Файл: В данной работе я попытаюсь пролить свет на восточные единоборства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ
Положительное влияние на здоровье занятий восточными единоборствами известно достаточно давно. Еще в середине XIX века на острове Окинава, во время проведения медицинских осмотров в школе, врачами было отмечено, что занимающиеся каратэ дети резко отличались от других учеников великолепной физической подготовкой, пропорциональностью телосложения и прекрасным здоровьем.

Восточные единоборства улучшают пластичность, увеличивают выдержку, быстроту реакции, тренируют все тело и улучшают его подвижность. Все это способствует укреплению здоровья и впрямую влияет на увеличение продолжительности жизни. Из всего вышесказанного видно, что слухи о «опасности» единоборств - всего лишь миф и лишены всякого основания. Напротив, занятия восточными единоборствами помогают людям продлить жизнь и сохранить до глубокой старости физическую активность. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что восточные единоборства это не только «искусство убивать», но и «искусство долго жить».

Восточная философия складывается из гармонии, истины и силы, которые непременно есть в каждом человеке. Как сказал когда-то Лао-Цзы, будьте внимательны до конца так же, как и в начале, и вы совершите предпринятое.

В данной работе я попытаюсь пролить свет на восточные единоборства.

А именно на примере японского Каратэ-до и китайского Ушу. Я попытаюсь понять, какова история возникновения этих единоборств, какую цель они преследуют и можно ли назвать их физкультурой в привычном для европейского понимания смысле. Или же эти единоборства несут в себе какой-то особенный смысл и трудно постижимую философию.

Также попытаюсь понять общие особенности восточных единоборств в сравнении с западными, так как обучаясь традиционным восточным боевым

системам, многие сталкиваются с проблемой принципиального непонимания того, что требуют инструкторы, непривычности для нашего образа мышления того подхода, который предполагается методикой обучения.
1.1 ТАЙ-БО

История Муай Тай берет свое начало свыше 2000 лет назад в тайской народности ао лай. Первые упоминания об этом племени были найдены в провинции Юньнань Южного Китая. Выживание в те дни предполагало постоянную борьбу.

Племя Ао Лай вело продолжительные войны с китайской империей, завоевывая себе репутацию свободолюбивого и отважного народа. Однако превосходство китайской армии вынудило различные племена мигрировать на юг. Так, шаньцы осели в Северной Бирме, эхом - во Вьетнаме, а тайцы основались вначале в бассейне реки Меконг, основав города Пхаяу, Чанг Рай и др. Однако и там тайцам пришлось отстаивать свои земли в сражениях с местными жителями. Постоянная борьба способствовала сплочению тайского народа. Кроме этого, они столкнулись с великой империей кхмеров. Кхмеры преобладали в Юго-Востоной Азии, кхмерская империя Ангкор простиралась с юга Вьетнама и Лаоса, вплоть до Малайского полуострова


У древних кхмеров существовала каста воинов, называемая "Наяр", которые были подготовлены во всех аспектах войны.Несмотря на могущество кхмеров, в 1238 году сиамским воинам удалось захватить крупную провинциальную столицу кхмеров. Сначала здесь они обосновали Королевство Сукотай. Они назвали его "Страной свободных"

В 1350 году в современном центральном Таиланде с приходом к власти в княжестве Утонг генерала Утконга Яидхэйса, известного под именем Рама Тибоди I, возникла новая сила, вскоре объединившая всю тайскую нацию. Королевство Сиам со столицей в Аюттайе просуществовало более 400 лет. Великие бойцы того времени объединялись для того, чтобы зашифровать и записать технику борьбы. Поскольку методы подготовки бойцов записывались и постоянно проверялись, тайское воинское искусство никогда не фрагментировалось в рамках отдельных школ. Улучшения и новшества принимались лишь только тогда, когда получали право на существование после сражений на поле боя. Руководство отвергло идею секретного, тайного знания, передаваемого от учителя к ученику. Эта открытость и доступность воинского искусства эффективно остановили "замораживание знания" между мастером и учеником. Следовательно, новая техника стала общей и пригодной для любого учителя. Это подчеркивало необходимость развиваться и что-то постоянно менять в данном единоборстве.

Король Наресуан (середина XVI века) стал легендой воинского искусства. Он провел свою несколько лет заложником в Бирме и в течение этого времени строго изучал боевое искусство. Когда князь возвратился в Сиам, он начал учить своих людей бойцовским навыкам. В свое время короли сделали много для развития Муай Тай. Король Тигр Фра Биддка Чао Суа был знаменит своей свирепостью. Как боец Муай Тай он путешествовал инкогнито по стране и готов был сражаться с каждым, кто принимал его вызов на различных ярмарках. Он рекомендовал армии тренироваться в искусстве Муай Тай и активно подготавливал лагеря для своих людей.

