Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.

Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации.

Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность:

  • непосредственно и (или) через свои территориальные органы;

  • во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Центральный банк РФ, помимо своих основных функций (эмиссионный центр, банк банков и др.) осуществляет регулирование финансовых рынков, надзор за участниками финансовых рынков, защиту прав потребителей финансовых услуг и инвесторов.
Самостоятельно изучить:

Система управления финансами в ДНР

Народный Совет ДНР

Комитет Народного Совета по бюджету, финансам и экономической политике

Министерство финансов ДНР

Самостоятельные структуры подразделения Министерства финансов ДНР, - органы оперативного управления финансами.

  1. Департамент сводного бюджета

  2. Департамент доходов

  3. Департамент финансов органов местного самоуправления и внебюджетных фондов

  4. Департамент программно-целевого планирования бюджета

  5. Департамент бюджетной методологии

  6. Департамент правового обеспечения

  7. Департамент бюджетного и финансового мониторинга

  8. Департамент учета, контроля и финансовой отчетности

  9. Департамент лицензирования и отраслевого взаимодействия

Республиканское казначейство ДНР


Министерство доходов и сборов ДНР

Центральный Республиканский Банк ДНР

Государственные внебюджетные фонды ДНР (координируются Министерством труда и социальной политики) .

  1. Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики .

  2. Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Донецкой Народной Республики.

  3. Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Донецкой Народной Республики.

  4. Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы Донецкой Народной Республики.

Подразделения управления финансами на уровне отдельных министерств и ведомств (например: финансовый сектор Министерства экономического развития ДНР).


Тема 14. Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовый контроль
1. Назначение финансового планирования, его принципы и задачи

2. Система финансовых планов

3. Методы финансового планирования

4. Финансовый контроль, его сущность, задачи и принципы.

5. Виды, формы и методы финансового контроля.

1. Назначение финансового планирования, его принципы и задачи
Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это научно обоснованный процесс определения источников и направлений использования финансовых ресурсов в экономике государства с целью обеспечения стабильного экономического и социального развития.

Финансовое планирование является составной частью экономического планирования и основывается на системе макроэкономических показателей, с помощью которых осуществляется прогнозирование социально-экономического развития, направленного на достижение сбалансированного движения финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов.

Показатели финансовых планов являются исходной информацией для анализа и оценки финансового состояния государства, основой для перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долгосрочные тенденции изменений структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, влияющие на развитие тенденций.

В основу финансового планирования положены следующие принципы:


1. Принцип научной обоснованности плановых решений предполагает учет законов и закономерностей развития общества, применение методов математического моделирования в процессе разработки планов.

2. Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей предполагает, что в планировании следует, прежде всего, исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей общества должно быть исходной позицией общегосударственных планов.

3. Принцип повышения эффективности общественного производства предполагает реализацию целей и задач планирования с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда.

4. Принцип пропорциональности и сбалансированности предполагает формирование пропорций, отвечающих интересам всего общества, на основе сбалансированной структуры общественного производства. Пропорциональность и сбалансированность общественного производства достигается посредством:

  • установления эквивалентного обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;

  • достижения равновесия совокупного спроса и совокупного предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;

  • рационального соотношения между разумными потребностями и имеющимися ресурсами;

  • паритетов интересов различных форм собственности в пользовании материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами общества и др.

Реализация этого принципа в планировании позволяет поддерживать материально-вещественные и стоимостные пропорции в целом по народному хозяйству, а также межотраслевые, отраслевые, территориальные и др. пропорции.

5. Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач позволяет обеспечить непротиворечивость достижения текущих целей и задач социально-экономического развития с достижением стратегических целей. Он реализуется посредством системы долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых документов.

6. Принцип приоритетности предполагает необходимость выбора приоритетных направлений решения важнейших общегосударственных проблем экономики, вызванных ограниченностью располагаемых ресурсов.

В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:

  • определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

  • определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

  • обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;

  • создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  • определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов – к планам, а также маневрировать ресурсами.


По форме и содержанию различают директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.

Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт.Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника – государства. В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства.

В рыночной экономике индикативное планирование – это метод реализации социально-экономической политики государства и инструмент воздействия на процессы ее функционирования.

Индикативное планирование – это совокупность процессов формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также разработка системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленного уровня индикаторов.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие:

  • динамику, структуру и эффективность экономики;

  • состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения;

  • состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка;

  • движение цен;

  • занятость, уровень жизни населения внешнеэкономические связи и т.д.

Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др.

Основными этапами финансового планирования являются:

1. Анализ поступлений и затрат финансовых ресурсов по их видам и в целом за предыдущий период.

2. Составление проекта финансового плана на следующий период.

3. Рассмотрение и утверждение финансовых планов.