Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вторым фактором развития финансовых инноваций можно считать изменения экономической среды.
Важную роль в развитии финансовых новаций, особенно в банковской деятельности, играет технический прогресс. Ярким примером таких инноваций являются банковские пластиковые карточки, которые за короткий срок получили массовое распространение в нескольких направлениях банковской деятельности. Использование таких карточек и автоматизированных систем обслуживания клиентуры стало самостоятельным, высокодоходным и перспективным видом банковского бизнеса, открыло доступ к банковским услугам широкого круга малых предпринимателей и населения, особенно молодежи.
Успехи технического прогресса открыли широкие возможности для инновационного развития финансовых отношений в направлении интернационализации финансовых рынков, формирования международного банковского дела, совершенствования международных расчетов и др. Новейшие телекоммуникации обеспечивают возможности мгновенной передачи информации в какой-либо регион земного шара. Внедрение таких технологий в финансовую сферу дает возможность финансовым брокерам и дилерам осуществлять операции купли – продажи ценных бумаг на какой-либо бирже мира, благодаря чему существенно расширяются масштабы трансформации капитала, повысилась эффективность финансовых рынков и действенность финансового посредничества.
На базе технического прогресса развивается и такая инновация, как секьюритизация активов. Только после того, как компьютерные технологии были внедрены в учет и обслуживание клиентуры, финансовые институты получили возможность формировать в большие пакеты малоликвидные требования к значительному количеству малых должников (заемщиков) и продавать их как ценные бумаги от своего имени. Их покупателями чаще всего являются крупные инвестиционные инвесторы (страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и др.).
Мотивом для развития финансовых инноваций является и такой фактор, как уклонение от регулятивных требований органов финансового контроля, от налоговых обязательств и др. Достаточно ощутимой для банковявляется регулятивное требование обязательного резервирования депозитов. Поскольку Центробанки за обязательные резервы, которые банки сохраняют на своих корсчетах, не выплачивают им никакого дохода, формирование таких резервов влияет на финансовое состояние банков, так же, как и налоги. Чтобы снизить дополнительное налоговое давление, банки активно ведут поиск новых источников мобилизации капиталов, которые не подлежат обязательному резервированию. Одним из таких источников является привлечение банками ссуд от других банков (отечественных и иностранных) и выпуск собственных долговых обязательств (облигаций, банковских векселей и др.) или открытие банками иноземных филиалов в тех странах, где депозиты вообще не резервируются или резервируются по значительно низшим ставкам.
Тема 9. Банковская система государства
9.1 Сущность, функции и специфические ферты
банковской системы государства
Банковскую систему в литературе часто трактуют как простую совокупность банков, функционирующих в стране. При таком подходе банковская система рассматривается как механическое объединение банков, которое не имеет заранее очерченных целей, своих специфических черт и не выполняет самостоятельных функций.
В действительности это не так. Банковская система имеет свое особое назначение, свои специфические черты и функции в экономике, которые не просто повторяют назначение и функции отдельных банков. Возникает банковская система не вследствие механического объединения отдельных банков в случайную совокупность, а строится с заранее разработанной концепцией, в рамках которой отводится определенное место отдельным банкам. Поэтому более правомерным представляется формулирование банковской системы как законодательно определенной, четко структурированной и субординированной совокупности финансовых посредников, которые осуществляют банковскую деятельность на постоянной профессиональной основе и функционально взаимоувязаны в самостоятельную экономическую структуру.
Банковская система призвана выполнять три следующие функции:
- трансформационную (базируется на аналогичной функции отдельных банков. Но она не является суммой механического суммирования подобной функции всех банков, входящих в систему. В масштабах системы возникает качественно новая функция трансформации;
- создания платежных средств и регулирования денежного оборота (эмиссионная);
- обеспечения стабильности банковской деятельности и денежного рынка (стабилизационная).
К специфическим чертам банковской системы относят:
- двухуровневое построение;
- углубленное централизованное регулирование, надзор и контроль деятельности каждого отдельного банка и банковской деятельности в целом;
- централизованный механизм контроля и регулирования движения банковских резервов;
- наличие общесистемной инфраструктуры, обеспечивающей функциональное взаимодействие отдельных банков;
- гибкое соединение высокого уровня централизованного руководства банковской системы с сохранением определенной экономической самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности каждого отдельного банка.