Тайский бокс стал любимым спортом народа Сиама. Богатые и бедные, молодые и пожилые - все объединялись в лагеря. Каждая деревня проводила соревнования и имела своих чемпионов. На каждый поединок делались ставки. Вместе со спортом сформировались традиции азартной игры (тотализатора). Это - одна из причин, из-за которой тренеры предпочитают остаться в Таиланде, а не уехать за границу.

Но поединки, возглавляемые королем Тигром существенно отличались от боев сегодняшних дней. Были разрешены удары в пах, всевозможные броски, рубящие удары, а также удары пальцами. Никаких перчаток! Руки обматывались конопляными веревками и в особо яростных поединках обмакивались перед боем в клей, а затем в битое стекло. Поединки не имели временных ограничений, просто один должен был проиграть, другой - победить. Муай Тай был частью школьной программы до 1920 года. Но жесткий характер Муай Тай был изменен вмешательством правительства в 1930 году. Были приняты международные правила бокса. Бои стали проводиться в перчатках. Были запрещены броски типа дзюдо и удары в пах. Возможности Муай Тай в полной мере были приняты на вооружение армией. Экстремальная сила тайского бокса продолжает быть главным аргументом в борьбе за справедливость. Рядовой солдат тайской армии изучает искусство Муай Тай. Так

тайский бокс возвращается на поле боя, на котором он и был рожден.

  1. КАРАТЕ-ДО


2.1 История возникновения Каратэ-до
18 век новой эры. Япония – страна Восходящего Солнца (НИП-ПОН) – находится на задворках огромной культурной империи, включающей в себя территории современного Афганистана, Пакистана, Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи. То или иное культурное течение доходило до Японии в последнюю очередь, когда оно уже охватывало весь юго-восточный мир. Но с 9-го века Япония становится составной частью огромного мира, где культура островов включалась в орбиту культуры восточной зоны Старого Света.

На рубеже 8-9 веков новая культура нахлынула на Японию, неся в себе новую религию – буддизм, который со временем станет неотъемлемой частью жизни островов, новые юридические кондиции, основанные на морали средневековья, новую письменность – иероглифы, заимствованные в Китае, новую формы литературы – поэзию. Высший свет Японии китаизировался, впитав в себя культуру великого соседа. Наряду с общеобразовательной культурой и религией на землю Японии проникла и борьба, названная ЧАН-ФА – китайский бокс, включающий в себя удары руками и ногами.

Первый остров, подвергшийся культурной агрессии, был остров Окинава.

У японских средневековых воинов была своя национальная борьба, известная как ТОДЭ, включающая в себя захваты, броски и удары. Но время неумолимо стягивало ЧАН-ФА и ТОДЭ, два вида единоборств, в один узел, для того, чтобы через несколько веков представить этот синтез боевых искусств всему миру. И весь мир восхитится и примет это великую борьбу.

Остров Окинава, архипелаг Рюкю. X-XI века. Здесь в это время на острове китайского бокса ЧАН-ФА и местных видов борьбы ТОДЭ возник

один из видов единоборства, получивший в дальнейшем название КАРАТЭ-ДО . Оригинальное расположение острова Окинава, находящегося далеко и от центральной Японии, и от континентального Китая, помогло боевому искусству впитать лучшее из того, что смогла дать та и другая страна.

Оказавшись в Окинаве, ЧАН-ФА попала на благодатную почву, органически слилась с традициями острова и потеряла свои первоначальные очертания. Так родилась новая борьба под названием ОКИНАВАТЭ или «РУКА-ОКИНАВЫ», в элементах которой уже ярко вырисовывался контур будущего КАРАТЭ.


Изменения в ЧАН-ФА были столь велики, что жителям Окинавы можно смело приписать авторство нового вида единоборства. В 1396 году борьба ОКИНАВАТЭ распространилась по всей Японии. На Окинаву приезжали лучшие воины для обучения этой борьбе, а также для огранки и совершенствования своего боевого искусства под воздействием ОКИНАВАТЭ. Секреты боевого искусства хранились в тайне и передавались из поколения в поколение лучшим ученикам школ.

Методика тренировок делилась на несколько периодов.

Первый период – подготовительный, когда тело будущего воина готовили к схватке. Элементы этого периода – растяжка мышц и сухожилий, позвоночника, развитие выносливости – остались до сегодняшнего дня в том виде, в каком существовали сотни лет назад.

