Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Личные - доходы или имущество физических и юридических лиц. Подоходный, поимущественный, налог с наследств и дарении и др. Реальные чаще в пропорциональных ставках, личные - в прогрессивных. Реальные - валовой доход, который приносит имущество, личный - чистый доход, который получает налогоплательщик.
Косвенные налоги - на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Отличие от прямых налогов: прямой - сам за себя (Подоходный, налог на прибыль предприятий). Косвенные не связаны непосредственно с доходами или имуществом граждан. В настоящее время существует три основных разновидности косвенных налогов: акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины.
Акцизы представляют собой надбавку к цене товара или тарифа (оплаты) за услуги. Объектом налогообложения выступают, как правило, товары массового внутреннего производства, коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение. По способу взимания они подразделяются на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Ставки акциза могут быть дифференцированы по различным признакам. Универсальные - со стоимости товара с внутреннего производства, в некоторых странах с иностранного, а также с денежного оборота оказываемых услуг (налог с оборота, налог на продажу, налог на добавленную стоимость. По сравнению с индивидуальным универсальные акциз имеет преимущества для государства: увеличивает доход бюджета автоматически (без повышения ставок) с увеличением номенклатуры потребительских товаров, контроль основного товарооборота.
Фискальные монопольные налоги - косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства. Ставки этого налога не устанавливаются. Государство, монополизируя производство и реализации товара, устанавливает на него завышенную цену (на табачные изделия, соль, спиртные напитки и т.д.)
Таможенные пошлины - косвенные налоги на экспортные и транзитные товары, поступающие в доход бюджета.
В большинстве стран свыше 30% от общей суммы налоговых поступлений поставляет подоходный налог (это в 6 раз больше, чем в Украине). Налоги на потребление, т.е. непрямые налоги, (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы - 25% всех поступлений (в Украине больше почти в два раза). Налог на прибыль корпораций - доля относительно невысока (исключение Япония (больше 20%, а в США - 7%, в Швеции - 4,2%). В настоящее время происходит возрастание доли подоходного налога, так как возрастают доходы населения. Значительная доля отчислений на социальное страхование - более 30%.
В 70-х - нач.80-х гг. все больше стране встало на путь широкомасштабных налоговых реформ, характеризующих снижением общего уровня налогов и изменением их структуры. Цель реформ - создание налоговых систем, стимулирующих экономический рост и создание условий адекватных новому этапу НТР. Направления: уменьшение налогов на потребление (непрямых), уменьшение количества акцизов., пересмотр условий налогообложения.
Общие черты налоговых система стран с развитой рыночной экономикой:
Проблемы налоговых систем стран мира:
В большинстве стран налоговая администрация (ведомство) включена в состав министерства финансов, хотя и обладает автономностью в процессе функционирования. Налоговые инспекции организуются согласно административно-территориальному делению. Они осуществляют не только контрольные, а и консультационные функции.
4. Налоговая система Донецкой Народной Республики
Современная налоговая система Донецкой Народной Республики выполняет следующие функции:
осуществляет распределение и перераспределение средств в целях экономического и социального развития на уровне Республиканского бюджета и на уровне местных бюджетов.
Правовая регламентация функционирования налоговой системы Украины обеспечивается Законом о налоговой системе и другими законодательными актами. Закон устанавливает систему налогов, сборов и обязательных платежей, а также общие принципы налогообложения в Донецкой Народной Республике, в том числе:
1) виды и элементы налогов, сборов и обязательных платежей, взимаемых в Донецкой Народной Республике (далее – налоги и сборы);
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) права и обязанности налогоплательщиков и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогообложении;
5) ответственность за совершение налоговых нарушений;
6) порядок обжалования решений органов доходов и сборов, действий (бездействий) их должностных лиц;
7) ставки налогообложения, порядок и сроки подачи налоговой отчетности.
Виды налогов в ДНР:
5. Налоговое регулирование
Налоговое регулирование - это воздействие государства через налоговый механизм на различные социально-экономические процессы (процессы производства и обращения, процессы накопления и др.).
В странах с развитой рыночной экономикой часть валового внутреннего продукта, которую государстве аккумулирует с помощью налогов, имеет тенденцию к увеличению. За 40 последних лет в Швеции она возросла на 25 пунктов, в Японии - на 15, во Франции - на 10.1, в Канаде - на 10,9. Рыночная экономика требует вмешательства государства в процессы перераспределения созданного ВВП для интенсификации экономического развития и социальной защиты разных слоев населения. Сложность заключается в том, чтобы в каждый определенный период найти рациональную величину перераспределения и построен адекватной этой величине механизма регулирования, который включает систему льгот, ставок, сроков уплаты, объектов налогообложения.
Воздействие на процессы производства и обращения достигается путем стимулирования или сдерживания темпов их роста, усиления или ослабления накопления капитала, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения. Налоговый механизм должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода. Это позволит решить ряд задач:
Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Результаты, как правило, появляются не сразу, так как процесс перераспределения ВВП требует времени. Налоги должны способствовать антицикличности в экономике и быть регулятором инвестиций.
