Файл: I. Теоретикометодологические основы формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах обычаях людей, среди которых он живет.
Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Именно в младшем школьном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.
По мнению ученых, младший школьный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.
Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике младшего школьного возраста. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в начальной школе позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в период детства. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.
Фольклор делят на малые жанры и большие жанры.
Малые жанры
1) Колыбельные песни, их в народе зовут байками.
2) Потешки-песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».
3) Прибаутки. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.
Детский фольклор — своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.
4) Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка [2].
Крупные жанры
1) БЫЛИНЫ. Наряду с песнями детям необходимо знакомиться с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.
2) СКАЗКИ. Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности — ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.
Детям младшего школьного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка.
Для формирования нравственных идеалову детей прекрасно подходят пословицы и поговорки, так как они эмоционально насыщенны, несут в себе моральные постулаты. Эти короткие изречения легко запоминаются детям, их воздействие на ребенка сильнее, чем обычные уговоры и нравоучения. Скороговорки помогают ребенку научиться правильно и быстро говорить и одновременно остаются простой игрой для них. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом.
Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания.
Использование в работе с детьми и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности. Значительное внимание уделяется русской народной сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро от зла, получить информацию о моральных установках и культурных ценностях, развивает воображение, а также нравственные качества: трудолюбие, доброту, щедрость, правдивость. Сказка является незаменимым источником воспитания любви к Родине, к своей стране, потому что сказка – творение народа и традиций, она воздействует на душу ребенка.
Давая оценку, героям сказок, дети анализируют какие поступки, совершённые персонажами, положительные, а какие отрицательны. Переживают вместе с ними широкий спектр чувств, и став на ту или иную сторону, стараются вместе с героями произведения решать все поставленные перед ним задачи, что также способствует увеличению творческой активности ребенка и дает возможность сделать правильный вывод в данной ситуации.
Воспитательная ценность, заключенная в произведениях народного творчества, оказывает особое влияние на формирование нравственных качеств у младших школьников. Неся в себе конкретные образы, краски доступные и привлекательные для детей, произведения служат средством положительного отношения ребенка к различным сторонам общественной жизни.
Выводы по первой главе
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования культуры поведения. Данный возраст является ответственным периодом в нравственном становлении личности. Нравственная культура личности младшего школьника имеет трехкомпонентную структуру, включающую когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.
Формирование нравственных идеалов у младших школьников мы связываем с использованием воспитательных возможностей уроков литературного чтения. Мы предполагаем, что процесс формирования нравственных идеаов у младших школьников на уроках литературного чтения будет осуществляться более эффективно при условии, если будет использован воспитательный потенциал фольклорной педагогики, а младшие школьники будут вовлечены в проектную деятельность совместно с родителями.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных идеалов у младших школьников на уроках
литературного чтения
2.1 Изучения уровня сформированности нравственных качеств у
младших школьников
Для подтверждения теории исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. В исследовании приняли участие 50 детей. В младшем школьном возрасте происходят наиболее интенсивное личностное развитие, у детей совершенствуется мыслительная деятельность, развивается способность к произвольному управлению своими действиями и поведением. В данном возрасте возникают все возможности и предпосылки для формирования нравственных качеств у детей [3].
Для выявления уровня сформированности нравственных идеалов у младших школников, нами были определены параметры (когнитивный, поведенческий, эмоциональный), показатели и критерии, каждый из которых характеризуется следующим:
Когнитивный компонент: знание этических норм поведения, принятых в обществе, умение соотносить нормы с конкретными поступками и качествами.
Поведенческий компонент: умение соотносить нравственные нормы с поведением в контексте проявления нравственных качеств. Принятие данных норм, наличие способов выражения сочувствия к другим людям, умение оценивать поступки с позиции нравственных норм, предвидеть последствие того или иного поступка для окружающих, умение выстраивать свое поведение в соответствии с нравственными нормами и правилами, контролировать его, умение оказывать помощь другому человеку.
Эмоциональный компонент: наличие эмоционального отношения на проявление тех или иных нравственных качеств: наличие эмоционального отклика ребенка на конкретную ситуацию, выявление нравственных качеств
сочувствия и переживания (см. Приложение № 1).
Первым этапом опытно-экспериментальной работы является констатирующий этап, в рамках которого было запланировано проведение необходимой диагностики оценки уровня сформированности нравственных идеалов у младших школьников. Сроки проведения данного этапа: декабрь 2022 года.
Цель: определить особенности