Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления производственной деятельности, инвестиционной деятельности, научно-проектной изыскательной деятельности, социальных проектов;

  2. планирование себестоимости и реализации продукции;

  3. планирование денежных потоков;

  4. планирование прибыли от деятельности предприятия в целом;

  5. планирование доходности инвестиций.

Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.
3. Методы финансового планирования
Методы планирования представляют собой совокупность способов и приемов, применяемых в процессе конкретных плановых расчетов на разных уровнях народнохозяйственного планирования.

В финансовом планировании используются следующие методы:

1. Метод экстраполяции (или коэффициентов) состоит в определении финансовых показателей на основе установления их динамики. Расчеты производятся на основе данных отчетного периода и их корректировки на относительно устойчивый темп роста или снижения. Такой порядок имеет существенные недостатки:

 во-первых, метод не учитывает выявление возможных внутрихозяйственных резервов;

 во-вторых, отрицательно сказывается на использовании материальных и денежных ресурсов, так как в планируемом периоде их размеры будут определяться исходя из достигнутого уровня.

2. Нормативный метод. В системе финансового планирования используются различные государственные, региональные, отраслевые и внутренние нормы и нормативы. Основное преимущество нормативного метода состоит в том, что посредством его устанавливается связь между ресурсами, а также конечными результатами производства.

В системе норм и нормативов важнейшими подсистемами являются:

 социальные нормы и нормативы;

 финансово-экономические нормы и нормативы;

 нормы и нормативы капитальных вложений и продолжительности инвестиционного цикла;


 нормы и нормативы расхода сырья, материалов, топлива и энергии;

 нормы и нормативы труда и заработной платы;

 нормы и нормативы охраны окружающей среды;

 нормативы льгот различных категорий населения и организаций;

 нормативы обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

3. Метод экспертных оценок предполагает использование опыта высококвалифицированных специалистов-экспертов для определения параметров состояния объекта планирования.

4. Балансовый метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей. Соблюдение требований финансового баланса позволяет:

 предупредить возникновение диспропорций между затратами и доходами предприятия, отрасли, бюджетов всего национального хозяйства;

 определить необходимые темпы и пропорции развития народного хозяйства;

 всесторонне их обосновать с учетом мобилизации внутренних ресурсов.

5. Программно-целевой метод получил в условиях рынка развитие как один из методов финансового прогнозирования на базе научно-технических программ, осуществляемых на разных уровнях – общенациональном, отраслевом, первичном. Программно-целевой метод – это метод разработки плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Сущность его заключается в выборе и обосновании основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработке системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами. Этот метод планирования применяется для решения как народнохозяйственных, так и локальных производственных, технических, экономических и других задач.

Разработка целевых комплексных программ является методом планирования социально-экономического развития, средством реализации экономической политики государства.

На государственном уровне установлен перечень приоритетных проблем подлежащих программной разработке. В него входят:

 поддержка эффективных и свертывание бесперспективных и устаревших производств;

 развитие инфраструктуры, необходимой для структурных преобразований;

 эффективное использование ресурсов и сохранение ценного научно-технического потенциала;

 социальное развитие, включая повышение экологической безопасности;

 сбалансированность производства и платежеспособного спроса;



 диверсификация экспортного потенциала.

Для решения особо важных общегосударственных задач целевым программам присваивается статус президентских программ, инициатором их выступает Президент. В ряде случаев статус «президентской» может получить уже утвержденная программа.

6. Метод экономико-математического моделирования предполагает взаимосвязь между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину, исследуется на основе применения моделей экономико-математического анализа, которые представляют собой точное математическое описание деятельности с помощью математических символов и приемов (уравнений, графиков, неравенств и т.п.). Математические модели из общего числа количественных и других показателей отбирают наиболее существенные факторы и их взаимосвязи, а также определяют их зависимость с результирующим показателем на основе одно- или многофакторных математических программ.
4. Финансовый контроль, его сущность, задачи и принципы
Объективным условием функционирования финансовой системы является финансовый контроль. Финансовый контроль – это форма реализации на практике контрольной функции финансов, общественное назначение которой состоит, в частности, в осуществлении контроля за рациональным распределением ВВП, формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и финансовых ресурсов. Финансовый контроль является одной из разновидностей деятельности органов власти и управления.

Финансовый контроль – это совокупность действий осуществляемых субъектами контроля, по проверке обоснованности процессов распределения ВВП, формирования, распределения и использования доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменяется по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. В настоящее время наряду с государственным финансовым контролем существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен:

  • внутрифирменным контролем;

  • контролем коммерческих банков за организациями;

  • независимым аудиторским контролем.


В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англо-саксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных или судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т.д.

При исследовании финансового контроля выделяют его сферу, объект и предмет.

Сфера финансового контроля – это практически все денежные операции, а также сделки и операции, осуществляемые на основе денежных расчетов (например, взаимозачеты).

Объектом финансового контроля являются денежные распределительные и перераспределительные процессы при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств, доходов и накоплений.

Предметом финансового контроля являются финансовые и другие экономические показатели, например, доходы и расходы бюджетов различных уровней, прибыль, налоги, доходы, себестоимость.

Субъектами финансового контроля являются органы государственной власти, а также органы внутриведомственного контроля министерств, ведомств, корпораций, объединений, аудиторские организации.

Действие финансового контроля распространяется на все четыре стадии воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление), а также на непроизводственную сферу. Специфика каждой стадии воспроизводственного процесса, а также производственной и непроизводственной сфер деятельности обуславливает особые направления и задачи финансового контроля.

Необходимость существования финансового контроля вытекает из особенностей товарно-денежного производства, которое не может существовать без своевременного и полного формирования, обоснованного распределения и эффективного использования фондов денежных средств и финансовых ресурсов. Распределение стоимости в условиях товарно-денежных отношений осуществляется как в натурально-вещественной, так и в стоимостной форме, при этом очень важным является соблюдение правильных пропорций распределения и соответствия стоимостных и материальных показателей.

С помощью финансового контроля решаются следующие задачи:

  • обеспечение оптимальных пропорций распределения и перераспределения финансовых ресурсов между территориями страны, отраслями и сферами народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, хозяйствующими субъектами и населением;

  • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, контрагентами хозяйствующих субъектов;

  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения финансовых ресурсов и повышения эффективности производства;

  • обеспечение экономного и эффективного использования финансовых ресурсов и повышение эффективности финансовых вложений.


Принципы финансового контроля:

  • законность в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения;

  • гласность при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.;

  • независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса;

  • объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы;

  • ответственность предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям;

  • разграничение функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля;

  • системность означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий;

  • плановость в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.



5. Виды, формы и методы финансового контроля
Финансовый контроль классифицируется в зависимости от субъектов его осуществляющих, времени и способов его проведения.

В зависимости от субъектов, его осуществляющих, различают следующие виды финансового контроля: