Файл: Учебник Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
208
ется, что и в дальнейшем технико-эксплуатационные особенности ав- томобильного транспорта обеспечат ему надежное положение в услови- ях повышенного спроса на перевозки грузов частыми, но мелкопарти- онными отправками, которые, в свою очередь, ускорят развитие авто- матической обработки грузов, контейнеризации и пакетизации, а также информатики в области грузовой и перевозочной работы. Однако это приведет к увеличению стоимости транспортировки; повысится и зна- чение качественных факторов, например, таких, как надежность и свое- временность доставки.
Дерегулирование в основном коснулось автомобильного транс- порта, как наиболее приспособленного к перевозкам грузов мелкими партиями, способствующим сокращению запасов материальных ресур- сов и повышению скорости их оборачиваемости. Что же касается же- лезных дорог, то они оказались во многих случаях не в состоянии удов- летворить спрос на перевозки адекватно изменившейся системе матери- ально-технического обеспечения. На железнодорожный транспорт по- прежнему распространяется ряд правовых и административных требо- ваний со стороны государства. В частности, такие требования предпи- сывают, надлежащее функционирование линий на конкретных направ- лениях, освоение всего объема перевозок пассажиров и грузов, ограни- чения соответствующей политики в области цен и соблюдение ряда других требований. В силу указанных причин железнодорожный транс- порт стал менее благоприятным по сравнению с автомобильным видом транспорта для использования системы «точно в срок». Так, в конце
1980-х годов 49% промышленных фирм США, работающих по данной логистической системе, снизили степень пользования услугами желез- ных дорог; столько же фирм сохранили уровень их услуг, и лишь 2% фирм повысили его.
Тем не менее, как считают зарубежные специалисты, это не озна- чает, что в новых условиях спроса на перевозки роль железнодорожно- го транспорта обречена на снижение. Напротив, такие его качественные характеристики, как регулярность и скорость движения поездов в пря- мом сообщении (в европейском регионе — это международные пере- возки), могут оказаться весьма полезными. Более того, в целях ускоре- ния доставки грузов на железнодорожном транспорте может быть рас- ширено применение контрейлерных перевозок, контейнеров и мар- шрутных составов. Операции по составлению поездов будет целесооб- разно выполнять на ограниченном числе сортировочных станций. Пер- востепенное значение для повышения использования грузоподъемности вагонов приобретает консолидация грузов.
209
Использование внутреннего водного транспорта в логистической цепи в значительной степени ограничивается сезонностью его работы в ряде стран. Однако внутренние водные пути могут быть использованы в качестве альтернативного вида транспорта по сравнению с автодо- рожным, на котором действуют такие сдерживающие факторы, как за- прещение работы в выходные дни, дорожные налоги и т. д. Благодаря применению системы «точно в срок» расширились возможности при- влечения водного транспорта по сравнению с теми случаями, когда ак- цент делался на повышение скорости доставки.
Внедрение логистической концепции в практику мирохозяйст- венных связей позволит в определенной степени увеличить объем пере- возок грузов морским и особенно воздушным транспортом в межкон- тинентальном сообщении. Не исключен рост авиационных перевозок и во внутренних сообщениях. Например, в США к началу 1990-х годов востребование воздушного транспорта возросло у 29% фирм, исполь- зующих систему «точно в срок», и только 5% фирм отказались от его услуг.
В логистических системах, работающих «строго по графику», ос- новной фактор, обеспечивающий эффективную работу на линиях снаб- жения и сбыта товарно-материальных ценностей, — это новые услуги автомобильных и железнодорожных компаний по сбору и распределе- нию грузов. Такие услуги транспортных предприятий обеспечивают ускорение перевозки на большие расстояния от поставщиков к произ- водителям или рынкам конечной продукции и часто исключают звенья, существующие в традиционных системах комплектования грузов.
8.10.
Показатели
качества
транспортной
услуги
Показатель качества транспортной услуги – это количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услу- ги, составляющих ее качество. Качество перевозок оценивается по со- вокупности характеристик, определяющих их пригодность удовлетво- рять потребности грузоотправителей или грузополучателей в соответ- ствующих перевозках.
