Файл: Кафедра языковых дисциплин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





«С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ» КЕАҚ
НАО «КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д. АСФЕНДИЯРОВА»



Кафедра языковых дисциплин


РК №1

Чтение

Редакция: 1

Страница из




Чтение.

Вариант 1
Четыреста лет тому назад лекарствами ведал один человек, обладающий специальными знаниями. В наше время роль аптекаря усложнилась. И эту роль сегодня делят между собой представители целого ряда наук – химии, физиологии, фармации, экспериментальной и клинической фармакологии. Недавно этот перечень пополнился названием новой науки – биофармации.

Биофармация изучает взаимодействие двух противостоящих друг другу «химических систем» - лекарства и организма человека.

Как ведёт себя в организме лекарственное вещество, что активизирует, а что снижает эффективность его действия? Какими должны быть наилучшие оптимальные способы приготовления лекарств? Эти и многие другие проблемы стали содержанием биофармации, выросшей на перекрёстке биологии и фармации.

Так, уже давно было известно, что вещества могут обладать различными свойствами, в зависимости от физического состояния. К примеру, уголь, графит и алмаз – это три различных состояния одного и того же углерода. Изучив свойства этих веществ, вряд ли кто всерьёз попытался бы резать стекло углём, а алмаз использовать в виде топлива.

А вот на подобные различия лекарственных веществ обратила внимание только биофармация. И данные при этом были получены очень интересные. Оказалось, что спектр действия одного лекарственного вещества меняется в зависимости от того, находится ли оно в кристаллическом или аморфном состоянии.

Как правило, лекарства состоят не из одного лекарственного действующего вещества. Они применяются в смеси со вспомогательными веществами, такими, как крахмал, сахароза, желатин, глицерин, какао, масло, вода и др. Эти вещества до самого последнего времени считались индифферентными и не мешающими действию самих лекарств. Оказалось, что эти вещества иногда нейтральны, а иногда стимулируют, ускоряют или тормозят действие основного лекарственного вещества. Описаны даже такие случаи, когда вспомогательные вещества менялись местами с лекарственными, то есть из нейтральных превращались в лекарственные и наоборот.


Многие средства нуждаются в биофармацевтической проверке. И сейчас заключение биофармацевта обязательно при разработке каждого нового лекарства.

Вопросы
1. Что изучает биофармация?

2. Как меняется действие лекарства в зависимости от его физического состояния?

3. Какую роль в лекарстве играют вспомогательные вещества?

4. Что показали исследования по биофармации?

5. Представители каких наук в настоящее время отвечают за производство лекарств?

6. Озаглавьте текст.

Чтение.

Вариант 2
Медики – академики Казахстана

Камал Саруарович Ормантаев — врач-педиатр, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки, академик НАН РК. Родился 11 сентября 1936 года в семье крестьянина в Кызылординской области.

В 1959 году окончил педиатрический факультет КазГМИ, в 1961 — клиническую ординатуру по кафедре детской хирургии, в 1965 — аспирантуру при кафедре госпитальной хирургии Алматинского медицинского института, затем — докторантуру при НИИ педиатрии АМН СССР в Москве. В 1968—2011 годы заведовал кафедрой детской хирургии Казахского медицинского университета имени С. Д. Асфендиярова. Одновременно — декан педиатрического факультета Алма-Атинского медицинского института в 1978—1980 и 1989—1991 годах, также был директором Научного центра педиатрии и детской хирургии Республики Казахстан. Выполнил около 20 тысяч хирургических вмешательств; первым в Казахстане выполнил торакопластику при врождённой воронкообразной деформации грудной клетки у детей. Подготовил более 200 докторов и кандидатов наук. Автор более 320 научных работ и 22 изобретений. Монография «Детская травматология» 1978 года удостоена премии Аль-Фараби Мнздрава Казахской ССР. Благодаря академику Ормантаеву К.С. получены новые теоретические разработки по проблемам травматологии, комбустиологии, нефрологи, урологии, торакальной хирургии, но приоритетным направлением являлась проблема черепно-мозговой травмы у детей. В последние годы Камал Саруарович руководит научными исследованиями по изучению нейроинсультов у детей младшего возраста.

Алшынбай Рахишев родился в 1931 году в Карагандинской области. В 1950 году он поступил в Карагандинский медицинский институт. Затем продолжил обучение в аспирантуре на кафедре нормальной анатомии человека. В 1961 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1966 году его перевели в Ленинград для работы над докторской диссертацией. С 1978 года Рахишев был заведующим, а с 2003 года – почетным заведующим кафедрой нормальной анатомии Казахского национального медицинского института. Алшынбай Рахишев внес значительный вклад в развитие казахстанской медицины. Еще в студенческие времена он создал первый латино-русско-казахский словарь анатомических терминов. Это был первый подобный опыт в Казахстане и Средней Азии. В дальнейшем Рахишев издал четырехтомный "Атлас анатомии человека" на трех языках, учебник по анатомии человека на государственном языке. Академик работал в терминологической комиссии при министерстве здравоохранения и в главной редакции Казахской национальной энциклопедии.


На протяжении 25 лет под его руководством на кафедре анатомии проводилась экспериментальная разработка вопросов по изучению влияния излучения низкоэнергетических газовых лазеров на нервную и сосудистую системы. В 1994 году Национальное патентное ведомство выдало ему авторское свидетельство на изобретение по применению лазеров в лечебных целях.

Вопросы


  1. Кто такой К.С.Ормантаев?

