ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
Во многих монастырях при библиотеке функционировали скриптории, где братья переписывали и украшали новые книги.
До XIII века, когда в городах стали множиться мастерские, где работали переписчики-миряне, монастыри оставались главными производителями книг, а монахи — главными их читателями.
Кроме того, учёные знавшие латынь, могли беспрепятственно путешествовать из одной обители в другую.
4. Рыцарство как особый социокультурный институт в Средние века.
Рыцарство как элитарное военное сословие средневековой Европы относится к таким феноменам культуры, о которых массовое историческое сознание продолжает сохранять память, актуализированную в стереотипах, мифах и моделях обыденного поведения.
Более того, рыцарство постоянно присутствует в жизни современного массового человека в виде метафор, универсальных архаических сюжетов, ценностных суждений, эпитетов, символов.
Рыцарская культура – важнейшая составляющая средневековой традиции.
Раннее средневековье не знает рыцарского сословия как целостного образования со своей
структурой и мировоззренческой основой.
Безусловным является только то, что это хорошо вооруженный всадник, способный к боевым действиям.
Во времена Карла Великого происходит формирование основного принципа социальной организации сословия «воюющих» – системы сеньорно-вассальных отношений.
Карл Великий вводит
обычай оммажа («вручения себя»фр.), согласно которому, войн приносящий клятву верности королю, получал за это бенефиций (земельный надел) в пожизненное
владение, которое в последствии превращалось в родовую собственность.
Так постепенно складывалась система вертикальных связей между сюзереном и его вассалами.
Рыцарская культура представляет собой сложное переплетение светских и религиозных компонентов.
Истинный рыцарь, прежде всего – правоверный христианин, однако жизнь его проходит не в молитве, а на полях сражений. Это порождает сложные антиномии, лежащие в основе мировоззрения рыцарства.
Основными антиномиями рыцарской культуры являются:
1.Христианская заповедь «не убий» и принцип воинского служения;
2.Антиномия чести и славы (слава как проявление личной воинской доблести и честь как сословная добродетель);
3.Противоречие религиозной аскезы и рыцарской щедрости;
4.Противоречие земной славы и небесного воздаяния.
Начиная с XII века, при дворах королей и крупных феодалов развивается богатая придворная жизнь с пирами и турнирами, представлениями жонглеров.
Важнейшим феноменом придворной культуры этого периода становится куртуазная культура.
Произведения рыцарской литературы создавали идеальный образ рыцаря - бесстрашного
война и верного вассала.
Но этот образ переплетался с авантюрным сюжетом, фантастическими персонажами и событиями, и, конечно, любовью к Прекрасной Даме.
Несмотря на культ преданности долгой любви к одной даме, в действительности всё было не так поэтично.
Ведь любая ситуация может иметь деаметрально противоположное значение, смотря на то, какс какой т.з. её расценивать.
Рыцари были в первую очередь людьми, а уж затем воином за веру и благородным всадником.
На современную культуру большее влияние оказывает не исторический портрет рыцарства, а романтическая культурема рыцарственности.
Поэтому многие понятия
и черты - такие, как честь, благородство, великодушие, чувство собственного достоинства, верность долгу и самопожертвование прочно связаны в нашем сознании
с рыцарским ценностями и представлениями о рыцарском образе жизни.
5. Рыцарская литература: поэмы и романы.
Рыцарская литература возникла в связи с развитием Средневековой рыцарской культуры.
Наряду с традиционными ценностями она выдвигала новые: - дом и верность корол ю- ценности личности и личного чувства – любви к Прекрасной Даме.
В 12в происходит формирование рыцарской поэзии (любовная лирика). Трубадуры – Юг Франции. Труверы – Север Франции. Миннезингеры – Германия.
Наиболее известными трубадурами были Бернарт де Вентадорн, пылкийГираут де Борнейль, Маркабрюн, Пейрол, Джауфре Рюдел.
В Провансе существовало множество форм куртуазной поэзии, но к наиболее распространенным относились кансона, альба, баллада, пасторела, тенсона, плач, сирвентес.
К западноевропейской литературе относится и распространенная рыцарская лирическая поэзия, воспевавшая образцы верности Даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя возможным испытаниям с риском для жизни.
Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции - трубадурами, а на севере страны - труверами.
Наиболее известные авторы - Бертран де Брон (ок. 1140-1215), ДжаурфреРюдель
(1140-1170), Арно Даниэль.
Именно с культа «дамы сердца» - Прекрасной Дамы и началась куртуазная поэзия.
Рыцари-поэты воспевали ее красоту и благородство, а знатные дамы весьма благосклонно относились к куртуазной поэзии, которая поднимала их на высокий пьедестал.
В XII в. возник новый литературный жанр - рыцарский роман.
Создание романа предполагает не только вдохновение и особое творческое восприятие мира, но и обширные знания.
Авторами были чаще всего ученые люди, пытавшиеся примирить идеалы куртуазности и всеобщего равенства перед Богом с реальными придворными обычаями и нравами эпохи; идеалы куртуазности являлись своеобразным протестом против не очень поэтичной повседневности.
Эта специфическая мораль рыцарства была утопична, но именно она была отражена в романе.
Куртуазная любовь + фантастические события.
Этические произведения – основа рыцарского романа.
Основа сюжета: сверхъестественные удивительные события, приключения которые сопровождали рыцаря.
Первые романы появились во Франции, в англо-нормандской культурной среде, как своеобразный сплав кельтских эпических преданий, позднеантичных латинских пересказов Гомера, Вергилия, Овидия, увлекательных рассказов крестоносцев о неведомых странах и провансальских куртуазных песен.
Одним из создателей рыцарского романа был Кретьен де Труа (30-90-е гг. XII в.).
Романа Средневековья - «Тристана и Изольды», в основу которого легли ирландские сказания о несчастной любви двух молодых прекрасных сердец.
В сюжете романа отсутствует рыцарская «авантюра» и на первый план выдвинут неразрешимый конфликт между индивидуальными побуждениями героев и общепринятыми нормами.
Пагубная страсть юноши Тристана и королевы Изольды толкает их на попрание вассального и супружеского долга, на цепь притворств и обманов.
Поэтому общая тональность книги приобретает трагический оттенок: герои гибнут не под ударами более сильных противников, они становятся жертвой судьбы, рока.
-
Романская и готическая архитектура в культуре Средних веков.
Романский («римский») стиль возник во времена Карла Великого – к 8в и развивался на протяжении 9-11столетий.
Вместе с наступлением рыцарской эпохи, приходит пора мощных крепостей и замков.
Скульптурные изображения воспроизводили темы Нового Завета.
Рельефы были ярко окрашены, чтобы привлечь взгляды прихожан во время молитвы.
Романская архитектура была рассчитана на то, чтобы подчеркнуть человеческое бессилие перед окружающим миром и Богом и заставить искать поддержки у Бога церкви.
Главная роль в Романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.
В основе плана — раннехристианская базилика, т. Е. продольная организация пространства.
Основными чертами построек были:
Тяжёлые своды кот. требовали мощные стены и колонны
Основной мотив интерьера — полуциркульные арки (арка, имеющая форму полуокружности)
Массивность, геометричность и плавность архитектурных форм
Толстые каменные стены и небольшие узкие окна
Полукруглая сводчатая арка
Четное соотношение горизонтальных и вертикальных линий
-
Куртуазная культура и искусство. Песни трубадуров и труверов.
Расписано ранее.
-
Средневековый город: происхождение и типология, коммунально-цеховое устройство жизни. Топос и этос.
Средневековые города образовывались на руинах прежних поселений, поблизости от крупных рек, переправ,вокруг монастырей.
Мощные стены, узкие улочки, нечистоты и грязь по обочинам, таков был облик тогдашних городов, первые из которых возникли около XII.века.
Средневековые города зачастую представляли собой ряд корпораций ремесленных цехов.
Цех выполнял объединяющую, поддерживающую, религиозную, политическую функции, выплачивал налоги и нёс военно стороживые повинности.
В центре города располагались рыночная площадь, ратуша и собор.