Файл: Учебник Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А.А. Гайдаенко, О.В. Гайдаенко
ЛОГИСТИКА
Учебник
Рекомендовано
Министерством
образования и науки Российской Федерации
в
качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся
по экономическим специальностям
ПАЛЕОТИП
Москва
2006

2
УДК
519.865.7
ББК
65.40
Г12
Рецензенты
:
Р
.Г. Мумладзе, доктор экономических наук, профессор
О
.В. Николаев, доктор экономических наук, профессор
Гайдаенко
А.А.
Г
12
Логистика : учебник / А.А. Гайдаенко, О.В. Гайдаенко. —
М.: Издательство «Палеотип», 2006. – 220 с.
ISBN 5-94727-232-6
В настоящем учебнике в простой и доступной форме излагаются основные направления логистической деятельности.
При написании книги использовались материалы исследований отечествен- ных и зарубежных специалистов по данной тематике. В нем затронуто множество тем, однако, ее содержание предназначено для самой широкой аудитории, прежде всего, студентов, преподавателей, а также для работников производственного под- разделения, отделов сбыта, физического распределения, плановых отделов.
УДК
519.865.7
ББК
65.40
© Гайдаенко А.А., Гайдаенко О.В., 2006
ISBN 5-94727-232-6
© Издательство «Палеотип», 2006

3
Содержание
Предисловие ...................................................................................................... 6
Глава
1. Введение в логистику...................................................................... 8
1.1. Объект, предмет, основные понятия логистики.................................. 8
1.2. Функциональные области логистики и их характеристики............. 16
1.3. Ключевые проблемы и решения логистики в государственном и частном секторах ...................................................................................... 18
Глава
2. Логистика закупок ......................................................................... 21
2.1. Задачи и функции закупочной логистики .......................................... 21
2.2. Механизм функционирования закупочной логистики ..................... 24
2.3. Планирование закупок ......................................................................... 27
2.4. Выбор поставщика, получение и оценка предложений.
Методы выбора ............................................................................................ 29
2.5. Виды потребностей. Методы определения потребностей ............... 37
2.6. Функции запасов. Классификация запасов.
Причины возникновения запасов ............................................................... 41
2.7. Системы управления закупками и запасами.
Модель управления закупками (Формула Уилсона) ................................ 44
2.7. Система “МРП”..................................................................................... 53
2.8. Управление поставками. Контроль за поставками ........................... 55
2.9. Случаи определения величины оптимальной поставки ................... 58
Глава
3. Производственная логистика....................................................... 62
3.1. Сущность и задачи производственной логистики ............................ 62
3.2. Типы организации производства......................................................... 63
3.3. Система «КАНБАН» ............................................................................ 68
3.4. Методы выравнивания производства.................................................. 72
3.5. Методы сокращения продолжительности производственного процесса ...................................................................... 73
3.6. Метод «Шодзинка»............................................................................... 78
3.7. Метод «ДЗИДОКА».............................................................................. 80
3.8. Производство методом «Точно во время» (Just in time)................... 81
3.9. Расчет основных показателей.............................................................. 82
Глава
4. Логистический сервис ................................................................... 86
4.1. Понятие логистического сервиса ........................................................ 86
4.2. Параметры и характеристика логистического обслуживания ......... 90


4
4.3. Формирование подсистемы логистического сервиса ....................... 94
Глава
5. Информационная логистика ........................................................ 97
5.1. Понятие, виды информационной логистики ..................................... 97
5.2. Цели создания и функции информационной системы ..................... 98
5.3. Разработка и внедрение информационных систем......................... 100
5.4. Информационный поток: понятие и виды....................................... 103
5.5. Классификация основных задач производства и сбыта, решаемых с помощью информационных систем................................... 109
5.6. Информационная инфраструктура.................................................... 111
5.7. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов ...................... 114
5.8. Радиочастотная идентификация (RFID) ........................................... 118
Глава
6. Логистика распределения ........................................................... 124
6.1. Объект, предмет, функции логистики распределения.................... 124
Эти функции можно разукрупнить по следующим блокам : ..................... 125
6.2. Логистические принципы и свойства, на которых строится логистика распределения ..................................... 125
6.3. Центры консолидации ........................................................................ 127
6.4. Основные формы распределения готовой продукции.................... 128
6.5. Типы логистических посредников .................................................... 131
6.6. Системы управления распределением .............................................. 133
6.7. Методы стратегии размещения ......................................................... 134
Глава
7. Организация складской деятельности .................................... 140
7.1. Основные понятия складской деятельности ................................... 140
7.2. Классификация складов ..................................................................... 144
7.3. Формы организации складского хозяйства.
Планирование складских помещений...................................................... 147
7.4. Методы учета и контроля запасов продукции на складе ............... 151
7.5. Основные показатели складской деятельности .............................. 153
7.6. Организация технологического процесса на складе........................ 155
7.7. Поступление и приемка продукции на склад.................................. 156
7.8. Размещение продукции на хранение................................................. 159
7.9. Отборка, комплектация и отпуск продукции .................................. 162
7.10. Обработка возвращаемой продукции ............................................. 163
7.11. Торговая и складская документация ............................................... 164
7.12. Транспортная документация............................................................ 171
7.13. Тара и упаковка................................................................................. 175
7.14. Критерии оценки работы склада ..................................................... 180


