Файл: Литература по теме Тема Монополия, монопольная власть, регулирование монополии Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 при подстановке Q2 будет равняться:

 



 

Подставляя это значение в выражение для Q2:

 



 

Очевидно, что оптимальный объем выпуска фирмы-лидера превышает объем производства фирмы-последователя в 2 раза.

 

Модель доминирующей фирмы Форхаймера.

Способность отдельных фирм достигать и поддерживать значительные доли продаж на рынке отражает определенную эффективность или преимущество в издержках доминирующей фирмы.

Модель доминирующей фирмы Форхаймера основана на анализе рыночной структуры, в которой одна достаточно крупная (доминирующая) фирма, обладающая рыночной властью и стратегическими преимуществами над конкурентами, определяет цену товара, а конкурентное окружение, или фирмы-аутсайдеры, являются «получателями цены». Однако, одновременное присутствие в отрасли большого числа более мелких (по объему производства или продаж), фирм свидетельствует о том, что, не смотря на преимущества в издержках доминирующей фирмы, размер ее рыночной власти не позволяет этой фирме производить товар в объеме, удовлетворяющем спрос всего рынка по цене ниже издержек, по которым какая-нибудь другая фирма могла бы выпускать даже небольшой объем продукции.

Цены, устанавливаемые доминирующей фирмой (фирмой-лидером), выступают ориентирами для всех фирм-аутсайдеров при выборе объемов производства, т.е. они ведут себя как совершенно конкурентные фирмы в смысле следования цене, установленной фирмой-лидером, и максимизации прибылей при условии равенства цены их предельным издержкам:

 

РL = МС(q).

 

Причинами доминирования фирмы могут выступать:

     преимущества в издержках производства: использование более эффективных технологий, защищенных патентом;

     эффективный менеджмент, положительный эффект масштаба, позволяющий распределять постоянные издержки на бОльшее количество единиц производимой продукции;

     выпуск товаров более высокого качества, которое может быть обеспечено как высокой репутацией фирмы, заработанной за предыдущий период нахождения на рынке, так и эффективной рекламой;

     влияние на рынок фирмы-лидера через действие картельных соглашений.


 

Предпосылки модели Форхаймера:

     все фирмы на отраслевом рынке выпускают однородный продукт;

     доминирующая фирма определяет рыночную цену продукта на рынке;

     рынок является закрытым отраслевым, если количество фирм-аутсайдеров фиксировано и не может измениться, и открытым – если число фирм-аутсайдеров может меняться;

     доминирующая фирма обладает достаточной информацией для установления объема производства на оптимальном уровне, т.к. обладает полной информацией о функции рыночного отраслевого спроса и о функции совокупного предложения фирм-аутсайдеров;

     фирмы-конкуренты имеют одинаковые издержки производства и определяют объемы производства на основе цены, установленной доминирующей фирмой и предполагая ее неизменной.

 

На закрытом рынке, зная функцию рыночного спроса (QD(P)) и функцию совокупного предложения конкурентов (QS(P)), доминирующая фирма способна определить остаточный спрос на свою продукцию:

 

,

 

что позволяет ей оценить функцию предельной выручки (MRL(q)) и найти максимизирующий прибыль объем производства (qL*), исходя из условия:

 

MRL(q) = MCL(q).

 

Данному объему производства соответствует цена P*, определяемая из функции остаточного спроса на продукцию доминирующей фирмы. При установленной доминирующей фирмой цене P*, фирмы-конкуренты произведут объем (QF*), общий отраслевой объем производства составит Q*. Графическое изображение модели Форхаймера приведено на рис. 15.

 



 

Рис. 15. Модель доминирующей фирмы Форхаймера

 

Итак, доминирующая фирма полностью выбирает объем выпуска в размере QL при цене РL, приравнивая свои предельные издержки к предельному доходу:

 

MC= MRL.

 

Если рыночная цена будет достаточно высокой, то это позволит не только фирме-лидеру, но и конкурентному окружению получать прибыль или функционировать в точке безубыточности.

Если же доминирующая фирма будет использовать преимущество низких издержек в результате, например, технологических инноваций, она может устранить с рынка фирмы-аутсайдеры и оказаться в ситуации монополии.


Очевидно, что положительная экономическая прибыль на большинстве из существующих рынков привлечет в отрасль новые фирмы. Но на олигополистическом рынке вход новых фирм невозможен, поэтому доминирующая фирма и фирмы-аутсайдеры будут получать положительную экономическую прибыль бесконечно долгое время, а доминирующая фирма при этом будет получать в целом больше прибыли, чем отдельные фирмы-последователи, но меньше, чем фирма-монополия, которая бы имела место в случае отсутствия фирм-последователей.

 

Вопрос 3. Инструменты сдерживания входа и стимулирования выхода для случая монополистических и олигополистических рыночных структур.

 

Механизм взаимодействия фирм усложняется, когда рынок открыт и на нем могут появиться новые фирмы-аутсайдеры.

Сохранение рыночной власти в долгосрочном периоде требует от лидера проведения стратегической политики, направленной на предотвращение входа потенциальных конкурентов, или политики, нацеленной на стимулирование выхода фирм из отрасли.

