Файл: Литература по теме Тема Монополия, монопольная власть, регулирование монополии Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.  Розанова Н.М.Теория отраслевых рынков. Практикум: учеб. пособ. / Н. М. Розанова. – М.: Юрайт, 2019.

3.  Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособ. для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.

 

Нормативно-правовые акты:

1.  Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2019). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/.

2.  Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/.

 


Тема 4. Олигополистическая конкуренция

 

Цель темы – расширение понимания механизмов действия моделей конкуренции между олигополиями при установлении цен и принятии решений об объеме выпуска.

 

Дидактические единицы:

     Олигополистическая структура рынка.

     Ценовая конкуренция в условиях олигополистического рынка.

     Модель Курно.

     Модель Бертрана и ее анализ.

     «Дилемма заключенного».

     Особенности поведения доминирующей фирмы.

     Модель следования за лидером Штакельберга.

     Динамическая ценовая конкуренция, открытые и тайные соглашения (сговоры).

     Картельные соглашения и проблема их нарушения.

     Лидерство в ценах.

     Политика «издержки плюс».

     Неправительственные барьеры входа на рынок закрепившихся фирм и стратегическая конкуренция.

     Модель ограничивающего ценообразования.

     Основные стратегии стимулирования выхода.

 

Изучив данную тему, студент должен:

знать:

     основные модели кооперативного и некооперативного олигополистического поведения;

     как государство регулирует олигополистический рынок;

     ситуации, когда олигополисты вынуждены придерживаться конкурентного ценообразования;

 

уметь:

     оценивать последствия поведения фирм в различных олигополистических моделях;

     обобщать практику антимонопольного регулирования олигополистических рынков в различных странах.

 

Студенту необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

     доминирующая фирма;

     доминирующее положение;

     ценовой лидер;

     фирма-аутсайдер;

     остаточный спрос;

     конкурентное окружение;

     фирма-ценополучатель.

 

Вопросы темы:

1.  Теория олигополистического ценообразования.

2.  Динамическая ценовая конкуренция, открытые и тайные соглашения (сговоры).

3.  Инструменты сдерживания входа и стимулирования выхода для случая монополистических и олигополистических рыночных структур.

 


Вопрос 1. Теория олигополистического ценообразования.

 

Олигополией называют модель рыночной структуры, когда на рынке действует несколько производителей и каждый из них может влиять на цену. Как известно, в современной экономике олигополистическая структура рынка является преобладающей.

Ограниченное число фирм на олигополистическом рынке обусловлено наличием серьезных барьеров, препятствующих вхождению в отрасль новых фирм.

Известно, что причинами барьеров входа на рынок при олигополии являются:

     положительный эффект масштаба, который может сделать невыгодным существование многих фирм на рынке;

     лицензирование и патенты, затрудняющие доступ на рынок;

     контроль над редкими источниками сырья.

 

Поведение фирм в условиях олигополии характеризуется следующими особенностями:

     при формировании своей экономической политики каждая фирма-олигополист вынуждена принимать во внимание реакцию фирм-конкурентов;

     при принятии стратегических решений кривая спроса на продукцию отдельного олигополиста, как правило, неопределена, т.к. решения основаны на предположениях олигополистов относительно реакции конкурентов на действия друг друга;

     в условиях олигополии имеет место жесткость ценообразования, цены меняются через значительные периоды времени и на значительную величину, что обусловлено взаимозависимостью фирм;

     не существует единственной модели поведения фирм на олигополистическом рынке, поскольку в одной модели невозможно учесть все многообразие рыночных ситуаций и факторов, влияющих на поведение взаимозависимых фирм. Существуют десятки моделей олигополистического ценообразования разной сложности.

 

Признаки и основные характеристики олигополистического рынка представлены на рис. 12–13.

 



 

Рис. 12. Признаки олигополистического рынка

 



 

Рис. 13. Характеристики олигополистического рынка

 

В отличие от моделей монополии, где решения о цене и объеме производства принимается единственной фирмой-монополией, в моделях олигополии решения на рынке принимаются сразу
несколькими экономическими агентами-олигополистами, поэтому результат функционирования каждого из них зависит не только от действий, предпринимаемых отдельной фирмой, но и от действий ее конкурентов.