  2. Чем занимается академик К.С.Ормантаев в настоящее время?

  3. Какой вклад в развитие казахстанской медицины внес А.Рахишев?


Чтение.

Вариант 3
Вербальная и невербальная коммуникация
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании собеседниками друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным. В деловом общении именно обмен значимой для участников беседы информацией является самой важной стороной. Средства, позволяющие делать это наиболее эффективно, делятся на вербальные и невербальные. Казалось бы, невербальные средства не так важны, как речевые. На самом деле это не так: более 65% информации мы получаем и передаём как раз с помощью невербальных средств. С их помощью раскрывается внутренний мир человека. Информация, полученная или переданная в словесной форме, может оказаться не всегда достоверной. И именно правильно понятые невербальные сигналы, которые намного меньше поддаются сознательному контролю, позволяют нам установить степень откровенности нашего собеседника.

Наиболее универсальное средство человеческого общения – язык.

При помощи слов мы делаем понятным смысл явлений и событий, выражаем свои мысли, эмоции, свое мировоззрение. Человек, его язык и его сознание неразрывны.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Как ни стараются отдельные люди контролировать своё поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдаёт» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо.
Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите, - с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.


Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

В понятии невербального языка заключается не только умение понимать жесты и мимику партнера и контролировать своё поведение, но и психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны; умение расшифровывать значение использования вспомогательных предметов (очков, сигарет и др.).


Вопросы



  1. С помощью чего осуществляется вербальное общение?

  2. Почему невербальное общение можно считать интернациональным?

  3. Как вы понимаете выражение «обнажает их истинное лицо»?

  4. Подберите синонимы к словам достоверный, скучать.

  5. Назовите невербальные средства общения.


Чтение.

Вариант 4
Функции языка. Язык специальности.
В деятельности человека язык выполняет несколько важных функций. Основные из них: коммуникативная; познавательная (когнитивная); номинативная; аккумулятивная.

Коммуникативная функция языка осуществляется благодаря тому, что сам язык является системой знаков: по-другому просто нельзя общаться. Знаки предназначены для передачи информации от человека к человеку. Различными видами реализации коммуникативной функции языка являются сообщение, воздействие, общение, а также выражение чувств, эмоций, состояний.

Познавательная функция языка связана с тем, что в знаках языка фиксируется сознание человека. Слова не только выражают наши мысли, но и сами мысли существуют в виде слов, формулировок даже до их устного произнесения. Существует интересный факт о полиглотах. Они признаются, что в каждом конкретном случае «думают» на том или ином языке.

Номинативная функция языка прямо вытекает из когнитивной. Познанное надо назвать, дать имя. Называя слова, мы создаем понятную и удобную картину мира.

Аккумулятивная функция связана с важнейшим предназначением языка – собирать и сохранять информацию, свидетельства культурной деятельности человека.

Язык живёт порой даже дольше целых народов. Известны так называемые мёртвые языки, которые пережили народы, говорившие на этих языках. На этих языках никто не говорит, кроме специалистов, изучающих их. Самый известный «мёртвый» язык – латинский. Благодаря тому, что он долгое время был языком науки, латинский хорошо сохранился и достаточно распространён.


Для полноценного овладения любой профессией человек должен обязательно знать её терминологию. Терминология современной медицины представляет собой одну из самых сложных терминологических систем.

Медицинская терминология различается по трем направлениям:

  1. Анатомическая терминология является неотъемлемой частью медицинского образования. Все термины изучаются на латинском языке.

  2. Клиническая терминология используется в клинической практике. Основную роль в её усвоении играют греко-латинские терминообразующие элементы. Овладение системой терминоэлементов – это ключ к пониманию базовой медицинской клинической терминологии. Так, например, знание терминоэлементов –rrhagia [рагия] (кровотечение), nephro- [нефро] (почка) позволяет понять клинический термин nephrorrhagia.

  3. Фармацевтическая терминология также использует в основном греческие и латинские слова или их части. Названия лекарственных средств образуются из стандартных латинских и греческих элементов, что позволяет по одному только названию лекарственного средства получить сведения о принципе его действия, химическом составе, основных компонентов и т.д.



Вопросы


  1. Кто такой полиглот?

  2. Подберите синонимичное словосочетание к «познавательная функция языка».

  3. Переведите на казахский, английский и латинский языки скелет, череп.

  4. Приведите примеры каких-либо клинических терминов.

  5. Какие вы знаете названия лекарственных препаратов? Для чего они используются?



Чтение.

Вариант 5

Медицинская этика

Этические медицинские принципы направлены на защиту прав и интересов пациента, и они должны быть абсолютно гуманны. Однако в реальной жизни все обстоит не так просто. Медики часто бывают поставлены в такую ситуацию, когда им приходится принимать решения, противоречащие правилам медицинской этики.

Например, при ЧС или военно-полевой медицинской помощи, когда осуществляется сортировка раненых: легко раненным и тяжело раненным сначала оказывают максимально возможную помощь на месте, а затем отправляют в тыл. «Безнадёжным» облегчают страдания, но не переводят в тыл.

На самом же деле, некоторых раненых, попавших в категорию «безнадёжных», еще можно спасти, если ими займутся высококвалифицированные врачи с специализированным медицинским оборудованием. Для этого их срочно надо будет эвакуировать в сопровождение медперсонала. В таком случае, без необходимой медицинской помощи могут остаться легко раненные и тяжело раненные, чье состояние будет ухудшаться.