Файл: Литература по теме Тема Монополия, монопольная власть, регулирование монополии Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вертикальная интеграция дает возможность диверсификации компании, т.к. комплектующие и детали, создаваемые на промежуточных стадиях интегрированного производств, могут быть использованы в производстве другой продукции. Одна из последних тенденций в сфере производства – стремление к выпуску разнообразных товаров на базе использования однотипных комплектующих. Диверсификация как инвестиционная стратегия направлена на уменьшение риска и рост фирмы.

Другими словами,факторы, стимулирующие фирмы к вертикальной интеграции можно объединить в две большие группы:

1)      факторы, связанные с особенностями рыночного спроса и характеристиками производимого продукта;

2)      факторы, связанные со свойствами технологии производства.

 

Несмотря на несомненные положительные последствия вертикальной интеграции, ей присущи довольно серьезные издержки, поэтому целесообразность ее формирования должна быть обоснована серьезными аргументами.

 

Отрицательные последствия вертикальной интеграции:

     вертикальное интегрирование означает отказ от разделения труда и специализации, что может снизить эффективность производства и привести к росту издержек на единицу продукции;

     вертикальное интегрирование вместе с увеличением масштаба фирмы усложняет процесс управления, что ведет к росту управленческих издержек;

     вертикальная интеграция, как правило, сопряжена со значительными явными и неявными издержками на совершение такого рода сделок;

     вертикальная интеграция ведет к созданию входных барьеров на рынок и монопольной власти фирм-продавцов.

 

Различают вертикальную интеграцию полную, неполную и квазиинтеграцию.

Критериями разграничения видов вертикальной интеграции являются:

     степень однородности активов интегрируемых предприятий: вертикально интегрированной называется действующая на отраслевом рынке фирма, которая вбирает в себя две и более связанные между собой технологические стадии производства продукта, производимого и реализуемого под контролем, как над собственностью, так и над управлением ранее независимых до слияния или поглощения фирм;

     степень контроля активной фирмы над собственностью активов, при установлении полного контроля над управлением различных форм бизнеса.

 

Когда активная фирма по тем или иным причинам не позволяет установить полный контроль над собственностью, но обладает возможностью осуществлять реальный контроль над управлением подразделений обеих структур, говорят о неполнойиличастичной интеграции.


Неполная интеграция характерна для деятельности сетевых компаний, или компаний-сетей. В современных условиях использование сетевых принципов обусловлено следующими причинами:

     непрерывные изменения внешней среды и необходимость адаптации компаний к этим изменениям;

     усложнение производственной и коммерческой деятельности компаний;

     возрастание роли фактора времени (повышение оперативности действий требует нового подхода к методам производства и управления);

     расширение пространства компании (для выживания компания вынуждена быстро раздвинуть свой рынок до национальных, а затем до мировых масштабов);

     низкая эффективность традиционных форм кооперации при решении сложных проблем хозяйственной деятельности;

     стремление фирм к автономным формам труда;

     наличие межорганизационных систем информации и коммуникации.

 

Сетевые компании существуют в двух организационных формах:

1)      сеть, которая формируется вокруг крупной активной компании, представляющей собой ядро сети, которая собирает вокруг себя фирмы меньшего размера и поручает им выполнение отдельных видов деятельности;

2)      сеть компаний, близких по масштабам, объединяющихся в целях оказания поддержки друг другу в хозяйственной сфере при поддержке или отсутствии ее со стороны местных органов власти.

 

Привлекательность сетевых бизнес-структур связана с тем, что такая интеграция позволяет получить высокие экономические показатели за счет:

     низкого уровня и рациональной структуры издержек;

     исключения дублирования использования рабочей силы и мощностей на разных участках;

     привлечения к сотрудничеству лучших исполнителей из фирм сети;

     построения партнерских стратегий взаимодействия с потенциальными конкурентами.

 

В международной практике имеются примеры целенаправленного формирования таких цепочек взаимодействующих фирм, получивших название кластеров предприятий.

Кластер фирм – отраслевая или географическая концентрация предприятий, которая позволяет достичь эффекта экономии в результате иного характера взаимодействия с поставщиками (сырья, материалов, оборудования) и создания группы узкоспециализированных фирм.

Одним из вариантов отношений между фирмами при вертикальном интегрировании является квазиконкуренция,
когда юридически независимые компании добровольно соглашаются на осуществление контроля над их поведением на рынке со стороны активной компании при отсутствии контроля над их собственностью, что объясняется, в первую очередь, возможностью эффективного управления со стороны активной фирмы и устранению риска неопределенности в деловых отношениях.