Номенклатура показателей качества грузовых перевозок, приме- няемая в сфере управления качеством грузовых перевозок, определена
ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенк-
210
латура показателей качества». ГОСТ выделяет следующие группы по- казателей:
1. Показатели своевременности выполнения перевозки. а) перевозка груза к назначенному сроку; б) регулярность прибытия груза; в) срочность перевозки груза.
2. Показатели сохранности перевозимых грузов. а) без потерь; б) без повреждений; в) без пропажи; г) без загрязнений.
3. Экономические показатели. а) удельные затраты на транспортировку грузов различными ви- дами транспорта; б) удельные полные расходы на доставку груза; в) затраты на производство погрузочно-разгрузочных и склад- ских работ; г) процент транспортных издержек в себестоимости продукции
(товара).
Согласно указанному стандарту показатели качества транспорт- ной услуги должны отвечать следующим основным требованиям:
1. Обеспечивать соответствие качества грузовых перевозок по- требностям потребителей (физических и юридических лиц);
2. Давать характеристику всех свойств грузовой перевозки, обу- славливающие ее пригодность, а также удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с назначением;
3. Стабильность;
4. Исключение взаимозаменяемости показателей при комплекс- ной оценке уровня качества грузовых перевозок.
Для того, чтобы повышать уровень качества перевозок необходимо проводить периодические проверки качества оказываемых услуг. Для это- го возможно использование анкетного метода опроса потребителей.
Расчет_основных_показателей_Расчет__равноценного_расстояния_для_выбора_подвижного_со-_става'>8.11.
Расчет
основных
показателей
Расчет
равноценного расстояния для выбора подвижного со-
става
ТГГ
тг
ta
a
nn
a
пр
тг
tТТ
ta
p
V
q
V
q
t
q
t
q
V
V
b
I
⋅
−
⋅
⋅
−
⋅
⋅
⋅
=
)
(
, (8.1.) где
211
пр
t
-время простоя под погрузкой и разгрузкой
пп
t
-время перецепки прицепов (полуприцепов)
ТГГ
V
-техническая скорость тягача, км/ч
ta
V
- техническая скорость автомобиля, км/ч
a
q
-грузоподъемность автомобиля
ТГ
q
- грузоподъемность тягача
b
-коэффициент использования пробега
Если
расстояние перевозки меньше равноценного, то следует
применять
тягач, если расстояние перевозки больше равноценного, то
следует
применять автомобиль, т.е тягач:
p
пер
I
I
<
, автомо-
биль
:
p
пер
I
I
>
Плата
за перевозку грузов автомобильным транспортом по
повременным
тарифам
К
Д
Р
Н
П
⋅
+
⋅
=
, (8.2.) где
Н- время в наряде, час
Р- плата за один автомобиле-час пользования, руб.
Д- плата за каждый километр пробега, руб.
К- общий пробег автомобиля, км
Расчет
технико-экономических характеристик подвижного
состава
различных видов транспорта
*Грузоподъемность, определяемая количеством груза (т)
,который может быть погружен в данный вагон в соответствии с
прочностью
его ходовых частей. Грузоподъемность вагона указывает-
ся
на его кузове;
*Технический коэффициент тары :
К
т
=Р
т
/q, (8.3) где
Р
т
- вес тары вагона q- грузоподъемность
212
(Чем
меньше величина К
т
, тем меньше доля тары в общем весе
вагона
и тем лучше используется мощность локомотива);
*
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Коэффициент
использования грузоподъемности :
К
гр
=Р
гр
/q, (8.4) где
Р
гр
- масса груза в вагоне (т) q- грузоподъемность
*Коэффициент
использования вагона :
К
в
=П
гр
/П
в
, ( 8.5) где
П
гр
- объем груза в вагоне(куб.м)
П
в
- вместимость вагона
Чем
ближе к единице значение этих коэффициентов, тем выше
показатель
использования грузоподъемности и вместимости вагона.
Расчет
количества транспортных единиц.
*Для
маятниковых перевозок:
а) односторонний маршрут
(
)
(
)
100
/
1
/
2
РЕМ
СМ
ТР
ТР
РАЗГР
ПОГР
ТР
ТР
СМ
ТР
P
Т
К
g
t
t
V
L
G
Q
−
+
+
=
, (8.6) где
Q
ТР – количество единиц транспортных средств;
G
СМ
– количество груза, перевозимого за смену, т;
L
ТР
– расстояние между двумя пунктами, м;
V
ТР
– средняя скорость движения транспортного средства, м/мин; t
погр и t разгр
– соответственно время погрузочных и разгрузочных операций за каждый рейс, мин; g
тр
– грузоподъемность единицы транспортного средства, т;
К
тр - коэффициент использования грузоподъемности транспорт- ных средств;
Т
см
– продолжительность смены, мин;
Р
рем
– процент потерь времени при использовании транспортного средства( за заправку горючим, зарядку аккумуляторов, ремонт и др.); б
) двусторонний маршрут:
(
)
(
)
100
/
1
/
PEM
CM
TP
TP
РАЗГР
ПОГР
TP
TP
CM
TP
P
T
K
g
t
t
V
L
G
Q
−
+
+
′
=
, (8.7) где
использования грузоподъемности :
К
гр
=Р
гр
/q, (8.4) где
Р
гр
- масса груза в вагоне (т) q- грузоподъемность
*Коэффициент
использования вагона :
К
в
=П
гр
/П
в
, ( 8.5) где
П
гр
- объем груза в вагоне(куб.м)
П
в
- вместимость вагона
Чем
ближе к единице значение этих коэффициентов, тем выше
показатель
использования грузоподъемности и вместимости вагона.
Расчет
количества транспортных единиц.
*Для
маятниковых перевозок:
а) односторонний маршрут
(
)
(
)
100
/
1
/
2
РЕМ
СМ
ТР
ТР
РАЗГР
ПОГР
ТР
ТР
СМ
ТР
P
Т
К
g
t
t
V
L
G
Q
−
+
+
=
, (8.6) где
Q
ТР – количество единиц транспортных средств;
G
СМ
– количество груза, перевозимого за смену, т;
L
ТР
– расстояние между двумя пунктами, м;
V
ТР
– средняя скорость движения транспортного средства, м/мин; t
погр и t разгр
– соответственно время погрузочных и разгрузочных операций за каждый рейс, мин; g
тр
– грузоподъемность единицы транспортного средства, т;
К
тр - коэффициент использования грузоподъемности транспорт- ных средств;
Т
см
– продолжительность смены, мин;
Р
рем
– процент потерь времени при использовании транспортного средства( за заправку горючим, зарядку аккумуляторов, ремонт и др.); б
) двусторонний маршрут:
(
)
(
)
100
/
1
/
PEM
CM
TP
TP
РАЗГР
ПОГР
TP
TP
CM
TP
P
T
K
g
t
t
V
L
G
Q
−
+
+
′
=
, (8.7) где
213
CM
G
′
- количество груза, перевозимого за смену в оба конца, т;
L
ТР
– расстояние между двумя пунктами, м;
V
ТР
– средняя скорость движения транспортного средства, м/мин; t
погр и t разгр
– соответственно время погрузочных и разгрузочных операций за каждый рейс, мин; g
тр
– грузоподъемность единицы транспортного средства, т;
К
тр - коэффициент использования грузоподъемности транспорт- ных средств;
Т
см
– продолжительность смены, мин;
Р
рем
– процент потерь времени при использовании транспортного средства( за заправку горючим, зарядку аккумуляторов, ремонт и др.);
*Для
кольцевых перевозок с равномерным грузопотоком:
(
)
{
}
(
)
100
/
1
/
PEM
CM
TP
TP
РАЗГР
ПОГР
ПОГР
TP
K
CM
TP
P
T
K
g
t
t
K
V
L
G
Q
−
+
+
=
, (8.8) где
L
K
– длина всего кольцевого маршрута, м;
К
ПОГР
– количество погрузочно-разгрузочных пунктов;
Q
ТР – количество единиц транспортных средств;
G
СМ
– количество груза, перевозимого за смену, т;
L
ТР
– расстояние между двумя пунктами, м;
V
ТР
– средняя скорость движения транспортного средства, м/мин; t
погр и t разгр
– соответственно время погрузочных и разгрузочных операций за каждый рейс, мин; g
тр
– грузоподъемность единицы транспортного средства, т;
К
тр - коэффициент использования грузоподъемности транспорт- ных средств;
Т
см
– продолжительность смены, мин;
Р
рем
– процент потерь времени при использовании транспортного средства( за заправку горючим, зарядку аккумуляторов, ремонт и др.);
* Количество груза перевозимого за смену:
HEP
CM
P
ГОД
CM
K
K
D
G
G
*
/
=
, (8.9) где
G
ГОД
– годовой грузооборот;
К
СМ
– число смен в сутки;
D
P
- число рабочих дней в году;
К
НЕР
– коэффициент неравномерности перевозок.
214
*Потребное количество электро- и автокранов для внутрице-
ховых
перевозок
(
)(
)
(
)
100
/
1
/
2 1
PEM
CM
TP
TP
РАЗГР
ПОГР
TP
TP
ПЕР
CM
TP
P
T
K
g
t
t
V
L
K
G
Q
−
+
+
+
′′
=
, (8.10) где
CM
G
′′
- Среднее количество продукции, обрабатываемое в цехе за смену и перевозимое данным видом транспортных средств, т;
(К
ПЕР
+1) – среднее количество передач партий деталей между операциями, на склад и со склада за смену;
L
TP
– среднее расстояние транспортировки;
V
ТР
– средняя скорость движения транспортного средства, м/мин; t
погр и t разгр
– соответственно время погрузочных и разгрузочных операций за каждый рейс, мин; g
тр
– грузоподъемность единицы транспортного средства, т;
К
тр - коэффициент использования грузоподъемности транспорт- ных средств;
Т
см
– продолжительность смены, мин;
Р
рем
– процент потерь времени при использовании транспортного средства( за заправку горючим, зарядку аккумуляторов, ремонт и др.);
Основные
показатели, характеризующие морские и речные
суда
*Дедвейт-полная грузоподъемность судна.
Д
в
=В
п
-В
о
, (8.11) где
В
п
- водоизмещение судна с полным грузом;
В
о
- водоизмещение судна без груза
Различают полную(Д) и чистую(Д
ч
) грузоподъемность судна.
Полная грузоподъемность – это сумма служебного (вода, топливо, про- виант) и перевозимого груза.
Д
ч
=Д-С, (8.12) где
С- масса всех судовых запасов , т.
*Удельная грузовместимость:
У
уд.
=У
суд.
/Д
ч
, (8.13) где
У
суд
- вместимость судна (куб.м.)
Показатель
показывает, сколько кубических метров вместимо-
сти
судна приходится на одну тонну чистой грузоподъемности.
215
Показатели
характеризующие эксплуатационные качества
автомобильного
транспорта
*Удельная объемная грузоподъемность
Q
уд
= q н
/
Vк
(8.14), где q
н
- номинальная грузоподъемность
V
к
– объем кузова
*Удельная площадь кузова автомобиля
F
уд
= q н
/F
к
(8.15), где q
н – номинальная грузоподъемность
F
к
– полезная площадь кузова автомобиля
Вопросы
для повторения:
1. Какие основные группы транспорта выделяют?.
2. Какие задачи выполняет транспортная логистика?
3. Какие виды перевозки вам знакомы?
4. Какую функцию выполняют контейнерные терминалы?
5. Какие существуют системы связи для перевозчиков?
6. Что представляет грузовое смешанное сообщение?
7. Какое влияние оказывает логистика на транспортную сис-
тему
?
8. Назовите основные показатели качества транспортной ус-
луги
.