Файл: Учебник Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
Периоды
Характеристика пространства в целях логистического управле- ния организацией, появилась возможность ин- тегрального рассмотрения всех логистических функций и операций и сведения к минимуму суммарных логистических затрат, глобализация рынка и формирование единого экономическо- го пространства увеличило возможности по- ставки и сбыта.
Появление и развитие концепции всеобщего управления качеством
( середина 1990 гг.)
Использование логистического подхода при управлении качеством, усиление конкуренции приводят к борьбе за качество, улучшению уровня сервиса, признано единство целей про- изводителя и потребителя. Важность этого эта- па для развития логистики заключается в том, что с позиции стратегического планирования на свободных рынках задачи интегрированной логистики фирмы совпадают с идеологией все- общего управления качеством. Это становится одним из главных принципов логистического подхода к управлению.
У нас в стране Всесоюзная Ассоциация Логистики образована в
1991г.
Фонд Логистических Разработок (1993г.) занимается подготовкой и переподготовкой кадров.
Логистика- это еще и уровень культуры использования знаний о природе и обществе, позволяющий не только принимать и осуществ- лять системные решения, но и воспитывающий системное представле- ние, на базе которого возможна гармонизация деятельности людей в крупных организациях. Методология логистики позволяет осуществ- лять системную рационализацию сложных производственных систем.
Она вооружает менеджеров предприятий методами повышения органи- зованности производственных систем и позволяет эффективно завоевы- вать конкурентные преимущества.
В условиях рыночной экономики выживаемость предприятий, завоевание ими конкурентных преимуществ возможны лишь при усло- вии их обязательной непрерывной организационно-технической пере- стройки с целью приближения реально существующего производства к его оптимальному проекту, соответствующему достигнутым уровням знаний, техники, технологии, организации и управления производст-
12
вом. Эта организационно-техническая перестройка представляет собой непрерывный процесс гибкой адаптации предприятия к непрерывно меняющимся условиям рынка, к нестабильным налогам и методам го- сударственного регулирования. Для достижения устойчивой конкурен- тоспособности на рынке процесс перестройки организации должен идти как процесс сближения существующей модели организации с ее иде- альным проектом.
Оптимальный процесс организации должен соответствовать со- временным уровням технологии, техники и культуры (знаний) органи- зации и управления предприятиями. Разработку оптимального проекта предприятия как высокоорганизованной и гибкой производственной системы можно представить в качестве типового процесса, который начинается с определения главной специфической цели функциониро- вания системы и предполагает ее типовую декомпозицию, известную как "дерево целей". Что касается подсистем организации и управления промышленным предприятием, то они имеют иные цели первого уров- ня, но одинаковые цели второго, третьего и четвертого уровней.
Целью
логистики является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при мини- мально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, фи- нансовых ресурсов.
Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономи- ческой системы, позволяет существенно сократить материальные запа- сы и затраты по их формированию и содержанию, общие издержки производства и обращения. Логистика, как и маркетинг, исходит из ин- тересов потребителя.
Цель
логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:
1) нужный товар;
2) необходимого качества;
3) доставлен в необходимом количестве;
4) в нужное время;
5) в нужное место;
6) с минимальными затратами.
Глобальная
цель логистики - сокращение цикла, уменьшение запасов. На стадии производства - за счет синхронизации процессов; за счет определения потребности в материальных ресурсах; что требуется? когда? сколько?; за счет саморегулирования (производство идет в соот- ветствии со спросом на ту или иную продукцию).
13
Объектом
изучения логистики являются материальные и соот- ветствующие им финансовые, информационные потоки
, сопровож- дающие производственно-коммерческую деятельность.
Современная рациональная организация и управление матери- альными потоками предполагают обязательное использование основ- ных логистических принципов: однонаправленности, гибкости, синхро- низации, оптимизации, интеграции потоков процессов.
Поскольку логистический подход требует введения нового объ- екта изучения (потока), приведем его определение.
Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспри- нимаемое как единое целое. Поток характеризуется следующими пара- метрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность.
Интенсивность потока - количество объектов потока, проходя- щих через пункты в единицу времени.
Логистика может иметь дело с многообразными потоками - мате- риальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, инфор- мационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.
Материальный
поток - совокупность грузов, деталей, товарно- материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и техноло- гических (механообработка, сборка) операций.
Материальный поток характеризуется такими процессами, как транспортировка, погрузочно-разгрузочные операции, обработка про- дукции, складирование и хранение.
Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному по- требителю (рис. 1.1).
Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть производственным или непроизводственным.
Потребление
производственное — это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда.
Потребление
непроизводственное — это текущее использова- ние общественного продукта на личное потребление и потребление на- селения в учреждениях и предприятиях непроизводственной сферы.
На всех этапах движения материального потока в пределах логи- стики происходит его производственное потребление. Лишь на конеч-
14
ном этапе, завершающем логистическую цепь, материальный поток по- падает в сферу непроизводственного потребления.
Потребители материального потока
Рис.
1.1. Варианты поступления материального потока в систему потребления
Логистическая цепь может завершаться и производственным по- треблением. Например, движение энергоносителей. Поток угля, на- правляемый из угольного разреза, завершается при поступлении в про- изводственное потребление на ТЭЦ или промышленном предприятии.
Производственным потреблением может заканчиваться поток орудий труда, например, изготовленных на машиностроительном заво- де станков.
К производственному потреблению относится также процесс преобразования материального потока в распределительном центре.
Здесь осуществляются такие Логистические операции, как подсорти- ровка, упаковка, формирование партии груза, хранение, комплектация, фасовка, перемещение и другие. Комплекс этих операций составляет процесс производства в сфере обращения.
15
На всех этапах движения материальный поток является предме- том труда участников логистического процесса. На стадии движения продукции производственно-технического назначения это могут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. д. На стадии товародвижения материальный поток пред- ставляет собой движение готовых товаров народного потребления.
Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе - каналом распределе- ния.
Логистический
канал — это частично упорядоченное множест- во различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.
Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения мате- риального потока от поставщика к потребителю. После этого логисти- ческий канал преобразуется
в логистическую цепь.
Логистическая
цепь, это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих Логистические операции по доведению внешнего, материального потока от одной ло- гистической системы до другой
.
Логистическая
цепь - совокупность логистических звеньев, че- рез которые проходит движение материального потока, с выделением следующих главных звеньев: поставка материалов, сырья и полуфабри- катов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределе- ние, включая отправку товаров со склада готовой продукции вплоть до места ее потребления.
Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макрологистику, мезологистику и микрологистику.
Макрологистика - область логистики, решающая вопросы, свя- занные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, ор- ганизацией транспортного процесса, рациональных направлений мате- риальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабри- катов, с организацией пунктов доставки готовой продукции, с выбором транзитного или складского способа товародвижения.
Мезологистика - область логистики, осуществляющая интегра- цию в одну систему нескольких фирм одной отрасли.
16
Микрологистика - область логистики, решающая локальные во- просы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики и осуществ- ляющая управление материальными и информационными потоками на внутрипроизводственном (внутрифирменном) уровне. Примером может служить планирование в пределах предприятия различных логистиче- ских операций, таких, как погрузочно-разгрузочные, транспортно- складские и др. Микрологистика обеспечивает операции по планирова- нию, подготовке, реализации и контроля за процессами перемещения продукции внутри предприятий.
Логистическая
система включает такие укрупненные блоки, как снабжение (закупка) с транспортным обеспечением (доставка продук- ции предприятиям), производство, сбыт продукции с транспортным обеспечением (доставка продукции потребителям). В соответствии с этим выделяются следующие функциональные области логистики: ло- гистика, связанная с заготовкой или закупкой продукции
(логистика
закупок
, или заготовительная логистика); производственная логисти-
ка
; логистика, специализирующаяся на сбыте, реализации продукции
(распределительная логистика).
Термин
коммерческая логистика означает не только сферу ис- пользования (коммерческая деятельность по закупке сырья и материа- лов, сбыт готовой продукции), но и прагматическую цель, заключаю- щуюся в снижении издержек, увеличении прибыли, повышении конку- рентоспособности организации (фирмы).
С точки зрения обработки материального потока можно выделить следующие области в логистике: запасы, транспортировка продукции, складирование, складская обработка и информационное обеспечение материального потока.
1.2.
Функциональные
области
логистики
и
их
характеристики
Логистика рассматривается в двух аспектах: управленческом и технологическом. Организация управления снабжением, продвижение материального потока и обеспечение сбыта относятся к организацион- ному направлению. Таким образом,
организационное направление в
логистике
- функциональная область логистики, осуществляющая про- движение материального потока и обеспечение снабжения и сбыта.
Технологическое
направление в логистике - функциональная область
17
логистики, осуществляющая совершенствование технологий транс- портных перевозок, складского хозяйства, информационного обеспече- ния, планирования и контроля.
Рассмотрим отдельные функциональные области логистики.
Для наглядного представления рассмотрим таблицу 1 «Основные задачи логистики решаемые в различных областях».
Таблица 1.2
Основные
задачи логистики, решаемые в различных областях
№. п/п
Область логистики
Основные задачи.
1
Запасы
Планирование, формирование и содержание необходимых материальных запасов.
2
Производство
Производство материальных благ и произ- водство материальных услуг (работ, увели- чивающих стоимость ранее созданных благ).
3. Распределение
Определение покупательского спроса, уста- новление хозяйственных связей, оказание услуг потребителям, выбор рациональных форм товародвижения и организация тор- говли.
4
Транспортировка про- дукции
Выбор вида транспорта, транспортного средства, планирование и мониторинг дос- тавки продукции.
5
Складирование и складская обработка
Выбор варианта размещения склада, управ- ление складской переработкой, упаковка.
6
Информационное обес- печение
Сбор данных о движении материальных по- токов, компьютерное обеспечение логисти- ческих процессов.
Запасы играют буферную роль между производством, обраще- нием и потреблением. Они могут быть сосредоточены непосредственно у производителя либо их хранение может быть приближено к потреби- телю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей производственной системы. Запасы позволяют быстро реаги- ровать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.
Производственная
логистика - область логистики, охватываю- щая процессы движения материалопотоков внутри предприятия (фир- мы).
18
Распределение
– область логистики, охватывающая весь ком- плекс задач по управлению материальным потоком на пути от предпри- ятия производителя до потребителя – с момента постановки задачи реа- лизации до момента поставки продукта потребителю или завершения послепродажного обслуживания.
Транспорт включает при логистическом подходе не только пере- возку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, но также доставку со склада к месту потребления.
Учитываются все транспортные связи, даже если поставщик и потреби- тель оплачивают наемный транспорт. Основными характеристиками транспорта являются стоимость, время доставки и степень ее надежно- сти.
Складское
хозяйство включает в себя складские объекты для продукции их размещение и использование.
Информация
- любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистемы, которая пе- редает заказы, требования об отгрузке и транспортировке продукции, поддерживает уровень запасов и т.д. Следовательно,
информационная
логистика - отрасль логистики, организующая поток данных, сопрово- ждающий материальный поток, и являющаяся звеном, связывающим снабжение, производство и сбыт.
1.3.
Ключевые
проблемы
и
решения
логистики
в
государственном
и
частном
секторах
Потребность в логистике возникает как в частном, так и в госу- дарственном секторе (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Ключевые
проблемы логистики
в
частном и государственном секторах
Участники логистиче- ских решений
Частный сектор
Государственный сектор
Поставщик - обслужи- вающее агентство
Управление запасами, ценообразование, пере- возки собственным или нанимаемым транспор-
Укомплектованность шта- та, ценообразование, пере- возки собственным или нанимаемым транспортом,
19
Участники логистиче- ских решений
Частный сектор
Государственный сектор том, планирование производства, разме- щение предприятия. предлагаемые услуги, раз- мещение заказов.
Транспортное агент- ство
Маршрутизация пере- возок, уровень обслу- живания, цены, тип парка.
Маршрутизация перево- зок, уровень обслужива- ния, цены, тип парка.
Правительство
Налогообложение, це- ны на продукцию и тарифы естественных монополий, стабиль- ность финансовой сис- темы, функционирова- ние и развитие госу- дарственной инфра- структуры, правовое регулирование хозяй- ственных отношений.
Бюджетное финансиро- вание, система форми- рования государственных заказов, контроль за их выполнением и регулиро- ванием.
В логистических решениях принимают участие: продуценты (из- готовители товаров), поставщики, транспортные структуры, потребите- ли, государственные структуры.
В частном
секторе потребитель предъявляет спрос на продук- цию изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика. Он договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых материалов на предприятие, а готовой продукции - с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на транспортные перевозки - это произ- водный спрос. Правительство определяет общие правила функциониро- вания рынка и частично обеспечивает деятельность транспортной ин- фраструктуры.
В государственном
секторе правительство выступает как заказ- чик, потребитель и поставщик части продукции (например, в области военных нужд).
Вопросы
для повторения.
1. Дайте определение термину «Логистика».
2. При каких условиях цель логистической деятельности счита-
ется
достигнутой?
3. Сформулируйте глобальную цель логистики.