С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях (с точки зрения НТП), а также в социально значимых, пусть малорентабельных, отраслях.
С целью эффективного регулирования необходимо использовать мировой опыт, так как уже выработано множество форм налогов, различающихся по объектам обложения, источниками уплаты, формам взимания и т.д. Эффективность налогового регулирования заключается в сочетании воздействия на различные стороны хозяйственной деятельности и снижения негативного влияния налогового процесса за счет перераспределения налогов
Тема 17. Финансы предпринимательских структур
4. Финансовый менеджмент и его место в управлении предприятиями
По характеру и цели деятельности финансы предпринимательских структур подразделяются на:
1) предпринимательские (коммерческие), которые функционируют за счёт собственных средств с целью получения прибыли;
2) непредпринимательские (некоммерческие), функционирование которых обеспечивается бюджетным финансированием.
Определяя сущность финансов предприятий, необходимо раскрыть содержание категорий «финансы» и «предприятие».
Финансы – специфические экономические отношения, имеющие денежный характер и связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой формах.
Предприятие – это организационно выделенное и экономически самостоятельное звено производственной сферы народного хозяйства, изготовляющее продукцию (выполняющее работы или предоставляющее платные услуги).
Таким образом, финансы предпринимательских структур – это экономические отношения, связанные с формированием и распределением денежных поступлений, созданием и использованием фондов денежных средств для обеспечения бесперебойности хозяйственной деятельности, производственного и социального развития.
Именно с помощью финансов предприятий происходит первичное перераспределение стоимости валового продукта на фонды возмещения, потребления и накопления.
Наиболее распространёнными являются распределительная и воспроизводственная концепции финансов предприятий. Распределительная концепция
Косвенные налоги - на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Отличие от прямых налогов: прямой - сам за себя (Подоходный, налог на прибыль предприятий). Косвенные не связаны непосредственно с доходами или имуществом граждан. В настоящее время существует три основных разновидности косвенных налогов: акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины.
Акцизы представляют собой надбавку к цене товара или тарифа (оплаты) за услуги. Объектом налогообложения выступают, как правило, товары массового внутреннего производства, коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение. По способу взимания они подразделяются на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Ставки акциза могут быть дифференцированы по различным признакам. Универсальные - со стоимости товара с внутреннего производства, в некоторых странах с иностранного, а также с денежного оборота оказываемых услуг (налог с оборота, налог на продажу, налог на добавленную стоимость. По сравнению с индивидуальным универсальные акциз имеет преимущества для государства: увеличивает доход бюджета автоматически (без повышения ставок) с увеличением номенклатуры потребительских товаров, контроль основного товарооборота.
Фискальные монопольные налоги - косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства. Ставки этого налога не устанавливаются. Государство, монополизируя производство и реализации товара, устанавливает на него завышенную цену (на табачные изделия, соль, спиртные напитки и т.д.)
Таможенные пошлины - косвенные налоги на экспортные и транзитные товары, поступающие в доход бюджета.
В большинстве стран свыше 30% от общей суммы налоговых поступлений поставляет подоходный налог (это в 6 раз больше, чем в Украине). Налоги на потребление, т.е. непрямые налоги, (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы - 25% всех поступлений (в Украине больше почти в два раза). Налог на прибыль корпораций - доля относительно невысока (исключение Япония (больше 20%, а в США - 7%, в Швеции - 4,2%). В настоящее время происходит возрастание доли подоходного налога, так как возрастают доходы населения. Значительная доля отчислений на социальное страхование - более 30%.
В 70-х - нач.80-х гг. все больше стране встало на путь широкомасштабных налоговых реформ, характеризующих снижением общего уровня налогов и изменением их структуры. Цель реформ - создание налоговых систем, стимулирующих экономический рост и создание условий адекватных новому этапу НТР. Направления: уменьшение налогов на потребление (непрямых), уменьшение количества акцизов., пересмотр условий налогообложения.
Общие черты налоговых система стран с развитой рыночной экономикой:
-
- расширение налогообложения личных доходов -
модернизация налогов на потребление
-
уменьшение влияния налогов на прибыль корпорация (но ставки высокие - в Германии 50%)
Проблемы налоговых систем стран мира:
-
современные налоговые системы сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это способствует появлению новых форм уклонения от налогов
-
налогообложение личных доходов характеризуется несправедливостью распределения налоговой тяжести (одинаковые доходы - разный уровень налогообложения)
-
большая разница в обложении личных доходов и прибыли корпораций ведет к инкорпорации.
-
налогообложение компаний стимулирует инвестировать средства не по собственно экономическим причинам, а по налоговым., что негативно отражается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов.
В большинстве стран налоговая администрация (ведомство) включена в состав министерства финансов, хотя и обладает автономностью в процессе функционирования. Налоговые инспекции организуются согласно административно-территориальному делению. Они осуществляют не только контрольные, а и консультационные функции.
4. Налоговая система Донецкой Народной Республики
Современная налоговая система Донецкой Народной Республики выполняет следующие функции:
-
мобилизует средства в распоряжение государства
осуществляет распределение и перераспределение средств в целях экономического и социального развития на уровне Республиканского бюджета и на уровне местных бюджетов.
Правовая регламентация функционирования налоговой системы Украины обеспечивается Законом о налоговой системе и другими законодательными актами. Закон устанавливает систему налогов, сборов и обязательных платежей, а также общие принципы налогообложения в Донецкой Народной Республике, в том числе:
1) виды и элементы налогов, сборов и обязательных платежей, взимаемых в Донецкой Народной Республике (далее – налоги и сборы);
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) права и обязанности налогоплательщиков и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогообложении;
5) ответственность за совершение налоговых нарушений;
6) порядок обжалования решений органов доходов и сборов, действий (бездействий) их должностных лиц;
7) ставки налогообложения, порядок и сроки подачи налоговой отчетности.
Виды налогов в ДНР:
-
Налог с оборота -
Особый режим уплаты налога на прибыль и налога с оборота сельхозпроизводителями -
Патентная система налогообложения -
Плата за землю -
Подоходный налог -
Промысловый лов водных биоресурсов -
Сбор за специальное использование водных ресурсов -
Сельхозналог -
Транспортный налог -
Упрощенный налог -
Фиксированный сельхозналог -
Экологический налог
5. Налоговое регулирование
Налоговое регулирование - это воздействие государства через налоговый механизм на различные социально-экономические процессы (процессы производства и обращения, процессы накопления и др.).
В странах с развитой рыночной экономикой часть валового внутреннего продукта, которую государстве аккумулирует с помощью налогов, имеет тенденцию к увеличению. За 40 последних лет в Швеции она возросла на 25 пунктов, в Японии - на 15, во Франции - на 10.1, в Канаде - на 10,9. Рыночная экономика требует вмешательства государства в процессы перераспределения созданного ВВП для интенсификации экономического развития и социальной защиты разных слоев населения. Сложность заключается в том, чтобы в каждый определенный период найти рациональную величину перераспределения и построен адекватной этой величине механизма регулирования, который включает систему льгот, ставок, сроков уплаты, объектов налогообложения.
Воздействие на процессы производства и обращения достигается путем стимулирования или сдерживания темпов их роста, усиления или ослабления накопления капитала, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения. Налоговый механизм должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода. Это позволит решить ряд задач:
-
насыщение товарами и услугами потребительского рынка;
-
ускорения НТП;
-
обеспечения насущных социальных потребностей населения..
Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Результаты, как правило, появляются не сразу, так как процесс перераспределения ВВП требует времени. Налоги должны способствовать антицикличности в экономике и быть регулятором инвестиций.
С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях (с точки зрения НТП), а также в социально значимых, пусть малорентабельных, отраслях.
С целью эффективного регулирования необходимо использовать мировой опыт, так как уже выработано множество форм налогов, различающихся по объектам обложения, источниками уплаты, формам взимания и т.д. Эффективность налогового регулирования заключается в сочетании воздействия на различные стороны хозяйственной деятельности и снижения негативного влияния налогового процесса за счет перераспределения налогов
Тема 17. Финансы предпринимательских структур
-
Сущность финансов предпринимательских структур, их функции и роль в рыночной экономике -
Финансовые ресурсы предприятий: источники их формирования и направления использования -
Принципы организации финансов предпринимательских структур
4. Финансовый менеджмент и его место в управлении предприятиями
-
Сущность финансов предпринимательских структур, их функции и роль в рыночной экономике
По характеру и цели деятельности финансы предпринимательских структур подразделяются на:
1) предпринимательские (коммерческие), которые функционируют за счёт собственных средств с целью получения прибыли;
2) непредпринимательские (некоммерческие), функционирование которых обеспечивается бюджетным финансированием.
Определяя сущность финансов предприятий, необходимо раскрыть содержание категорий «финансы» и «предприятие».
Финансы – специфические экономические отношения, имеющие денежный характер и связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой формах.
Предприятие – это организационно выделенное и экономически самостоятельное звено производственной сферы народного хозяйства, изготовляющее продукцию (выполняющее работы или предоставляющее платные услуги).
Таким образом, финансы предпринимательских структур – это экономические отношения, связанные с формированием и распределением денежных поступлений, созданием и использованием фондов денежных средств для обеспечения бесперебойности хозяйственной деятельности, производственного и социального развития.
Именно с помощью финансов предприятий происходит первичное перераспределение стоимости валового продукта на фонды возмещения, потребления и накопления.
Наиболее распространёнными являются распределительная и воспроизводственная концепции финансов предприятий. Распределительная концепция