Входные барьеры– все барьеры, которые позволяют укоренившимся фирмам получать сверхприбыли без угрозы входа конкурентов.

Различаются барьеры, устанавливаемые государством, и барьеры, не связанные с деятельностью государства (таблица 6):

 

Таблица 6.

 

Барьеры, устанавливаемые государством:

Барьеры, не связанные с деятельностью государства:

Лицензии

Абсолютные преимущества в издержках

Патенты

Положительный эффект масштаба

Разрешения

Преимущества продуктовой дифференциации

 

Потребности в капитале

 

В этой связи укоренившаяся в отрасли фирма может использовать следующие стратегии:

     блокированный вход –фирмы-старожилы конкурируют, не обращая внимания на возможный вход новичков. Но даже отсутствие специальных мер, ограничивающих вход, не делает рынок привлекательным для новых фирм. Угроза входа практически отсутствует;


     сдерживаемый вход – этот вход невозможно блокировать, но укоренившиеся фирмы модифицируют свое поведение таким образом, чтобы эффективно мешать входу новых фирм;

     предоставляемый вход – укоренившиеся фирмы (каждая в отдельности) находят более выгодным позволить «фирмам-новичкам» войти, нежели возводить дорогостоящие входные барьеры.

 

Статические модели ценообразования, ограничивающего вход в отрасль, основываются на предположении, что орудием предотвращения входа фирм-аутсайдеров является преимущество доминирующей фирмы в издержках. К таким моделям относятся модель Бейна и модель Модильяни.

 

Модель лимитирующего ценообразования Бейна.

Модель лимитирующего ценообразования Бейна основывается на абсолютном преимуществе доминирующей фирмы в издержках.

В соответствии с данной моделью, если фирма-лидер обладает абсолютным преимуществом в издержках по сравнению с потенциальными и реальными конкурентами, инструментом предотвращения входа новых фирм в отрасль является цена на уровне чуть ниже издержек на единицу продукции, чем у фирм-аутсайдеров, которые потенциально могли бы войти в отрасль. Такая цена не позволяет фирмам-аутсайдерам рентабельно функционировать в отрасли.

В этом случае фирма-лидер способна монополизировать отрасль, при условии наличия у нее излишков производственных мощностей, достаточных для удовлетворения всего отраслевого спроса, и установления цен на уровне:

 

,

 

где

АС– средние издержки фирм-аутсайдеров;

е – бесконечно малая величина.

 

В случае недостаточности производственных мощностей у фирмы-лидера, фирмы-аутсайдеры устанавливают цену выше цены доминирующей фирмы, используя стратегию максимизации прибыли на остаточном спросе.

Если ограничивающая вход цена ниже цены, максимизирующей прибыль фирмы в краткосрочном периоде, перед фирмой возникает проблема выбора между стратегиями «препятствовать входу потенциальных конкурентов» или «не препятствовать входу потенциальных конкурентов».

Для того, чтобы выбрать одну из двух стратегий фирме необходимо:


     сравнивать текущую ценность потока прибыли, которую она получит, препятствуя входу потенциальных конкурентов (при незначительном наличии угрозы входа или его отсутствии) и будущего потока прибыли, который фирма получит, максимизируя прибыль в краткосрочном периоде (при существенной угрозе входа);

     определить величину ставки дисконтирования, отражающей предпочтения фирмы по отношению к будущим и текущим суммам денег;

     проанализировать уровень хозяйственного риска: чем ниже величина ставки дисконтирования и выше уровень хозяйственного риска, тем предпочтительнее оказывается стратегия максимизировать сегодняшнюю прибыль, не обращая внимания на угрозу потенциального входа.

 

Модель Модильяни.

Модель Модильяниосновывается на том, что для ограничивающего вход ценообразования фирме достаточно обладать относительными преимуществами в издержках: более низкие издержки на единицу продукции могут быть достигнуты за счет большего объема выпуска доминирующей фирмы при наличии положительного эффекта масштаба.

Таким образом, инструментом ограничения входа в отрасль со стороны фирмы-старожила выступает объем производства (производственные мощности) как стратегический параметр.

Для предотвращения вторжения в отрасль фирма-лидер должна обладать такими производственными мощностями, которые ограничивали бы остаточный спрос до уровня, не позволяющего «фирме-новичку» получать прибыль. Условием действия модели является производство недифференцированного продукта, в результате чего фирмы-новички или фирмы-аутсайдеры не могут получать прибыль за счет продажи товара, отличающегося потребительскими свойствами от товара доминирующей фирмы.

Благодаря относительному преимуществу в издержках, фирма-старожил способна и успевает назначить такую цену, при которой вхождение новой фирмы на рынок окажется бессмысленным.

Уровень цены, ограничивающей вход, зависит от величины превышения цены над уровнем издержек при минимально эффективном выпуске, что определяется соотношением последнего к размеру рынка и эластичностью спроса по цене. Более высокий уровень минимально эффективного выпуска по отношению к размеру рынка и меньшая эластичность спроса создают больше возможностей для отклонения цены от уровня издержек и проведения политики ограничивающего вход ценообразования.