Таким образом, наблюдается феномен так называемого стратегического поведения – предмета теории игр. Участники олигополистического рынка могут демонстрировать либо некооперативное (решения принимаются фирмами независимо друг от друга, но при оценки возможной реакции конкурентов), либо кооперативное поведение (ситуации тайного или явного сговора, картель).

Основные модели олигополистического поведения, рассматриваемые в экономической литературе, представлены на рис. 14.

 



 

Рис. 14. Основные модели поведения фирм-олигополистов

 

Типы некооперативного поведения (без сговора) классифицируются по двум признакам:

1)      одновременное принятие решений;

2)      последовательное принятие решений.

 

Для каждого из вариантов последовательности принятия решений стратегии всех участников (при одновременном принятии решений) или лидера (при последовательном принятии решений) сводятся к назначению или цен – ценовая олигополия, или объемов выпуска – количественная олигополия.

Таким образом, возможно выделение четырех вариантов некооперативного поведения (см. таблицу 5).

 

Таблица 5.

 

Варианты некооперативного поведения при последовательном и одновременном принятии решений

 





Одновременно

Последовательно

Количество

Модель Курно

Модель Штакельберга

Цена

Модель Бертрана

Ценовое лидерство

 

Вопрос 2. Динамическая ценовая конкуренция.

 

Если известные модели некооперативного поведения олигополистов, описывающие принятие одновременных решений о цене и объеме выпуска, базируются на предположении взаимодействия приблизительно равных фирм, то довольно часто в отрасли крупнейшие фирмы могут многократно превосходить своих конкурентов. В некоторых отраслях единственная крупная фирма (ее доля на рынке может превосходить 40 %) или группа совместно действующих фирм удерживают доминирующее положение на рынке. Отраслевые структуры с доминированием какой-либо фирмы в производстве или продажах – довольно распространенное явление.


Примерами могут служить значительные доли в продажах Газпрома (71 % российского рынка газа), «Кока-кола Энтерпрайзис» (57 % американского рынка напитков), Pampers (36 %российского рынка подгузников).

Модель Штакельберга и модель Форхаймера описывают поведение олигополистов в условиях асимметричной конкуренции.

 

Модель Штакельберга.

Модель Штакельберга(1934 г.)– модель олигополистического поведения в условияхинформационной асимметрии при наличии фирмы-лидера. Лидирующая фирма первой принимает решение о своем объеме выпуска, а остальные фирмы отрасли в своих расчетах ориентируются на нее.

Основные предпосылки модели:

     в отрасли действует небольшое количество фирм;

     в отрасли существует фирма-лидер, на объем которой ориентируются остальные фирмы (фирмы-последователи);

     в отрасли производится однородный товар, поэтому покупатель ориентируется только на цену;

     фирмы принимают решения относительно объема выпуска, цена на нее определяется на основе спроса.

 

Примером модели Штакельберга является модель отрасли с двумя фирмами. Предположим, что цена продукцию в отрасли является линейной функцией отраслевого предложения:

 

.

 

А издержки фирм на единицу продукции постоянны и равны:

 

С1 = С2.

 

Тогда прибыль фирмы-лидера будет определяться:

 

П1 = P (Q1 + Q2) * Q1 – c1Q1

 

А фирмы-последователя:

 



 

В соответствии с моделью Штакельберга фирма-лидер на первом этапе определяет свой объем выпуска Q1, а фирма-последователь, исходя из этого объема, опеределяет свой объем выпуска Q2. При этом целью обеих фирм является максимизация прибыли.

На втором этапе фирма-последователь, зная объем оптимального выпуска фирмы-лидера Q1*, находит оптимальный объем собственного производства Q2*, максимизируя функцию π по переменной Q2:

 



 

Фирма-лидер может максимизировать свою прибыль, учитывая вид функции Q2.

Отсюда точка максимума фунции π2 по переменной Q