5
Глава
8. Транспорт в условиях логистики ............................................. 186
8.1. Транспорт: понятие и виды................................................................ 186
8.2. Основные принципы технологии перевозочного процесса ........... 188
8.3. Процесс перевозки грузов.................................................................. 189
8.4. Проектирование перевозочного процесса ........................................ 191
8.5. Особенности смешанных перевозок ................................................. 193
8.6. Контейнерные терминалы.................................................................. 194
8.7. Новые логистические системы сбора и распределения грузов ..... 195
8.8. Системы связи для автоперевозчиков............................................... 201
8.9. Влияние логистики оказываемое на транспортную систему......... 204
8.10. Показатели качества транспортной услуги ................................... 209
8.11. Расчет основных показателей .......................................................... 210
Литература..................................................................................................... 216

6
Предисловие
В связи с реформированием экономики Российской Федерации для многих предприятий важной задачей является структурная пере- стройка, придающая предприятию такой характер, который точно соот- ветствовал бы периоду низких темпов экономического роста. Для этого требуется радикальное снижение издержек, включая расходы на содер- жание персонала; в этом смысле отрасль логистики также не является исключением.
Однако, несмотря на то, что в области физического распределе- ния наблюдалась проблема наличия структур имеющих высокие из- держки, на предприятиях приоритеты отдавались таким вопросам, как снижение производственной себестоимости и рационализация косвен- ных подразделений. Предпринимаются усилия по снижению издержек на физическое распределение, однако для хозяйственной реформы, ко- торая могла бы принести значительный успех, не нашлось должных возможностей, так что и по сей день существует много предприятий, у которых эти проблемы остаются нерешенными.
При таком положении резкое повышение издержек на распреде- ление продолжает все больше подавлять прибыль предприятий. Из-за стремления к низким ценам сумма продаж не обнаруживает тенденции к росту, объем отгруженной продукции изменяется не слишком сильно, в результате процентное соотношение издержек, приходящихся на распределение, продолжает увеличиваться. Наблюдается сокращение жизненного цикла товаров. Растут риски не распроданных товарных запасов, наблюдается нестабильное состояние производств, которым приходится приспосабливаться к выпуску товаров большого ассорти- мента малыми партиями. Появление все новых и новых товаров, в свою очередь, является существенным фактором, который способствует воз- никновению нестабильности самого производства.
Снижение общих издержек, включающих расходы на физическое распределение, может стать эффективным методом коренного улучше- ния доходности предприятий. Логистический подход позволяет совер- шенствовать не только само физическое распределение, но и все основ- ные процессы, как при изготовлении, так и при распределении, то есть - сбыт, производство закупки и информационное обеспечение. Это озна- чает, что широкое использование логистических принципов и инстру-


7
ментов позволяет более эффективно адаптировать предприятие к усло- виям постоянно меняющегося рынка и получению реальной прибыли.
Данная книга, по мнению автора, должна в доступной форме по- знакомить большое число читателей с основами основных направлений логистической деятельности. В этой работе затронуто множество тем, однако, ее содержание предназначено для самой широкой аудитории, прежде всего, студентов, преподавателей, а также для работников про- изводственного подразделения, отделов сбыта, физического распреде- ления, плановых отделов.
При написании этой книги использовались материалы исследо- ваний отечественных и зарубежных специалистов по данной тематике.

8
Глава
1.
Введение
в
логистику
1.1.
Объект
,
предмет
,
основные
понятия
логистики
Целью дисциплины «Логистика» является получение студентами базовых знаний в области разработки, управления и внедрения логи- стических систем как функциональных подразделений предприятий, так и всего предприятия в целом. Студенты должны получить навыки в области установления правил стыковки логистических подсистем пред- приятия, как между собой, так и с внешней инфраструктурой.
Основными задачами курса является получение студентами на- выков проведения анализа функционирования производственно- сбытовых систем, осознания ими значимости комплексного подхода в логистикоориетированном управлении ими. Изучение составляющих частей логистики и их взаимосвязи – информационная логистика, логи- стика товарно-материальных запасов, логистика складирования, транс- портная логистика, организация логистического управления, а так же получения навыков по нахождению экономических компромиссов ме- жду подразделениями предприятий.
Курс логистики базируется и неразрывно связан с дисциплина- ми, изучающими макро и микроэкономику, экономику предприятия, основы организации производства, основы менеджмента, маркетинга, а также прикладная математика, и дисциплины, изучающие вычисли- тельную технику, программирование, организацию баз данных.
Понятия
логистики, история развития.
Предметом изучения логистики как науки является оптимизация потоковых процессов. Принципы логистики: синхронизация, оптимиза- ция и интеграция - служат основным методологическим подходом к повышению организованности и эффективности функционирования производственных систем.
Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и немате- риальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской перера-


