя на них.»

Особым образом пространство понималось в средние века.

По мнению А.Я. Гуревича, такого понятия вообще не существовало: «spatum» имело другой смысл- «протяженность», «промежуток», а «locus» означало место, занимаемое определенным телом, а не абстрактное место вообще.

Такая абстракция возникает в Новое время.

Ссылаясь на В.Н. Топорова, Е.С. Яковлева пишет о том, что можно «…проследить динамику идеи пространства: по мере развития мира и человека происходит «собирание», «обживание», «освоение» пространства… .

Сначала оно было «разбросано» повсюду, иерархизация его структуры происходит через мир вещей и человека, пространство уже не является непрерывным и гомогенным, оно является разнородным, с разной ценностью его частей…»


Говоря о понимании затрагиваемых категорий, в средние века, А.Я. Гуревич поясняет, что их восприятие разнилось не только у народностей населяющих разные регионы, но отличалось и внутри различных сословий.

Исследование этого вопроса весьма затруднено, хотя различные философы предпринимали попытки рассуждать на данную тематику во все времена.

Тем не менее, можно составить представление о «Модели Мира», средневекового человека, проанализировав литературные памятники дошедшие до наших дней.

«Однако использование этих произведений для изучения пространственно-временных понятий возможно, по-видимому, лишь в ограниченной мере.

Это объясняется тем, что в процессе художественного познания мира вырабатываются свои, автономные категории времени и пространства, и необходимо помнить об их условности.

Художественное время и художественное пространство, с которыми мы сталкиваемся в литературе или в живописи, имеют специфические особенности, проистекающие в большой степени не прямо из способов восприятия мира и истории обществом, в котором были созданы эти произведения, а из особых идеологических и художественных задач, возникавших перед писателями, поэтами и живописцами.

Например, допустимо предположение,

Что человек в средние века любил природу и любовался ею (сейчас для нас это лишь допущение, справедливость которого мы пока не обсуждаем), - но автор поэмы или картины мог и не выразить этого чувства и дать совершенно условное изображение окружающей людей среды, исходя из требований религиозно-символического истолкования мира.

Поскольку подлинной, высшей реальностью, согласно тогдашним представлениям, обладал не мир явлений, а мир божественных сущностей, то индивидуальные черты видимого мира оказывались недостойными точного воспроизведения, и для их изображения, в той мере, в какой оно все же требовалось, было достаточно прибегнуть к некоторому условному шаблону.»

(А.Я. Гуревич, Категории средневековой культуры.)

Понятие пространство особенно в период раннего средневековья, неразрывно связывалось сбинарной аппозицией - Свой / чужой.

Для человека рассматриваемого периода, колоссальным значение имело то, чей он сын и откуда происходит.

Свой двор, ограниченное пространство, противопоставлялось открытому (не замкнутому) миру, чужой…

К базисным пространственным понятиям относятся «осевое горизонтальное измерение» и «вертикальное измерение», то есть имеет смысл вести речь о пространстве вертикальном и горизонтальном.


Рассмотрим горизонтальное пространство.

Проанализированные лексические единицы, имеющие отношение к представлению о пространстве, позволяют сделать вывод о существовании следующих концептуальных оппозиций:

1) оппозиция «свое/чужое пространство»

2) оппозиция «замкнутое/ограниченное- незамкнутое/открытое/неограниченное пространство».

Между оппозициями существует тесная взаимосвязь, так, например, «свое пространство» может быть замкнутым (hus, burc) и открытым (acker) и т. д.

Что касается вертикального измерения, то здесь, дуализм средневековых представлений представлял такие аппозиции:

небесное противостоит земному, бог - диаволу, хозяину преисподней, понятие верха сочетается с понятиями благородства, чистоты, добра,

тогда как понятие низа имеет оттенок неблагородства, грубости, нечистоты, зла.

Контраст материи и духа, тела и души также содержит в себе антитезу низа и верха. Пространственные понятия неразрывно связаны с религиозно-моральными.

Привидевшаяся библейскому Иакову лествица, по которой с небес на землю и обратно снуют ангелы, - такова доминанта средневекового пространства.

Что касается формации земли, то она также разнилась в разное время и у разных мыслителей.

От представления о плоской земле, земля – диск, до сферических.

В отношении бинарных аппозиций времени, в средневековой культуре противопоставлялись – день и ночь, зима и лето,

Благоприятных и не благоприятных дней.

Литература:

«Осень средневековья» Й. Хейзинг;

«Цивилизации средневекового Запада» Ж. Ле-Гофф;

«Элементы средневековой культуры» П. М. Бицилли;

«Европа в Средние века» Ж. Дюби;

«Категории средневековой

культуры» и

«Средневековой мир: культура безмолвствующего большинства» А.Я Гуревич.


3. Монастыри как центры культуры Раннего Средневековья.

Христианское монашество возникло в египетской и сирийской пустынях.

В III веке некоторые верующие, чтобы укрыться от мира с его искушениями и полностью посвятить себя молитве, стали уходить из языческих городов в безлюдные места.

Первые монахи, практиковавшие крайнюю аскезу, жили либо в одиночестве, либо с несколькими учениками.

В IV веке один из них, Пахомий из египетского города Фивы, основал первый общежительный (киновийный) монастырь и написал устав, который описывал, как монахам следует жить и молиться.

В том же столетии монастыри начали появляться и на западе римского мира — в Галлии и Италии.

После 361 года бывший римский солдат Мартин основал под Пуатье общину отшельников, а после 371 года — монастырь Мармутье под Туром.

Около 410 года святой Гонорат Арльский создал на одном из островков в Каннском заливе Леринское аббатство, а святой Иоанн Кассиан около 415 года — монастырь Сен-Виктор в Марселе.

Позже благодаря усилиям святого Патрика и его последователей своя — очень суровая и аскетичная — традиция монашества появилась в Ирландии.

В отличие от отшельников, монахи общежительных монастырей объединялись под властью аббата и жили по уставу, созданному кем-то из отцов.

В восточ­но- и западно­христианском

мире существовало множество монастырских правил, но самым влиятельным стал устав, составленный около 530 года Бенедиктом Нурсийским для аббатства Монтекассино, которое он основал между Неаполем и Римом.

Значимость монашества сложно переоценить.

Ведь монастыри выступали центром общественной жизни большинства людей.

Помимо духовной, монастырь нёс ещё и чисто практическую функцию, став центром сосредоточения средневековых учёных мыслителей.

Монастырские библиотеки как правило, содержали: списки Библии

или отдельных библейских книг, комментарии к ним, литургические рукописи, сочинения Отцов Церкви и авторитетных богословов, жития святых, сборники чудес, исторические хроники, трактаты по каноническому праву, географии, астрономии, медицине, ботанике, латинские грамматики, творения древнегреческих и древнеримских авторов…

Хорошо известно, что очень многие античные тексты дошли до наших дней только потому, что их, несмотря на подозрительное отношение к языческой мудрости, сохранили средневековые монахи.