Файл: Литература по теме Тема Монополия, монопольная власть, регулирование монополии Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
потенциальный, определяемый личными и общественными потребностями и отражающий адекватный им объем реализации товаров;

2)      реальный – реально складывающаяся емкость рынка, которая может и не соответствовать его потенциальной емкости.

 

Барьеры капитальных затрат(объемы первоначальных инвестиций) – это барьеры, которые необходимы для входа на товарный рынок, среди них:

     затраты на освоение выпуска данного товара потенциальными поставщиками;

     стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей;

     расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

     подготовка и наем персонала;

     организация сбытовой сети;

     длительность освоения производства.

 

Чем более конкурентным является рынок капитала, чем более развита инфраструктура, тем легче получить кредит и тем меньше барьеров для входа на товарный рынок.

Барьеры, основанные на абсолютном или относительном преимуществах в уровне издержек фирм-«старожилов».

Абсолютные преимущества достигаются за счет того, что старые фирмы имеют доступ к более дешевым и/или более качественным источникам ресурсов, или за счет использования их прошлых инноваций, в результате их функция долгосрочных средних издержек расположена на всем своем протяжении ниже функций издержек потенциальных конкурентов.

Относительные преимущества возникают за счет производства фирмами-«старожилами» большего объема выпуска, чем может освоить потенциальный конкурент и являются следствием положительного эффекта масштаба.

 

Определить высоту этого входного барьера можно по формуле:

 

,

 

где

ACb– средние издержки фирм, действующих на рынке;

ACd– средние издержки фирм, желающих войти на рынок.

 

Также используется показатель «индекс барьера»:

 

,

 

где

– объем выпуска продукции фирмы;

– численность персонала фирмы.

 

Чем выше индекс, тем выше размер относительных издержек отрасли.

Административные барьеры возникают как следствие регулирующей деятельности государства. К ним относятся:


     лицензирование отдельных видов деятельности;

     квотирование;

     усложненный порядок регистрации;

     наличие неформальных отношений между органами власти и предприятиями;

     экологические нормы и т.п.

 

Состояние инфраструктуры рынка. Развитое состояние инфраструктуры (транспортная система, система складирования и хранения) ведет к сокращению барьеров входа.

Криминализация экономики, которая ведет кдополнительным расходам фирм, связанным с необходимостью выстраивать отношения с мафией, всевозможными «крышами» и т.п.

 

Согласно классификации основоположника гарвардской традиции, в теории организации промышленности Дж. Бейна,[2] по высоте и эффективности барьеров входа различают четыре вида рынков (рис. 9):

1)      рынки со свободным входом: у действующих на рынке фирмы не существует никаких преимуществ по сравнению с потенциальными конкурентами; наблюдается полная мобильность ресурсов, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек – рынок совершенной конкуренции;

2)      рынки с неэффективными барьерами входа: действующие в отрасли фирмы могут при помощи методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, но политика получения прибыли в краткосрочном периоде будет для них предпочтительнее – рынок монополистической конкуренции;

3)      рынки с эффективными барьерами входа: возможность препятствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью политики получения прибыли в краткосрочном периоде для фирм, уже действующих в отрасли – рынок доминирующей фирмы, олигополистический рынок;

4)      рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью блокирован старыми фирмами как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах – рынок монополии.

 



 

Рис. 9. Виды отраслевых барьеров

 

Дополнительной информацией, необходимой для вывода о высоте барьеров входа в отрасль, служит показатель преимущества в издержках: отношение средней величины добавленной стоимости на одного работающего крупных предприятий к соответствующему показателю для мелких предприятий отрасли. Исследования западных ученых показали, что высокий минимально эффективный объем выпуска лишь тогда создает существенные барьеры входа в отрасль, когда показатель преимущества крупных предприятий в издержках выше 1,25.


 

Вопрос 2. Уровень концентрации отраслевых рынков и его измерение.

 

При анализе отраслевой структуры рынка важно учитывать степень концентрации на нем продавцов (производителей) и покупателей (потребителей). Рыночная концентрация продавцов позволяет установить долю крупных фирм, доминирующих на данном отраслевом рынке, оценить их объемы продаж.

Концентрация продавцов на рынке зависит oт двух основных параметров:

1)      числа продавцов на рынке;

2)      доли продавцов в отраслевой продаже готовой продукции.

 

На основе эмпирического опыта известно, что из двух отраслей уровень концентрации продавцов выше там, где меньше число фирм. В случае равенства числа фирм в отраслях, уровень концентрации выше там, где выше неравномерность в распределении рыночных долей продаж (или долей производства). Такая же ситуация и с концентрацией покупателей. Если в отрасли число покупателей одинаковое, то уровень концентрации выше там, где выше неравномерность в распределении долей покупок между отдельными покупателями.