-
Происхождение, развитие и функции центральных банков
Они занимают центральное место в кредитной системе страны или группы стран.
ЦБ могут иметь разное название: ЦБ Российской Федерации, НБУ в Украине, Резервный банк в США.
Институциональные основы ЦБ были заложены на протяжении столетий. Предшественниками ЦБ были эмиссионные банки, которые возникли на протяжении 19 века. До этого деления банков на эмиссионные и коммерческие не было и банк мог выполнять как эмиссионную функцию, так и кредитно-расчетные функции обслуживания экономических агентов. Затем возникла необходимость государственного регулирования денежного обращения и защиты средств вкладчиков банка от банковских крахов. Частью этого регулирования явилась сначала централизация, затем и концентрация банковской эмиссии в одном банке.
Постепенно такие банки преобразовались в ЦБ. Такой путь создания ЦБанков называется эволюционным.
Эволюционный путь создания ЦБ характерен для тех стран, в которых к 20 веку уже были эмиссионные банки.
Второй путь создания ЦБ – это их учреждение на основе специального закона, который предусматривает особый статус созданного банка с момента его учреждения. Такой путь создания центральных банков характерен:
-
для тех развитых стран, у которых по тем или иным причинам не было единого эмиссионного банка; -
для бывших колониальных государств;
- для ряда пост–социалистических государств( в том числе, стран СНГ, Чехии, Словакии, Словении др.)
Во второй половине 20 века деятельность ЦБ развивается в трех направлениях:
-
Сотрудничество ЦБанков на межгосударственном уровне. В 1930 г. создан международный банк (в Швейцарии). -
Сотрудничество Цбанков с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями (МВФ, МБРР), а также с региональными валютно-кредитными организациями (напр., с Европейским инвестиционным банком, Африканским банком развития, Азиатским банком развития) . -
Создание над национальных ЦБ.
Примером тому служит создание в системе Европейского валютного союза единой системы центральных банков . Она является двухуровневой и включает: 1-й уровень – Европейский центральный банк;
2-й уровень - центральные банки стран-членов ЕС.
ЦБ имеет особый правовой статус, обусловленный тем, что он сочетает в себе отдельные черты банковских учреждений и государственного органа управления.
ЦБ осуществляет банковские операции, приносящие доход, но целью их деятельности не является получение прибыли. Эти операции ЦБ выполняет как институт управления денежными потоками, руководствуясь государственными интересами.
Организационный статус ЦБ связан с организацией его деятельности, в том числе:
1) определением на законодательном уровне задачи и функций банка. Они могут предусматриваться:
а) Конституцией, Законом « О ЦБ» и его уставом;
б) Конституцией, Законом о банках и банковской деятельности и уставом банков;
в) законодательством и уставом Центрального банка.
2) Формированием уставного фонда центрального банка.
Уставной фонд ЦБ может быть сформирован:
- только за счет средств государства;
- за счет средств государства и частного капитала (акционерного);
- только за счет частного (акционерного) капитала.
-
Ввзаимоотношениями ЦБ с органами государственной власти.
Они характеризуются:
а) уровнем самостоятельности (независимости) ЦБ в определении и реализации монетарной политики. ЦБ могут быть:
-
полностью независимы от законодательной и исполнительной власти; -
- подчиняться только высшему законодательному органу; -
- подчиняться только высшему исполнительному органу; -
- подчиняется главе государства и высшему законодательному органу.
б) Взаимоотношения ЦБ с государством характеризуется степенью участия ЦБ в финансировании государственных несбалансированных расходов (бюджетного дефицита).
Во многих странах ЦБ запрещено прямое кредитование бюджетного дефицита за счет эмиссии или прямой покупки у государства долговых ценных бумаг. Кредитная поддержка государства обеспечивается через операции на открытом (вторичном) рынке ценных бумаг.
в) Порядком назначения и увольнения высшего руководствующего состава банка.
Первый руководитель ЦБ может назначаться:
а) высшим законодательным органом;
б) высшим исполнительным органом;
в) главой государства.
Функции ЦБ определяются его задачами. Во всей их совокупности функции ЦБ можно объединить в группы:
-
функции монопольной эмиссии банкнот. Эта функция однозначно касается только выпуска банкнот.