Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Исполнение финансовых планов.
Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового состояния государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.
Главная цель финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов и потребностей в них в прогнозном периоде. Финансовые прогнозы являются одним из этапов формирования финансовой политики, они позволяют разрабатывать разные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы.
Задачами финансового прогнозирования являются:
-
увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу; -
определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период; -
обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов; -
определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.
Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию, оно основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный и долгосрочный период. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и методы реализации финансовой политики. Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п.
На общегосударственном и территориальном уровнях финансовые прогнозы составляются в форме перспективного финансового плана и баланса финансовых ресурсов (страны, региона).
По масштабу прогнозных разработок выделяют:
-
макроэкономические, межрегиональные и межотраслевые прогнозы развития народнохозяйственных комплексов; -
прогнозы отраслевые; -
прогнозы региональные; -
прогнозы первичных звеньев народнохозяйственной системы; -
прогнозы отдельных производств и продуктов.
2. Система финансовых планов
Финансовый план – это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.
Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности.
Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти.
Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей. Бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ. Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами на один календарный год. Утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием Закона о федеральном (региональном) бюджете.
На общегосударственном и местном уровнях в систему финансового планирования входит также разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов и баланса доходов и расходов населения.
Перспективное финансовое планирование проводится с целью обеспечения координации экономического и социального развития, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий реформ, программ, законов, мониторинга долгосрочных негативных тенденций и своевременного внедрения соответствующих мероприятий. Порядок формирования перспективного финансового плана основан на использовании методики скользящего планирования. Он разрабатывается на три года; первый год – это год, на который составляется бюджет; следующие два года – период, на который прогнозируются результаты реализации предложенной государственной (региональной, муниципальной) финансово-экономической политики. Использование в практике финансового прогнозирования на макроэкономическом уровне перспективных финансовых планов позволяет обеспечить стабильность бюджетного процесса, преемственность целей и задач финансово-экономической политики государства и прозрачность межбюджетных отношений на долгосрочный период времени.
Баланс финансовых ресурсов – это совокупность всех доходов и расходов государства, органов местного самоуправления и субъектов хозяйствования. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе сводного баланса финансовых ресурсов за предыдущий период в соответствии с прогнозом социально-экономического развития территории и является основой для составления проектов бюджетов. Баланс построен по методу двойной записи – доходы и расходы, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ресурсов: I раздел – Доходы, II раздел – Расходы. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса и требует указания источников его покрытия (направлений использования).
Баланс денежных доходов и расходов населения отображает движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах.
Денежные доходы населения подразделяются на:
-
заработную плату и надбавки к ней, премии, выплаты социального характера; -
доходы от предпринимательской деятельности; -
доходы от финансово-кредитных операций; -
социальные трансферты (пенсии, помощь, стипендии).
Расходы делятся на:
-
потребительские расходы; -
налоги, прочие обязательные платежи и добровольные взносы; -
денежные сбережения.
Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планирования денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на государственном, так и на местном уровне. На государственном уровне разрабатывается Министерством экономики при участии Министерства финансов, Центрального банка и других финансовых органов.
К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами. Порядок и сроки составления финансового плана, методика расчета его показателей устанавливаются: для бюджетных учреждений – Бюджетным кодексом и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти; для коммерческих организаций и некоммерческих организаций других организационно-правовых форм (кроме бюджетных учреждений) – приказами, распоряжениями по организации.
Целью составления финансовых планов некоммерческими организациями является определение объема финансовых ресурсов, необходимого им для предоставления услуг социально-культурного, научно-технического и иного некоммерческого характера.
Бюджетные учреждения, создаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии с Бюджетным кодексом обязаны составлять смету доходов и расходов. В смете доходов и расходов бюджетного учреждения указываются: ассигнования из бюджета, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, расходы, платежи в бюджет и государственные фонды целевого назначения. Расходы указываются общей суммой, с выделением расходов, финансируемых из бюджета, и расходов, покрываемых за счет внебюджетных источников.
Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного назначения и содержания, которые отличаются друг от друга задачами и объектами планирования. В соответствии с этим
финансовое планирование осуществляется по трем основным направлениям:
-
перспективное финансовое планирование; -
текущее финансовое планирование; -
оперативное финансовое планирование.
Перспективное финансовое планирование охватывает период 3-5 лет, оно включает в себя разработку долгосрочного финансового плана по наиболее важным направлениям деятельности и является главной формой реализации стратегических целей.
Система текущего финансового планирования охватывает период планирования 1 год, она опирается на разработанную финансовую стратегию и финансовую политику по отдельным аспектам финансовой деятельности.
Оперативное финансовое планирование охватывает небольшой период планирования – декада, месяц, квартал. Оно дополняет текущее планирование и используется с целью контроля за поступлением текущей выручки и расходованием имеющихся финансовых ресурсов.
В соответствии с направлениями финансового планирования выделяют различные типы финансовых планов: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные.
Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных и инфляционных процессов и т.д. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия. Стратегический план должен давать ответы, по крайней мере, на следующие вопросы:
-
Может ли предприятие развиваться, опираясь на собственные силы, и если нет, то каковы источники привлечения финансовых ресурсов? -
На какие уровни поступления денежных средств, рентабельности производства и доходности инвестиций может выйти предприятие и в какие сроки? -
Размер требуемого предприятию капитала, из каких источников и в какие сроки планируется его привлечь? -
Каким образом будет использоваться этот капитал?
Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятия, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.
Главными функциями текущего планирования являются: