Файл: Кафедра языковых дисциплин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Здесь встает медицинская этическая проблема: с одной стороны, нельзя оставить человека без шансов на спасение, с другой стороны, спасать одного, забыв о десятках людей тоже нельзя. Этически идеального выхода из этой ситуации нет. Поэтому каждый врач берет ответственность на себя и решает сам как ему поступать в этой ситуации.

Также медицинской этической проблемой является обучение студента на живых людях. Студенты могут нечаянно причинить боль пациенту. Однако как можно подготовить высококвалифицированного специалиста без практики на живых людях? Эта этическая проблема неразрешима, ведь мало кто согласится предоставить себя «для опытов». Двойственность этой ситуации подтверждают результаты опросов в США, согласно которым более 80% добровольцев, согласившихся предоставить свое тело для экспериментов находились в сложном материальном положении. Встает другой вопрос: этично ли воспользоваться материальными затруднениями людей?

Неразрешимым остается вопрос о клинических экспериментах на животных. Сотни и тысячи животных погибают при экспериментах, чтобы впоследствии спасти жизнь человеку. Без таких экспериментов, которые влекут за собой огромные жертвы, нельзя опробовать новую методику или лекарство на людях. Это еще одна медицинская этическая проблема.

Главный вопрос медицинской этики — это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента.

В трансплантологии при пересадке почки от живого донора врачи сознательно (во имя гуманной цели) нарушают гиппократову заповедь "не навреди". Операция по пересадке сердца требует разрешения целого ряда труднейших этических вопросов, касающихся как реципиента, так и донора (его родственников).

Современный медработник должен обладать широким кругозором, быть разносторонне образованным и мыслящим специалистом, который призван компенсировать своим внимательным и сердечным отношением к больному издержки современной "технизации" медицины и неразрешимые этические вопросы.
Вопросы

  1. Перечислите примеры этических проблем современной медицины, о которых говорится в тексте.

  2. Дополните примеры этических проблем современной медицины.

  3. Синонимы слова эксперимент.


Чтение.

Вариант 6
Режим питания – основа здорового пищевого поведения
Организм представляет собой живой механизм, работающий по суточным биоритмам, в
соответствии с которыми функционируют гормональная, нервная и пищеварительная системы.

Своевременное поступление полезных веществ в организм способствует его рациональному функционированию. Именно правильный прием пищи и режим дня позволяет обеспечить клетки и ткани необходимыми компонентами.

Употребление здоровых продуктов снабжает организм витаминами, белками, жирами, углеводами, микроэлементами и клетчаткой в потребном количестве.

Каждый отдельный компонент отвечает за верное функционирование всего организма. Например, овощи и фрукты, богатые клетчаткой не допускают повышение холестерина, защищают от сахарного диабета и ожирения.

Суточные ритмы играют непосредственную роль в процессах пищеварения. Начиная с 5 утра, повышается уровень различных гормонов в крови, что способствует раннему пробуждению, а также усиливается выработка желудочного сока. Активность желудка продолжается до 22:00, после чего секреция ферментов замедляется, организм готовится к отходу ко сну. Вот почему рекомендовано ужинать не позже, чем за 2-3 часа до сна.

Активность органов пищеварения ночью мала, к утру она повышается, достигает максимума днем, постепенно снижаясь к вечеру. Суточное количество секретируемой желчи колеблется у взрослого человека от 800 до 1000 мл.

  Основное значение желчи в процессе пищеварения заключается в том, что желчь активизирует и усиливает действие фермента поджелудочной железы – липазырастворяет большое количество жирных кислот, способствует всасыванию жиров и оказывает положительное влияние на моторную функцию кишечника.

В первой половине дня печень расходует запасной углевод гликоген,превращая его в простые сахара, отдает воду, образует больше мочевины и накапливает жиры.

Во второй половине дня печень начинает перерабатывать и усваивать сахара, накапливать гликоген и воду. При этом клетки печени увеличиваются в объеме почти в 3 раза.

Таким образом, суточная норма жиров и белков должна быть получена преимущественно в утренние и дневные часы, когда печень выделяет наибольшее количество желчи, необходимое для их переваривания.

Во второй половине дня и вечером разумнее есть пищу, богатую углеводами (картофель, крупы, овощи), поскольку в это время печень перерабатывает и усваивает сахара.


Режим правильного питания является одним из важных составляющих жизнедеятельности человека.

Вопросы


  1. Что такое метаболизм?

  2. Расшифруйте аббревиатуру БЖУ.

  3. Переведите термины поджелудочная железа, печень на казахский, английский и латинский языки.

  4. В какое время рекомендован последний приём пищи? Почему?

  5. Какую роль выполняет желчь в процессе пищеварения?


Чтение.

Вариант 7

Пищеварительная система

Пищеварительная система – совокупность органов пищеварения. Пищеварение – сложный физиологический процесс, в ходе которого пища подвергается физическим и химическим изменениям и всасывается в кровь.

Функции пищеварительной системы: моторно-механическая (измельчение, передвижение); секреторная (выработка ферментов, пищеварительных соков, слюны и желчи); всасывающая (всасывание белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды).

Пищеварительная система начинается с ротовой полости. Именно в ротовой полости определяется вкус пищи, здесь она пережёвывается и смачивается слюной.

За ротовой полостью следует глотка. Это мышечный орган, соединяющий ротовую полость с пищеводом и носовую полость с гортанью.

Пищевод расположен между глоткой и желудком. Основная функция пищевода — проведение пищевого комка в желудок. Пищевод выстлан слизистой оболочкой, в которой находятся специальные железы, вырабатывающие секрет, увлажняющие пищу во время ее прохождения по пищеводу в желудок. Общая длина пищевода составляет около 25 см.

Желудок – одна из основных составных пищеварительного тракта. Размер желудка составляет примерно от 1 до 1,5 л. Основная функция желудка – переваривание пищи. Он выполняет пищеварительную, защитную, выделительную функции и выстлан слизистой оболочкой, в которой сосредоточена масса пищеварительных желёз, выделяющих желудочный сок.

Печень — самая крупная железа (масса до 1,5 кг). Основной секрет, который печень выделяет в пищеварительную систему — желчь, которая эмульгирует жиры, активирует жирорасщепляющие ферменты поджелудочной железы, но сама ферменты не содержит. Печень также осуществляет барьерную функцию, обезвреживая ядовитые вещества, появляющиеся в организме в процессе обмена веществ. Вне процесса пищеварения желчь собирается в желчном пузыре.

Поджелудочная железа — пищеварительная железа 20 см в длину и 4 см в ширину, расположена позади желудка. Поджелудочная железа относится 
к железам смешанного типа. Экзокринная часть вырабатывает панкреатический сок и гормоныинсулин и глюкагон.

Кишечник начинается двенадцатиперстной кишкой, в которую открываются протоки поджелудочной железы и желчного пузыря. Тонкий кишечник - самая длинная часть пищеварительной системы (до 5 м). Он делится на три части: двенадцатиперстную кишку, тощую и подвздошную кишку. Слизистая оболочка образует ворсинки, к которым подходят кровеносные и лимфатические капиляры.

Толстый кишечник имеет длину 1,5 м, он вырабатывает слизь, содержит бактерии, расщепляющие клетчатку. Конечный отдел – прямая кишка – заканчивается анальным отверстием, через которое удаляются непереваренные остатки пищи.


Вопросы


  1. Определите стиль и подстиль текста.

  2. Перечислите функции пищеварительной системы.

  3. Переведите выделенные термины на казахский, латинский и английский языки.


Чтение.

Вариант 8

Роль имунной системы человека
Само понятие иммунитет в современную науку внесли русский ученый И.И. Мечников и немецкий ученый П. Эрлих, изучавшие защитные реакции организма в борьбе против различных заболеваний, прежде всего, инфекционных. Их совместные работы в этой области даже были отмечены в 1908 году Нобелевской премией. Большой вклад в науку иммунологию внесли также работы французского ученого Луи Пастера, разработавшего методику вакцинации против ряда опасных инфекций.

