Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Личные - доходы или имущество физических и юридических лиц. Подоходный, поимущественный, налог с наследств и дарении и др. Реальные чаще в пропорциональных ставках, личные - в прогрессивных. Реальные - валовой доход, который приносит имущество, личный - чистый доход, который получает налогоплательщик.

Косвенные налоги - на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Отличие от прямых налогов: прямой - сам за себя (Подоходный, налог на прибыль предприятий). Косвенные не связаны непосредственно с доходами или имуществом граждан. В настоящее время существует три основных разновидности косвенных налогов: акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины.

Акцизы представляют собой надбавку к цене товара или тарифа (оплаты) за услуги. Объектом налогообложения выступают, как правило, товары массового внутреннего производства, коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение. По способу взимания они подразделяются на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Ставки акциза могут быть дифференцированы по различным признакам. Универсальные - со стоимости товара с внутреннего производства, в некоторых странах с иностранного, а также с денежного оборота оказываемых услуг (налог с оборота, налог на продажу, налог на добавленную стоимость. По сравнению с индивидуальным универсальные акциз имеет преимущества для государства: увеличивает доход бюджета автоматически (без повышения ставок) с увеличением номенклатуры потребительских товаров, контроль основного товарооборота.

Фискальные монопольные налоги - косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства. Ставки этого налога не устанавливаются. Государство, монополизируя производство и реализации товара, устанавливает на него завышенную цену (на табачные изделия, соль, спиртные напитки и т.д.)

Таможенные пошлины - косвенные налоги на экспортные и транзитные товары, поступающие в доход бюджета.

В большинстве стран свыше 30% от общей суммы налоговых поступлений поставляет подоходный налог (это в 6 раз больше, чем в Украине). Налоги на потребление, т.е. непрямые налоги, (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы - 25% всех поступлений (в Украине больше почти в два раза). Налог на прибыль корпораций - доля относительно невысока (исключение Япония (больше 20%, а в США - 7%, в Швеции - 4,2%). В настоящее время происходит возрастание доли подоходного налога, так как возрастают доходы населения. Значительная доля отчислений на социальное страхование - более 30%.


В 70-х - нач.80-х гг. все больше стране встало на путь широкомасштабных налоговых реформ, характеризующих снижением общего уровня налогов и изменением их структуры. Цель реформ - создание налоговых систем, стимулирующих экономический рост и создание условий адекватных новому этапу НТР. Направления: уменьшение налогов на потребление (непрямых), уменьшение количества акцизов., пересмотр условий налогообложения.

Общие черты налоговых система стран с развитой рыночной экономикой:

  • - расширение налогообложения личных доходов

  • модернизация налогов на потребление

  • уменьшение влияния налогов на прибыль корпорация (но ставки высокие - в Германии 50%)

Проблемы налоговых систем стран мира:

  • современные налоговые системы сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это способствует появлению новых форм уклонения от налогов

  • налогообложение личных доходов характеризуется несправедливостью распределения налоговой тяжести (одинаковые доходы - разный уровень налогообложения)

  • большая разница в обложении личных доходов и прибыли корпораций ведет к инкорпорации.

  • налогообложение компаний стимулирует инвестировать средства не по собственно экономическим причинам, а по налоговым., что негативно отражается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов.

В большинстве стран налоговая администрация (ведомство) включена в состав министерства финансов, хотя и обладает автономностью в процессе функционирования. Налоговые инспекции организуются согласно административно-территориальному делению. Они осуществляют не только контрольные, а и консультационные функции.
4. Налоговая система Донецкой Народной Республики

Современная налоговая система Донецкой Народной Республики выполняет следующие функции:

  • мобилизует средства в распоряжение государства

осуществляет распределение и перераспределение средств в целях экономического и социального развития на уровне Республиканского бюджета и на уровне местных бюджетов.