Рыночная концентрация (концентрация продавцов или покупателей) – это плотность размещения рыночных структур и совокупность разных удельных весов агентов рынка по объему предложения или спроса. Малое число фирм на рынке, а значит, и их малая плотность, – показатель высокого уровня концентрации продавцов. Если плотность равна единице, эта ситуация соответствует монопольному рынку. При заданном числе фирм на рынке, чем больше они отличаются друг от друга по объему реализации товара, тем выше уровень концентрации продавцов на рынке.

Аналогичные зависимости наблюдаются и при оценке концентрации на рынке покупателей: чем меньше покупателей на рынке, тем выше уровень их концентрации. Если плотность покупателей равна единице, то говорят о монопсоническом рынке. В случае заданного числа покупателей, их концентрация на рынке тем выше, чем больше они отличаются по объему спроса.

Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует.

Выделяют четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка:

1)      доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;

2)      доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;


3)      доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;

4)      доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.

 

В результате концентрации фирмы получают власть на рынке. Результатом же проявления рыночной власти фирмы является величина получаемой фирмой прибыли. Большинство показателей рыночной власти фирм исследователи в той или иной мере связывают с оценкой прибыльности деятельности фирмы, а точнее, доходности используемого капитала.

Рыночная власть фирмы – свойство, характеризующее степень ее влияния на цену товара, устанавливаемую выше конкурентного уровня. Власть фирмы на рынке определяется степенью влияния последней на цену.

Степень рыночной власти зависит от трех факторов:

1)      эластичности спроса;

2)      концентрации рынка;

3)      режима сговора.

 

На практике используются различные показатели, позволяющие измерять степень концентрации производителей и покупателей на отраслевом рынке, среди них:

     индекс концентрации (CRk);

     индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI);

     индекс Джини;

     индекс Тобина;

     индекс энтропии и др.

 

В качестве иллюстрации применения этих показателей остановимся на некоторых из них.

Наиболее простым является коэффициент (индекс) концентрации(CRk от англ. concentration ratio). Измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, имеющих наибольшие объемы продаж на рынке:

 

,

 

где

Yi – размер фирмы (например, рыночная доля);

k – количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

 

Чаще всего индексы концентрации подсчитываются по 3–10 крупнейшим фирмам в отрасли, т.е. k = 3 - 10. Индекс концентрации может принимать значения в интервале 0–1. Так, для рынка совершенной конкуренции CRk = 0, для монополии CRk = 1. Расчет этого индекса сводится к ранжированию фирм по убыванию объемов продаж и суммированию m значений рыночных долей фирм, стоящих в начале ряда.

Индексы концентрации привлекательны, прежде всего, простотой их практического определения. Достаточно иметь сведения об объемах продаж нескольких крупнейших фирм отрасли, а также об общем объеме продаж на рынке, чтобы определить рыночные доли ведущих фирм. Поэтому индексы концентрации используются в практике государственного антимонопольного контроля многих стран. При этом параметр k устанавливается нормативно.


Поскольку выбор того или иного значения числа фирм, по которым исчисляется индекс, не имеет теоретического обоснования, в практике различных государств он производится по-разному. Это обстоятельство делает показатели типа CRm не вполне подходящими для задач сравнительного (межотраслевого, межтерриториального) и динамичного анализа. Также индексы концентрации недостаточно информативны, т.к. они не учитывают дифференциации долей среди k крупнейших фирм и отраслевые особенности.

Для одного и того же числа крупнейших фирм, как правило, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции. Однако информация, которую дает индекс концентрации, не всегда достаточна для характеристики рынка. Так, на основе индекса нельзя определить размер фирм, которые не попали в выборку k, а также относительную величину фирм из выборки. С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании.

Большое распространение при исследовании концентрации на отраслевых рынках получил индекс Херфиндаля-Хиршмана(HHI). Значение этого показателя определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на отраслевом рынке:

 

,

 

где

S1– удельный вес самой крупной фирмы в отрасли (в %);

S2– удельный вес следующей по величине фирмы (в %);

Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

 

Индекс HHI лишен недостатков рассмотренного ранее индекса концентрации, т.к. при его вычислении HHI учитываются доли всех фирм на рынке. Основным достоинством этого показателя является его чувствительность к изменению долей фирм на рынке. Это связано с тем, что величины долей фирм возводятся в квадрат и индекс принимает значения от 0 до 10 000. Однако индекс мало чувствителен к структуре части рынка, имеющей незначительную совокупную долю. С 1982 г. именно этот индекс использует антимонопольный комитет США для характеристики рыночной структуры отраслей:

     I тип рынков – высококонцентрированные рынки:

 

при 70 % < CR < 100 %; 1 800 < HHI < 10 000;

 

     II тип – умеренно-концентрированные рынки:

 

при 45 % < СR < 70 %; 1 000 < HHI < 1 800;

 

     III тип – низко-концентрированные рынки: