Файл: Кафедра языковых дисциплин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Промежуточная (проводниковая) часть сенсорной системы представляет собой цепь вставочных нейронов, по которым нервный импульс от рецепторных клеток передается к корковым центрам.

К центральной части сенсорной системы относятся участки коры больших полушарий. В центре осуществляются анализ поступившей информации, формирование субъективных ощущений.
В зависимости от строения и функции рецепторной части органы чувств делятся на три типа. К первому типу относятся органы чувств, у которых рецепторами являются специализированные нейросенсорные клетки, преобразующие внешнюю энергию в нервный импульс. К таким «первичным» органам чувств относятся орган зрения и орган обоняния. Ко второму типу относятся органы чувств, у которых рецепторами являются не нервные, а эпителиальные клетки (сенсоэпителиальные). К таким «вторичночувствующим» органам относятся органы слуха, равновесия, вкуса. К третьему типу с невыраженной анатомически органной формой относятся проприоцептивная (т.е скелетно-мышечная), кожная и висцеральная сенсорные системы.

Орган чувств — это анатомическое образование, воспринимающее внешнее воздействие. У человека шесть органов чувств: орган зрения — глаз, орган слуха — ухо, орган осязания — кожа, орган обоняния — нос, орган вкуса — язык, орган равновесия — вестибулярный аппарат.
Вопросы

  1. Что такое сенсорная система?

  2. Перечислите функции сенсорной системы.

  3. Перечислите все части анализаторов сенсорной системы.

  4. Перечислите анатомические образования, воспринимающие внешние воздействия. Переведите их на казахский, латинский, английский языки.

Чтение.

Вариант 10
Опорно-двигательная система человека

Опорно-двигательная система образована скелетами и мышцами. Скелет человека составляет основу тела, определяет его размеры и форму и совместно с мышцами образует полости, в которых располагаются внутренние органы. Скелет состоит примерно из 207 костей: 23 кости образуют череп, 33 — позвоночный столб, 25 — рёбра и грудину, 64 — скелет верхних конечностей, 62 — скелет нижних конечностей. Скелет ребёнка составляет 270 костей, пока они не срастутся.

Функции опорно-двигательного аппарата: защитная — защита жизненно важных органов; двигательная — обеспечение простых движений и двигательной деятельности; рессорная — смягчение толчков и сотрясений; функция 
кроветворения — образование крови в красном костном мозге; метаболическая функция — участие в обмене кальция, железа, меди и фосфора; биологическая — участие в обеспечении жизненно важных процессов, такие как минеральный обменкровообращениекроветворение и другие.

Скелет человека включает шесть отделов: череп, позвоночник, пояс верхних конечностей, пояс нижних конечностей, верхние конечности, нижние конечности.

В состав костной ткани входят неорганические и органические вещества. Эластичность кости придает органическое вещество коллаген, а твердость - минеральные соли.

Виды костей:

- длинные кости — кости с длинным трубчатым диафизом: составляют в основном скелет конечностей — бедренная, большая и малая берцовые, плечевая и кости предплечья;


- плоские кости — кости из тонкого слоя губчатого вещества, покрытого снаружи компактным веществом: лопатка, кости таза, кости черепа;

- короткие кости — кости из губчатого вещества: кости запястья, предплюсны;

- смешанные кости — сочетают элементы разных типов костей — коротких и плоских костей: позвонки;

- пневматические, или воздухоносныекости кости, которые имеют внутри полость, выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом, что облегчает вес кости, не уменьшая ее прочности: кости черепа.

Подвижное соединение костей обеспечивается суставами, которые укреплены внутрисуставными связками, а суставные поверхности покрыты хрящом и заключены в суставную сумку. Синовиальная жидкость, находящаяся внутри сустава, играет роль смазки, уменьшающей трение.

Полуподвижное соединение обеспечивается хрящевыми прослойками между костями.

Неподвижные соединения образуются благодаря срастанию костей и образованию костных швов (кости черепа).

Внутренние полости кости содержат мягкую, нежную, богатую клетками и снабжённую кровеносными сосудами массу, называемую костным мозгом. Различают три его вида: слизистый (желатинозный), красный (или часто — миелоидный), и жёлтый или жировой (наиболее распространённый). Основную форму составляет красный костный мозг.
Вопросы

  1. Что такое опорно-двигательная система человека?

  2. Назовите функции опорно-двигательной системы.

  3. Перечислите виды костей.

  4. Выделенные термины переведите на казахский, латинский и английский языки.




Чтение.

Вариант 11
Витами́ны (от лат. vita «жизнь» + амин) — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы. Это сборная по химической природе группа органических веществ, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи (в общем случае — из окружающей среды). Автотрофные организмы также нуждаются в витаминах, получая их либо путём синтеза, либо из окружающей среды. Так, витамины входят в состав питательных сред для выращивания организмов фитопланктона. Большинство витаминов являются коферментами или их предшественниками.

