Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) государственный;

2) ведомственный;

3) внутрихозяйственный;

4) независимый (аудиторский).

Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, в том числе специализированными финансовыми органами. Этот вид финансового контроля может быть применен к любым объектам контроля независимо от их ведомственной подчиненности и призван обеспечить соблюдение финансовых интересов государства;

Ведомственный финансовый контроль применяется при проверке деятельности хозяйствующих субъектов и осуществляется контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств в отношении подведомственных им предприятий, учреждений и организаций. Деятельность контрольно-ревизионных служб министерств и ведомств находится под контролем Министерства финансов.

Сфера ведомственного финансового контроля:

  • сохранение и использование материальных и финансовых ресурсов;

  • предупреждение фактов нерационального, безхозяйственного их использования;

  • состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится на предприятии его финансовыми и экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента.

Сфера внутрихозяйственного финансового контроля: финансово-хозяйственная деятельность предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Внутрихозяйственный финансовый контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

Оперативный финансовый контроль осуществляет главный бухгалтер в течении текущей финансово-хозяйственной деятельности с помощью четко отлаженной системы бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера является обязательной для всех денежных документов. Главный бухгалтер несет ответственность за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.

Стратегический финансовый контроль предусматривает разработку оптимальных решений относительно использования финансовых ресурсов и вложения капитала, которые обеспечивают экономическую эффективность и максимизацию прибыли.

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляется специализированными независимыми аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

Формы финансового контроля зависят от времени (сроков) его проведения:


- предварительный – до осуществления финансово-хозяйственных операций на стадии планирования бюджетов, смет, финансовых планов, перед выдачей банковских, коммерческих или бюджетных кредитов и т.п. Служит для предупреждения нарушений финансового законодательства, необоснованного расходования средств бюджетов и фондов целевого назначения, для соблюдения правильных пропорций распределения финансовых ресурсов;

- текущий – в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций. Осуществляется постоянно экономическими, финансовыми или специально созданными для этой цели контрольными службами государства, предприятий, учреждений, организаций, министерств и ведомств. При проведении текущего финансового контроля проверяется текущее исполнение финансовых планов и смет, правильность оформления бухгалтерских и финансовых документов, соблюдение законодательства и т.д.;

- последующий – после завершения отчетного периода. Его задачами являются выявление нарушений финансовой дисциплины, изыскание финансовых резервов на основе финансового анализа, проверка форм бухгалтерской и финансовой отчетности предприятий и организаций, смет расходов бюджетных учреждений, полноты и своевременности поступления средств в централизованные и децентрализованные денежные фонды.

В зависимости от сферы финансовой деятельности финансовый контроль подразделяется на:

1) бюджетный контроль – составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса;

2) налоговый контроль – специализированный контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами;

3) валютный контроль – вид государственного контроля, осуществляемого с целью обеспечения соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций;

4) контроль за денежной массой в обороте – комплекс мероприятий, осуществляемых Центральным банком и направленных на удержание величины денежной массы в допустимом интервале;

5) кредитный контроль – политика регулирования совокупного спроса посредством ограничения доступа к кредиту;



6) инвестиционный контроль – контроль за эффективным использованием инвестируемых средств.

По форме проведения различают:

  • обязательный (внешний) финансовый контроль;

  • инициативный (внутренний) финансовый контроль.

Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, проверка Счетной палатой формирования и использования средств Государственного бюджета, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных предприятий, организаций, учреждений и т.д.

Обязательный финансовый контроль осуществляется:

  • в силу требований действующего законодательства и нормативных актов;

  • по решению компетентных органов власти, прокуратуры, суда;

  • в силу требований законов ведения бизнеса.

Методы финансового контроля – это приемы, способы, применяемые в процессе его осуществления. К методам финансового контроля относятся проверки, наблюдение (мониторинг), ревизия, анализ, обследование, надзор.

Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъектом контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться хозяйственным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля.

По полноте охвата финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии. Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдение финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности.


По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочной ревизии, сущность которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.

Анализ – это исследование показателей работы проверяемого субъекта с целью общей оценки результатов деятельности, финансового состояния и принятия обоснованных управленческих решений для выявления направлений их улучшения. Конкретные задачи анализа определяются содержанием работы хозяйствующего субъекта и его подразделений, структурой управления, оснащения экономических и других служб техническими средствами и другими факторами. Результаты анализа оформляются аналитическими таблицами, графиками, расчетами и пояснительными записками.

Обследование – это ознакомление с хозяйственной деятельностью предприятия, его технологическим процессом, структурой управления и организацией труда, результатами финансово-хозяйственной деятельности. В ходе обследования могут применяться такие приемы, как опрос, наблюдение, инспекция. Результаты обследования оформляются справками и докладными записками.

Надзор проводится определенными контролирующими органами за деятельностью субъектов, получивших лицензию на его осуществление. Главной целью надзора является контроль за соблюдением установленных правил осуществления деятельности, на которую требуется лицензия (банковская, страховая).

Тема 15. Бюджет и бюджетная система
1. Экономическое содержание и функции бюджета

2. Сущность бюджетной системы и бюджетное устройство

3. Принципы построения бюджетной системы


        1. Экономическое содержание и функции бюджета


Слово бюджет английского происхождения (budget). Оно в переводе буквально означает мешок.

В современном толковом словаре бюджет имеет два значения:

1) утвержденная в законодательном порядке роспись доходов и расходов государства на определенный период;

2) план доходов и расходов учреждения, предприятия или отдельного лица на определенный период.

Согласно бюджетной практике, сложившийся в ДНР, под бюджетом предложено понимать план формирования и использования бюджетных средств Донецкой Народной Республики для выполнения задач и функций, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет определяется как «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

В специальной литературе бюджет рассматривается как сложная и многогранная категория:

1) Бюджет как экономическая категория характеризуется определенными денежными отношениями, которые возникают между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, по поводу создания фонда финансовых ресурсов государства и его использования на социально-экономическое развитие в соответствии с государственными функциями.

2) По своей форме бюджет – это основной финансовый план, баланс доходов и расходов государства или определенной территории государства. Одним из первых плановую природу бюджета отметил немецкий финансист Шанц. Состояние бюджета как финансового плана характеризуется следующими показателями:

  • равновесие доходов и расходов;

  • профицит - превышение доходами над расходами;

  • дефицит – превышение расходов над доходами.

3) По материальному содержанию бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства или территории государства, который пребывает в постоянном движении по поводу зачисления доходов и финансирования расходов.