Правовая регламентация функционирования налоговой системы Украины обеспечивается Законом о налоговой системе и другими законодательными актами. Закон устанавливает систему налогов, сборов и обязательных платежей, а также общие принципы налогообложения в Донецкой Народной Республике, в том числе:



1) виды и элементы налогов, сборов и обязательных платежей, взимаемых в Донецкой Народной Республике (далее – налоги и сборы);

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) права и обязанности налогоплательщиков и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогообложении;

5) ответственность за совершение налоговых нарушений;

6) порядок обжалования решений органов доходов и сборов, действий (бездействий) их должностных лиц;

7) ставки налогообложения, порядок и сроки подачи налоговой отчетности.

Виды налогов в ДНР:

  • Налог с оборота

  • Особый режим уплаты налога на прибыль и налога с оборота сельхозпроизводителями

  • Патентная система налогообложения

  • Плата за землю

  • Подоходный налог

  • Промысловый лов водных биоресурсов

  • Сбор за специальное использование водных ресурсов

  • Сельхозналог

  • Транспортный налог

  • Упрощенный налог

  • Фиксированный сельхозналог

  • Экологический налог


5. Налоговое регулирование

Налоговое регулирование - это воздействие государства через налоговый механизм на различные социально-экономические процессы (процессы производства и обращения, процессы накопления и др.).

В странах с развитой рыночной экономикой часть валового внутреннего продукта, которую государстве аккумулирует с помощью налогов, имеет тенденцию к увеличению. За 40 последних лет в Швеции она возросла на 25 пунктов, в Японии - на 15, во Франции - на 10.1, в Канаде - на 10,9. Рыночная экономика требует вмешательства государства в процессы перераспределения созданного ВВП для интенсификации экономического развития и социальной защиты разных слоев населения. Сложность заключается в том, чтобы в каждый определенный период найти рациональную величину перераспределения и построен адекватной этой величине механизма регулирования, который включает систему льгот, ставок, сроков уплаты, объектов налогообложения.

Воздействие на процессы производства и обращения достигается путем стимулирования или сдерживания темпов их роста, усиления или ослабления накопления капитала, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения. Налоговый механизм должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода. Это позволит решить ряд задач:


  • насыщение товарами и услугами потребительского рынка;

  • ускорения НТП;

  • обеспечения насущных социальных потребностей населения..

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Результаты, как правило, появляются не сразу, так как процесс перераспределения ВВП требует времени. Налоги должны способствовать антицикличности в экономике и быть регулятором инвестиций.

С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях (с точки зрения НТП), а также в социально значимых, пусть малорентабельных, отраслях.

С целью эффективного регулирования необходимо использовать мировой опыт, так как уже выработано множество форм налогов, различающихся по объектам обложения, источниками уплаты, формам взимания и т.д. Эффективность налогового регулирования заключается в сочетании воздействия на различные стороны хозяйственной деятельности и снижения негативного влияния налогового процесса за счет перераспределения налогов

Тема 17. Финансы предпринимательских структур


    1. Сущность финансов предпринимательских структур, их функции и роль в рыночной экономике

    2. Финансовые ресурсы предприятий: источники их формирования и направления использования

    3. Принципы организации финансов предпринимательских структур

4. Финансовый менеджмент и его место в управлении предприятиями


      1. Сущность финансов предпринимательских структур, их функции и роль в рыночной экономике


По характеру и цели деятельности финансы предпринимательских структур подразделяются на:

1) предпринимательские (коммерческие), которые функционируют за счёт собственных средств с целью получения прибыли;

2) непредпринимательские (некоммерческие), функционирование которых обеспечивается бюджетным финансированием.

Определяя сущность финансов предприятий, необходимо раскрыть содержание категорий «финансы» и «предприятие».

Финансы – специфические экономические отношения, имеющие денежный характер и связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой формах.

Предприятие – это организационно выделенное и экономически самостоятельное звено производственной сферы народного хозяйства, изготовляющее продукцию (выполняющее работы или предоставляющее платные услуги).

Таким образом, финансы предпринимательских структур – это экономические отношения, связанные с формированием и распределением денежных поступлений, созданием и использованием фондов денежных средств для обеспечения бесперебойности хозяйственной деятельности, производственного и социального развития.

Именно с помощью финансов предприятий происходит первичное перераспределение стоимости валового продукта на фонды возмещения, потребления и накопления.

Наиболее распространёнными являются распределительная и воспроизводственная концепции финансов предприятий. Распределительная концепция