Витамины выполняют каталитическую функцию и несмотря на исключительную важность витаминов в обмене веществ, они не являются ни источником энергии для организма (не обладают калорийностью), ни структурными компонентами тканей.

Концентрация витаминов в тканях и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организме наступают характерные и опасные патологические изменения (заболевания), например цинга и пеллагра.

С нарушением поступления витаминов в организм связаны 3 принципиальных патологических состояния: отсутствие витамина — авитаминоз, недостаток витамина — гиповитаминоз, избыток витамина — гипервитаминоз.

В биологической науке нет строгого определения витаминов, есть только необходимые признаки для причисления вещества к витаминам. Вещество, соответствующее следующим четырём признакам, может быть признано витамином:

  1. органическое вещество;

  2. жизненно необходимое вещество, без которого развивается клиническая картина заболевания;

  3. организм не производит вещество в нужном количестве или не производит вообще;

  4. вещество требуется в минимальных количествах (для человека — менее 0,1 г в сутки, например, самая большая суточная рекомендованная доза у витамина С, и она равна 90 мг).

Из-за отсутствия точного определения к витаминам в разное время причисляли разное количество веществ.

Первоначально существовала буквенная классификация витаминов, то есть по мере открытия отдельных витаминов их обозначали буквами латинского алфавита, названия также давались по биологическому значению, например, витамин А называют также аксерофтол, так как недостаток этого витамина вызывает заболевание глаз.

Буквенная классификация в настоящее время устарела, так как она не
отражает ни биологической, ни химической сущности витаминов.

Затем была принята физическая классификация, согласно которой все витамины делились по их растворимости в жирах или воде на две большие группы: жирорастворимые и водорастворимые. Нельзя признать и эту классификацию совершенной, так как она не отражает всего многообразия сложного химического строения витаминов.


Вопросы
1. Что такое буквенная классификация витаминов?

2. Почему буквенная классификация витаминов устарела?

3. Что такое физическая классификация витаминов?

4. Почему физическая классификация витаминов не совершенна?
Чтение.

Вариант 12
Асфендияров Санжар Джафарович

Родился С. Д. Асфендияров в октябре 1889 года в г. Ташкенте. Учился в Ташкентском реальном училище. Отец — Сейтжафар, военный переводчик, генерал-майор. Мать — Гуландам Кошкарбаевна Касымова, потомок хана Абылай хана, внучка Касыма Абылайханова. Старшая сестра Гульсум закончила обучение в Женском медицинском институте в Санкт-Петербурге. Гульсум Асфендиарова, «первая врач-казашка», стала надёжным соратником Санджара в бурные годы становления Советской власти в Туркестане.

С.Д.Асфендияров в 1912 году закончил Императорскую военно-медицинскую академию. Служил в должности военного врача.

С августа 1915 — на фронтах Первой мировой войны; в декабре 1914 попал в плен и находился в немецких концентрационных лагерях. В декабре 1915 года при содействии Международного Красного Креста по обмену военнопленных через Швецию вернулся в Петербург.

Был назначен народным комиссаром здравоохранения Туркестанской АССР (1919- 1920), являлся народным комиссаром земледелия Туркестанской АССР (1920- 1921).

В 1927-1928 годы работал директором Института востоковедения им. Н.Н. Нариманова в городе Москва. Затем работал директором  первого вуза в Казахстане — педагогического института, в 1930-1931 годы — директором Казахского государственного медицинского института, в 1931-1933 годы — заместителем наркома просвещения Казахской АССР, в последующим — заведующим сектором истории научно-исследовательского института национальной культуры, первым заместителем председателя Казахстанской базы, а затем Казахского филиала Академии наук СССР.

Занимаясь вопросами истории, С.Д. Асфендияров опубликовал работы: «Причины возникновения ислама» (1928 г.), «Ислам и кочевое хозяйство» (1928 г.), два тома «Прошлое Казахстана в источниках и материалах»,   «История Казахстана с древнейших времен» (1935), учебник  для казахских школ «Очерки истории казахов» (г. Кзыл-Орда, 1935 г.), монографию «Национально-освободительное восстание 1916 года в Казахстане» (1936) и др. Во всех работах Асфендияров С.Д. излагал вопросы истории народа и духовной культуры казахов. Он впервые дал обоснование и оценку формирования казахских жузов, историю их становления, связывая этот процесс с объективными производственными отношениями и этнокультурой казахского народа. Ученый сумел раскрыть особенности политической структуры, специфику центростремительных и объединительных тенденций при формировании казахских жузов. Всего он подготовил 11 книг и многочисленные статьи на русском, казахском и узбекском языках.


В 1938 году был репрессирован.

С.Д. Асфендияров был реабилитирован по решению Верховного суда СССР от 26 мая 1958 года. Одна из улиц Алматы с 1962 года носит имя С.Д. Асфендиярова.
Вопросы

  1. Где и когда родился С.Д.Асфендияров?

  2. Перечислите основные события в его трудовой деятельности.

  3. Назовите работы, которые опубликовал С.Д.Асфендияров.