Слово иммунитет происходит от латинского immunis, которое означает «свободный от чего-либо». Иммунная система – это совокупность органов, тканей и клеток, работа которых направлена непосредственно на защиту организма от различных заболеваний и на истребление уже попавших в организм чужеродных веществ.

Данная система является препятствием на пути инфекций. Если в работе иммунной системы происходит сбой, то вероятность развития инфекций возрастает.

Иммунная система сформировалась за долгие годы эволюции человека и действует как хорошо отлаженный механизм. В ее задачи входит распознавать, разрушать и выводить из организма как проникающие извне чужеродные агенты, так и образующиеся в самом организме продукты распада при инфекционно-воспалительных процессах, а также патологически изменившиеся клетки. 

Иммунная система способна распознать множество «чужаков». Среди них вирусы, бактерии, ядовитые вещества растительного или животного происхождения, простейшие, грибы, аллергены. К их числу она относит и превратившиеся в раковые и потому ставшие «врагами» клетки собственного организма. Главная её цель – обеспечить защиту от всех этих «чужаков» и сохранить целостность внутренней среды организма, его биологическую индивидуальность.


Как происходит распознавание «врагов»? Этот процесс идёт на генном уровне. Каждая клетка несет свою, присущую только данному человеку генетическую информацию (можно назвать её меткой). Её-то иммунная система и анализирует, когда обнаруживает проникновениев организм или изменения в нём. Если информация совпадает (метка в наличии), значит – свой, если не совпадает (метка отсутствует) – чужой.

В иммунологии чужеродные агенты принято называть антигенами. Когда иммунная система обнаруживает их, сразу включаются защитные механизмы, и против «чужака» начинается борьба. Причём для уничтожения каждого конкретного антигена организм вырабатывает специфические клетки, их называют антитела. Они подходят к антигенам, как ключ к замку. Антитела связываются с антигеном и ликвидируют его, так организм борется с заболеванием.

Органы, входящие в иммунную систему человека, подразделяются на лимфатические железы (узлы), миндалины, вилочковую железу, костный мозг, селезёнку, аппендикс и лимфоидные образования кишки.

Вопросы

  1. Какие ученые внесли само понятие иммунитет в современную науку?

  2. Какую методику разработал Луи Пастер?

  3. От какого слова происходит и что означает термин иммунитет?

  4. Что дает наличие иммунитета человеку?

  5. Каковы задачи иммунной системы?

  6. Что такое «чужаки»? Что к ним относится?

  7. Как происходит распознавание «врагов»?

  8. Как называются в иммунологии чужеродные агенты?

  9. Выделенные слова в последнем абзаце переведите на казахский, латинский, английский языки.

Чтение.

Вариант 9
Сенсорная система организма
Под сенсорной системой понимают совокупность органов и структур, обеспечивающих: восприятие различных раздражителей, действующих на организм; преобразование и кодирование внешней энергии в нервный импульс, передачу по нервным путям в подкорковые и корковые центры, где происходят анализ поступившей информации и формирование субъективных ощущений.

Сенсорная система - это анализаторы внешней и внутренней среды, которые обеспечивают адаптацию организма к конкретным условиям. В каждом анализаторе различают 3 части: периферическую (рецепторную), промежуточную и  центральную.

К периферической части относятся органы, в которых находятся специализированные рецепторные клетки. По специфичности восприятия стимулов различают механорецепторы (рецепторы органа слуха, равновесия, тактильные рецепторы кожи, рецепторы аппарата движения, барорецепторы), хеморецепторы (органов вкуса, обоняния, сосудистые интерорецепторы), фоторецепторы (сетчатки глаза), терморецепторы (кожи, внутренних органов), болевые рецепторы. Рецепторные клетки периферического отдела анализаторов являются составной частью органов чувств (глаз, ухо), а также органов, выполняющих в основном несенсорные функции (нос, язык).