9
ботки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продук- ции до потребителя в соответствии с его требованиями а также переда- чи, обработки и хранения соответствующей информации.
1
Логистика (от греч. - искусство рассуждения, после - искусство снабжения армии и ее перемещение, математическая логистика).
В античной математике под логистикой понимали совокупность известных в то время вычислительных и измерительных алгоритмов.
Лейбниц употреблял термин «logistica» для разработки своего исчисле- ния умозаключений.
Сегодня этот предмет получил всеобщее признание и включает в себя множество направлений. Взгляды Европы, Америки и Востока на логистику сегодня неоднозначны.
Американские инженеры-логистики придерживаются определе- ния логистики как искусства и науки управления, техники и техниче- ской активности, которые предусматривают планирование, снабжение и применение средств перемещения с целью реализации плана и дости- жения поставленной цели.
Первыми практический потенциал логистики предугадали амери- канские специалисты Пол Конверс и Питер Дракер
2
. Они определили ее потенциальные возможности как «последний рубеж экономии затрат» и
«неопознанный материк экономики». Приверженцами расширенного толкования логистики являются и французские специалисты Э. Мате и
Д. Тиксье
3
, которые подразумевают под ней «способы и методы коор- динации отношений фирмы с партнерами, средство координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложе- ния… способ организации деятельности предприятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью оптемизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации своих экономических целей».
Немецкие ученые и практики определяют логистику как плани- рование, управление, осуществление и контроль полезных и рентабель- ных движений сырья, полуфабрикатов и готовой продукции вместе с сопутствующей информацией. Отечественная наука трактует логистику несколько шире, ее позиция принимается цивилизованным миром с по- ниманием, но во что касается практики, то тут мы позади планеты всей.
1
Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь.-М.: Экономика, 1995.
2
Drucker P.F. The Economy`s Darc Continent // Fortune, Apr.1962 3
Мате Э., Тиксье Д. Материально-техническое обеспечение деятельности предпри- ятия. Пер. с франц.- М.: АО Издательская группа «Прогресс», 1993. 160 с.

10
Английский исследователь М. Кристофер
4
считает, что логистика эффективна не только на уровне фирм, но и на отраслевом уровне. Ей, по- лагают они, должны принадлежать решения по общеэкономическому про- цессу отрасли, включая вопросы размещения предприятия и складов.
Выделим основные этапы развития логистики (табл. 1.1)
5
Периоды
Характеристика
Период становления ло- гистики
(1950-1970 гг.)
Быстрое развитие теории логистики и первое применение ее на практике.Развитие логистики совместно с маркетинговой концепцией приво- дит к обращению внимания на потребности рынка, стимулированию сбыта, развитию прак- тики снижения затрат.
Появление концепции бизнес-логистики
(конец 1960-1970 гг)
Применение логистического подхода, транс- портировка, складирование, обработка мате- риалов, защитная упаковка, контроль запасов, выбор местонахождения производства и место- расположения складов, управление заказами на производство продукции, прогнозирование спроса, маркетинговый подход к обслужива- нию производства и потребителей. Усиление и ожесточение конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов в про- изводстве.
Период «тарно- упаковочной» революции
(конец 1970гг.)
Кардинальное изменение складского процесса, его операционного состава, принципа органи- зации складских операций, технического и тех- нологического обеспечения. Начало примене- ния транспортно-складского оборудования, новых видов тары и упаковки, использование первых контейнеров, внедрение стандартиза- ции в складские операции, упаковку, типораз- меры.
Появление идеи полной логистической цепи
(1980-середина1990гг.)
Быстрое развитие персональных компьютеров и их массовое применение в бизнесе привело к использованию мирового информационного
4
Christopher M. Logistics and Supply Chain Management: Strategics for Reducing Costs and Improving Services.- UK: Pitman Publishing,1992.
5
Анисимов В.П., Снежинская М.В. Логистике / В.П. Анисимов, М.В. Снежинская.-
М.: Издательство «Экзамен», 2005. 48 с.