Одной из форм квазиинтеграции можно считать так называемые «виртуальные организации». Хотя в настоящее время не существует общепринятого определения виртуальной структуры, все исследования виртуальных организаций осуществляются в двух направлениях:

1)      исследования в сфере информационных технологий (IT);

2)      разработка теорий новых организационных структур, в рамках которых виртуальная корпорация рассматривается как организационная структура экономики будущего.

 

Виртуальная организация – добровольная, временная форма кооперации нескольких независимых партнеров, основанная на использовании информационных технологий и обеспечивающую благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам.

 

Формы вертикального контроля.

Вертикальные ограничения – обязательства, налагаемые фирмой, действующей на одной из стадий технологической цепочки сделок между компаниями на поведение фирмы, оперирующей на другой стадии.

Вертикальные ограничения многообразны. Это обусловлено тем, что обладающая рыночной властью фирма нацелена на получение потребительского излишка максимального размера и любыми возможными способами.

Основные виды ограничений:

     контроль над уровнем цен (resale price maintenance) – установление уровня цены, по которой допускается перепродажа купленного товара последующей фирмой;

     исключительные территории (territorial restrictions), на которых клиент может реализовать товар;

     наложение на покупателя обязательства поддерживать деловые отношения только с данным производителем (exclusive dealing);

     взаимосвязанные продажи (tying arrangements, bundling) – условие продажи продукции только при покупке других товаров данного производителя.

 

Способы вертикального контроля.

Вертикальный контроль устанавливается различными способами, в частности, практика поддержания перепродажнойцены (RPM от англ. resale price maintenance), посредством которой производители стремятся установить контроль над ценами, по которым их продукция перепродается дилерами и дистрибьюторами.


В случае, если на рынке розничная торговля представлена монополией, эффективность такой практики связана с эффектом «двойной маржинализации»: производитель устанавливает цену перепродажи товара для розничного торговца на уровне цены вертикально интегрированной структуры двух компаний, где цена определена с учетом устранения двойной надбавки. Такой подход обеспечивает рост прибыли данной структуры и сокращение цены вертикально интегрированной структуры оказанию услуг, увеличению расходов на рекламу и продвижение товара. Если же вертикальная интеграция отсутствует, эффект «двойной маржинализации» проявляется в том, что производитель реализует товар розничному торговцу с монопольной надбавкой, а розничный торговец в свою очередь, делает к цене конечного товара свою надбавку.

«Ограничительный франчайзинг» –франчайзер ограничивает количество дилеров своей сети на определенной территории и оказывает помощь оставшимся партнерам в выборе сферы действия, сегмента потребителей, организации торговой сети, проведении рекламной компании, в обучении персонала. В результате снижения конкуренции между дилерами появляется возможность установления более высокой торговой наценки, которая должна стимулировать франчайзи к оказанию услуг, увеличению расходов на рекламу и продвижение товара. Франчайзинг, как форма вертикального контроля, способствует получению более высокой торговой наценки.

 

Вопросы для самопроверки:

1.  В чем состоит разница между стратегическими и нестратегическими барьерами?

2.  Какова политика государства по отношению к барьерам входа?

3.  От чего зависит емкость рынка?

4.  Перечислите наиболее существенные чертыструктуры рынка.

5.  От каких основных параметров зависит концентрация продавцов на рынке?

6.  Перечислите виды отраслевых барьеров.

7.  Как объяснить существование в экономической литературе многочисленных показателей концентрации и рыночной власти?

8.  Перечислите отрицательные последствия вертикальной интеграции.

9.  Каковы мотивы у фирм к вертикальной интеграции?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков: учеб. / Л.В. Рой, В.П. Третьяк. – М.: ИНФРА-М, 2008. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.

2.  Юсупова Г.Ф. Теория отраслевых рынков: практикум. – М.: ИД ВШЭ, 2012. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/

 

Дополнительная литература:

1.  Колбачев Е.Б. Теория отраслевых рынков: учеб. пособ. / Е.Б. Колбачев, И.С. Штапова. – М.: Феникс, 2012.


2.  Розанова Н.М.Теория отраслевых рынков. Практикум: учеб. пособ. / Н. М. Розанова. – М.: Юрайт, 2019.

3.  Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособ. для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.

 

Интернет-ресурсы:

1.  Портал о предмете Экономики. – Режим доступа: http://io.economicus.ru/