Второй период – боевое совершенствование. Оно заключалось в изучении приемов, техники бокса, базовых упражнений (КАТА).

Третий период – поддерживание боевой формы, используя религиозно-культовые комплексы (образ жизни, формы восприятия мироздания, соотнесенность физической жизни человека с миром природы) и боевых комплексов высшего мастерства.

Если первый период длился 5-7 лет, второй – 12-15 лет, то на третий период приходилась вся оставшаяся жизнь.

Начав заниматься в 2-3 года, в 17-18 лет юноша становился опытным бойцом, владевшим не только внешними формами борьбы, но и «внутренним стилем» - энергетическим воздействием на противника с элементами гипноза.

Каждый из этих периодов, кроме того, делился на подпериоды со своими задачами.

Сегодня КАРАТЭ-ДО потеряло свою первозданную практическую направленность. Первый и второй многолетние периоды вылились в обычные двух-трехчасовые тренировки.

ТОДЭ как боевое искусство существовало в кланах профессиональных бойцов – самураев (привилегированная дворянская каста в феодальной Японии).

Истоки искусства ТОДЭ уходят своими корнями в глубокую древность. После синтеза с ЧАН-ФА и образования ОКИНАВАТЭ боевое искусство попадает в среду крестьян и ремесленников, развивается в соответствии с присущими этим слоям населения особенностями. Бойцы из крестьян не носили лат и были более маневренными, отсюда и большее разнообразие приемов. Происходит разделение боевого искусства на несколько ветвей, каждая из которых плотно переплетается с соседней. Попробуем тем не менее вычленить эти ветви, давая им свои определения, не претендующие на абсолютную точность.

Первую ветвь боевого искусства можно назвать САМУРАЙСКОЕ КАРАТЭ-ДО .


САМУРАЙСКОЕ КАРАТЭ-ДО (или самурайский стиль) родилось в среде профессиональных воинов, основное оружие которых составляли меч, кинжал, копье, лук. Воины делились на кланы, каждый из которых мог отдать предпочтение тому или иному виду оружия.

Закованные в латы самураи выработали свой оригинальный стиль борьбы, основанный на владении традиционными видами оружия, а также владении руками и ногами. Армейские условия отточили жесткость движений и огромную энергетическую мощь тела самурая, превратив его

практически в сверхчеловека, возможностями которого можно лишь восхищаться.

Шло время: боевое искусство самураев и остальных жителей перемешивалось. Но в основе оставалось духовное развитие бойцов по канонам БУСИДО, кодекса чести самураев, а также техника боя руками и ногами в сочетании с владением прикладным оружием боя: мечом (КАТАНА-КЕН); двухметровой палкой (БО); трехлезвенным кинжалом (САЙ); двумя палками, связанными веревкой (НУНТЯКУ); рычагом с ручкой (ТОМФА); серпом (КАМА).

Как видно, многое из перечисленного оружия – обиходный инструмент крестьянского труда.

С середины четверти XIV до второй половины XVI в. Япония переживала период жестоких феодальных распрей. Сформировавшаяся к этому времени борьба ДЗЮЦУ, куда входило и самурайское каратэ-до (способность воинов вести боевые поединки с помощью рук и ног), носила название «КОГУ СОКУ» (мои латы) или ТОДЭ, и была одной из основных в обучении самураев.

Период смуты коснулся и Окинавы, где шла интенсивная подготовка бойцов. Подобная система подготовки получила название ТЭ.

Часть этой борьбы смешивалась с традиционным ДЗЮДЗЮЦУ, образовывая новые стили в японском боевом искусстве.

В XVII веке мастер САКИГУТИ ЯСУГОКОРО создал школу борьбы ЯВАСИ – основу которой составляли броски с использованием силы нападавшего.

Позже, используя опыт борьбы ВУШУ, мастер Широбен Акаяма создал новую систему борьбы, разработав несколько сот приемов самозащиты. Эта система – ДЗЮДЗЮЦУ (Джиу-джитсу) – существует до сих пор, наряду с каратэ-до и дзюдо.

Тем временем на Окинаве началось объединение всех стилей борьбы.

С 1629 года все стили и направления борьбы на Окинаве называли ТЭ. Первым руководителем школы ТЭ стал ПЕЙЧИН ТАКА-ХАРА.

В 1830 году началось разделение Окинавского ТЭ на три самостоятельные школы со своей техникой и философией. Названия школ пошли от названий селений, где они получили наибольшее распространение. Это СЮРИТЭ, НАХАТЭ, ТОМАРИТЭ.