Файл: В данной работе я попытаюсь пролить свет на восточные единоборства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Каждая из школ развивалась в соответствии с теми или иными философскими оттенками, претендуя на звание лучшей школы, что породило так называемую конкурентную болезнь.

В 1887 году появилось название КАРАТЭ – слово, которое можно перевести как китайская рука (кулак). Отдавая должное основоположникам борьбы китайцам, тогда же к слову КАРАТЭ добавили слово ДО – путь, вкладывая во всю фразу глубокий смысл – дорога (пути) китайского кулака.
1.2 Основные принципы технических приемов
Основу технических приемов в каратэ-до составляют блоки и удары руками, ногами, головой, в статическом положении и в прыжке. Техническим багажом знаний этих ударов и блоков можно овладеть за 6-7 месяцев ежедневных тренировок, но достичь совершенства в их исполнении невозможно. Для того, чтобы заниматься каратэ-до необходимо знать следующие постулаты, которые просты по выполнению и которые позволяют более успешно продвигаться по дороге совершенства. Это:

- положение центра тяжести

- сила и скорость удара (блока)

- умение расслабления

- постоянный самоконтроль

В любом боевом искусстве положение центра тяжести зависит от положения тела в пространстве, т.е. от положения стойки. Умение правильно выбрать стойку в той или иной ситуации помогает сохранить равновесие там, где, казалось, сохранить его невозможно. Все тело должно двигаться гармонично, обеспечивая ему статическое равновесие. Если ноги стоят слишком широко – это обеспечивает хорошую устойчивость, но теряется подвижность, если ноги стоят узко, то достаточно легкого толчка для потери равновесия. Расположение ног и центра тяжести должно быть оптимальным, чтобы, не теряя равновесия, сохранить легкость и подвижность в бою.

В бою центр тяжести постоянно перемещается. Вес тела переносится с одной ноги на другую, позволяя маневрировать на поле борьбы, сохраняя в то же время подвижность. Умение быстро перенести центр тяжести из одной точки в другую определяется мастерством бойца, а мастерство вырабатывается годами.

Сила и скорость удара (блока) является основным компонентом для достижения победы в бою. И сила и скорость взаимосвязаны между собой. Обладая одной лишь силой, невозможно добиться преимущества в поединке, для этого необходима скорость. Сила удара во многом зависит от скорости.

Умение сконцентрировать в одном движении всю свою силу во многом предрешает победу над противником. Умение концентрировать силу удара зависит от умения концентрировать сознание на этот удар
, который должен идти из центра тяжести (центра концентрации энергии) танден, расположенного у основания пупка. Концентрация удара – это, скорее всего, волевой аспект, при котором расслабленные мышцы напрягаются в самый последний момент, усиливая силу удара в несколько раз.

Сразу после концентрации силы необходимо расслабить мышцы, чтобы они были готовы к дальнейшему действию. Необходимо постоянно тренировать попеременное напряжение и расслабление мышц – это необходимо для достижения мастерства в выполнении технических приемов.

Постоянный самоконтроль помогает своевременному напряжению и расслаблению мышц. Чем быстрее напрягутся мышцы, тем сильней и быстрей будет проведен прием.

Удар, нанесенный правильным приемом, невидим. Противник должен быть повергнут, не видя твоих рук.

При занятии каратэ-до необходимо правильно регулировать свое психофизическое состояние. В психологическом плане нужно, выполняя прием, полностью отрешиться от всего вокруг, замкнуться в своем мире, что даст ощущение внутренней целостности – того великого чувства единения духа и тела, к которому стремились все аскеты Земли. В практическом плане оттачивать одно движение до абсолютного выполнения, используя для этого жизненную энергию «КИ», которой обладает каждый человек. Жаль, что повседневная жизнь мешает свободному течению этой энергии в теле. Каждый прием приучает к сознательным движениям и позволяет избегать при этом всяческого внутреннего напряжения. И каждая «связка» боевого воздействия закрепляется в памяти мышц.

Любое движение, будь то блок или удар, резкое и жесткое в выполнении, составляет единое целое с движением быстрым и молниеносным, как удар меча.

Психическое состояние безмятежное, лишенное всяких эмоций. Сила заключается в нейтральности чувств. Мы – часть вселенной, и вселенная – в нас. Энергия звезд протекает через нас, если мы открываем ей наши тела и наши сердца.

Три психических состояния:

1. Спокойствие:

Беспокойство ума извращает действительность бытия, искажает реальное состояние мира, страх парализует тело и мысли. Злость вызывает расход энергии и приводит к необдуманным поступкам.

При спокойствии появляется сосредоточенность.

2. Спонтанность:

Высшая форма импровизации присуща людям, никогда не теряющим присутствие духа.

3. Восприимчивость:

Сверхчеловеческая способность определять действия того или иного человека по его внешнему состоянию, вазомоторике, является единством силы и воли, которая закладывается по кирпичику в течение многих лет упорных тренировок.



Изучая каратэ-до , мы окунаемся в мир благородства и мужества, положив на чашу весов свою порядочность и честь. Мы забываем, что такое ложь, пересекая невидимую линию, отделяющую зал от всего мира, и растворяемся в ДОДЖЕ всеми порами тела, испытывая непередаваемый трепет пред мастерством древних.

ДОДЖЕ – понятие широкое, оно включает в себя обозначение сообщества, тренировки и места, предназначенного для тренировок бойцов-каратэков. Оно являлось священным местом для самураев, куда запрещалось заходить в обуви, где нельзя было громко разговаривать, смеяться. Посторонний человек не мог пробраться в ДОДЖЕ, ибо приемы, разучиваемые в школе, были секретными. В ДОДЖЕ сохранилось иерархическое поклонение младшего старшему по знаку пояса, т.е. по уровню мастерства. Все, ступившие на путь совершенствования, обязаны оказывать уважение своим наставникам, инструкторам или учителям. За малейшее неповиновении нарушитель изгонялся из школы. ДОДЖЕ может быть залом, частью сада, где учитель выбрал место для занятий. Но где бы он ни выбрал это место, каратэки обязаны подготовить его для занятия каратэ. Очистить от мусора, а если это зал – тщательно вымыть. Каратэку положено приходить в додже в чистом ГИЙЕ – спортивной одежде, перетянутой поясом (ОБИ) соответствующего цвета.

Появление каратэка в более «высоком» поясе является грубейшим нарушением правил школы. Пояс должен быть повязан так, чтобы оба конца были на одном уровне. Правый конец пояса обозначает силу, левый – дух.

Перед тем, как войти в зал, каратэк обязан сделать поклон уважения стоя (ГИТСУ РЕЙ). Если же он опоздал, то он делает СЭЗАН РЭЙ – поклон на коленях.

То же самое необходимо проделывать при выходе из зала. Сколько раз каратэк войдет и выйдет, столько раз он обязан сделать РЭЙ. Во время тренировок имеет право говорить только учитель, остальные обязаны слушать. Если учитель обращается к кому-нибудь, тот должен поклониться, а затем, выслушав учителя, поклониться еще раз.

3.ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ В СРАВНЕНИИ С ЗАПАДНЫМИ
На Западе основная нагрузка при восприятии и усвоении нового ложится на рефлексивный слой психики. Обучение идет через понимание и осмысление по схеме: демонстрация учителя - его объяснение - выполнение учеником - исправление ошибок. Таким же образом, осмысленно, должен в идеале вестись бой; те же принципы в целом приложимы и к действиям в повседневной жизни.

Восточная же схема обучения строится иначе: демонстрация - повторение учеником - выполнение в условиях, затрудняющих неправильные действия. То есть во многих восточных школах обучение единоборствам идет не столько через понимание учеником того, что он делает, сколько через создание условий, в которых он вынужден действовать верно. Например, удары ногами наносятся над препятствием, что вынуждает обучающегося вначале выносить колено и лишь затем распрямлять ногу в удар, а также возвращать ногу обратно, не “роняя” ее перед собой во избежание удара о препятствие. Пользуясь тем же принципом, рубящие удары оружием тренируются в дверном проеме или узкой арке, привыкая работать без широких амплитудных замахов. На тренировках можно услышать что-то вроде “надо сделать тысячу раз, и все поймешь”. И это действительно так, вот только не всякий европеец способен выдержать необходимое для наступления “понимания” время.


В принципе, в значительной части восточных школ вообще не предполагается логического понимания принципов построения движений, комбинирования элементов. Бойцы умеют вести бой и владеют системой подготовки, позволяющей обучить следующее поколение, но вот объяснить, как действуют и почему именно так, для них может быть затруднительно. Различия существуют и в образе мышления вообще: может преобладать либо логический, аналитический тип осмысления реальности, когда все

воспринимаемое вначале “раскладывается на составляющие”, из которых затем вновь составляется цельная и непротиворечивая, хотя и несколько искусственная картина мира; либо мир воспринимается непосредственно, цельно, без попыток искусственно вычленить из него отдельные элементы. Так и обучение боевому искусству может начинаться не с простых движений, элементов, а с более естественных (хотя и более сложных) комбинаций - например, в основе большинства движений лежит такое сложнокоординированное действие, как обычный шаг.

При обучении восточным единоборствам важно довериться собственному чутью и просто следовать в потоке образов, движений, импульсов.

Различие в образе мышления неразрывно связано с особенностями языка. “Западный” подход к обучению похож на поэтапное обучение языку: от изучения букв (элементов) к складыванию их в слова (простейшие связки типа “блок - удар”), далее к составлению фраз и предложений (комбинирование связок и элементов) и к диалогу (вольный бой, взаимодействие). Но возможен и другой путь, менее академичный. Ведь ребенок, осваивая речь, не учит правила и не заучивает слова. Да и взрослый, оказавшись в иноязычной среде, осваивает чужую речь иным путем: не по учебнику, а из неизбежных попыток общения с носителями языка.

Напротив, многие культуры Востока используют иероглифическое письмо, формирующее принципиально иной, более образный и целостный способ восприятия. Действительно, здесь нет привычной нам четкой логичности и однозначности, разбивки на знаки, слова и фразы. Так и в боевом искусстве: освоив не слова, а манеру, способ действия, можно переходить к свободному творчеству, где исходный образ лишь задает некую основную линию. Основная сложность - необходимость действовать интуитивно, доверившись своему телу, не думая.


Еще одно немаловажное отличие - отношение к взаимодействию противоположностей. “Западное” мышление стремится к логичности - а

следовательно, к внутренней непротиворечивости. Тем же законам подчиняется и мировосприятие: то, что не укладывается в существующую картину мира, опыт, который не удалось подогнать под имеющиеся представления, обычно попросту игнорируется. Зато это дает возможность четкой систематизации, затруднительной при восприятии мира в целом, со всеми его противоречиями и кажущимися несообразностями. В “восточном” же сознании противоположности зачастую прекрасно соседствуют и уживаются, не вступая при этом в неразрешимый конфликт. Здесь попросту нет диктуемых логикой жестких ограничений, следовательно, значительно шире диапазон восприятия и действий.

Занятие аэробикой состоит из следующих основных частей:1) Разминка, состоящая из изоляции, т.е. проработки отдельных суставов, и общей разминки, включающей в себя соединение движений в отдельных суставах и джазовый стретч  упражнения на растягивание мышц с использованием всех позиций ног (руки часто находятся в положении на полу). Также в разминке используются варианты джазовой ходьбы для разминки голеностопных, коленных и тазобедренных суставов и хореография рук (используются движения классической хореографии).2) Партерная часть, представленная упражнениями на проработку мышц брюшного пресса.

) Основная часть, состоящая из кросса - различных движений с перемещением по залу, и танцевальной композиции. В процессе обучения движения сначала медленно разучиваются, затем выполняются в быстром темпе.4) Заминка статодинамического характера, включающая в себя некоторые движения из композиции, а также повороты, выпады, движения бёдрами и т.д.

В группах с высоким уровнем подготовки партерная часть из урока исключается, и занятие состоит из 3 частей.

В джаз-аэробике широко используется движение по кресту, а именно:

Основой уроков джаз-аэробики является джазовая ходьба (один из её вариантов - кэмел-степ). В уроке, наряду со специфическими джазовыми движениями, используются и "шаги" классической аэробики - V-step , Grape wine , Pivot, Open step (с поворотом бедра), Chasse, Mambo, Step-touch прыжком. Широко используются повороты, проходы в диагональ.

Подобные уроки рекомендуется проводить с людьми, хорошо подготовленными и имеющими представление об основах джазового танца.