Файл: Учебнометодическое пособие для студентов Вольск 2014г Составитель преподаватель 1 категории гаоу спо Вольский медицинский колледж им. З. И. Маресевой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Фармацевтическое товароведение

Учебно-методическое пособие

для студентов

Вольск

2014г

Составитель: преподаватель 1 категории ГАОУ СПО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой» Деревягина С.В.

Содержание.


1

Основы товароведения.

4

2.

Цели, задачи и категории фармацевтического товароведения.

5

3.

Товароведческая деятельность.

7

4.

Основные товароведческие характеристики изделий медицинского назначения.

9

5.

Фармацевтические товары и их классификация.

11

6.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

14

7.

Качество фармацевтических товаров.

15

8.

Упаковка товаров.

16

9.

Виды тары и упаковки.

17

10.

Товарная и ассортиментная политика.

23

11.

Порядок регистрации и экспертизы отечественных и зарубежных ЛС.

27

12.

Ветеринарная экспертиза.

28

13.

Товароведческая экспертиза.

28

14.

Экологическая экспертиза. 

29

15.

Санитарно-гигиеническая экспертиза.

29

16

Вопросы для подготовки

30



1.Основы товароведения.

Термин «товароведение» состоит из двух слов «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскритского veda (веды), что означает «знание», следовательно, товароведение - это знание о товарах.

Одно из первых определений товароведения дано И. Вавиловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведение - наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».

Начало современному пониманию товароведения положено К. Марксом, который писал: «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины - товароведения».

В системе стандартов ОСТ 28-12-81 «Товароведение, основные понятия, термины и определения» термин «товароведение» обозначает целенаправленную деятельность по формированию ассортимента и качества товаров.

Товароведение - это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Дисциплина «товароведение» изучает потребительные свойства товаров, их классификацию и кодирование, стандартизацию, факторы, обусловливающие качество товаров, контроль и оценку качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру, условия хранения товаров, транспортирование, потребление и эксплуатацию.

Учебная дисциплина «товароведение» включает два раздела - общее и частное товароведение.

В общем товароведении рассматриваются теоретические основы, которые являются основополагающими для характеристики любого товара и частных разделов товароведения.

В частном товароведении изучается обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров, анализируются состояние и перспективы развития конкретного рынка.

В системе здравоохранения частное товароведение подразделяется на медицинское и фармацевтическое.

Медицинское товароведение - изучает потребительские свойств а медицинских товаров, т.е. свойства, которыми должен обладать тот или иной товар, применяемый в медицине, чтобы cooтветствовать своему назначению в лечебно-диагностическом процессе (медицинские инструменты, приборы, аппараты, оборудование).

Фармацевтическое товароведение. Эта дисциплина занимается изучением потребительных стоимостей и потребительных свойств и фармацевтических и парафармацевтических товаров, фактором,
обеспечивающих их качество, методов товароведения, а также товароведческих операций, связанных с продвижением указан пых товаров от поставщика к потребителю.

Как видно из приведенного определения, предметом фармацевтического товароведения, как науки и учебной дисциплины, является потребительская стоимость товаров аптечного ассортимента.

Потребительская стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Например, потребность человека быть здоровым удовлетворяется различными способами: можно отказаться от вредных привычек (курение, употребление алкоголя и др.), бегать по утрам или принимать витамины, т.е. вести здоровый образ жизни. Однако когда человек заболевает, удовлетворить потребность и здоровье можно только с помощью врачебного вмешательства, лечебных процедур и лекарственных средств.
2.Цели, задачи и категории фармацевтического товароведения.

Целью фармацевтического товароведения является изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина решает следующие основные задачи:

  • определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость изучаемых товаров;

  • систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

  • обеспечение качественных и количественных характеристик товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов.

К основным категориям товароведения относятся категории продукции и товара, товароведческих операций, товароведческого анализа и экспертизы.

Продукция - это материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Товар - материальная продукция, предназначенная для купли - продажи (коммерческой деятельности).

Изучением товаров занимаются многие дисциплины, при этом в определение товара вносятся различные уточнения, показывающие особенности точки зрения, с которой товар рассматривается.


Поскольку в товароведении основными, описывающими потребительские свойства товаров являются нормативно-технические документы, фармакопейные статьи, технические условия, ГОСТы и ОСТы, необходимо придерживаться определенной стандартизованной терминологии, используемой в сфере товарного обращения, в частности, принятого и введенного в действие ГОСТ «Торговля. Термины и определения».

В соответствии с ГОСТом в торговле товаром является любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений и минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К. лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств.

Лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства, готовые к применению.

На фармацевтическом рынке сложилось понятие «товаров аптечного ассортимента», обобщающее группы товаров, реализуемых через розничные и оптовые аптечные организации (Рис. 1). В первую очередь, это лекарственные средства, лекарственные препараты, в том числе гомеопатические, и изделия медицинского назначения.

Гомеопатические лекарственные средства - одно или многокомпонентные препараты, содержащие, как правило, микродозы активных соединений, производящиеся по специальной технологии и предназначенные для внутреннего, парентерального или местного применения в виде различных лекарственных форм.

Изделия медицинского назначения - это зарегистрированные в установленном законодательством порядке медицинские приборы, вспомогательные медицинские средства, предметы ухода за больным, иная продукция, используемая для решения проблем, связанных со здоровьем.

Это товары основного ассортимента, которые традиционно реализуются из аптек и составляют основу перечней обязательного ассортимента жизненно необходимых и важнейших ЛC, препаратов, отпускаемых бесплатно и на льготных условиях. Большая часть данного ассортимента реализуется только из аптечных организаций, поэтому эти товары условно можно назвать
фармацевтическими.



Рисунок 1
Товары, разрешенные к отпуску из фармацевтических

(аптечных) организаций

В связи с расширением товарной номенклатуры, в аптечных организациях появилось значительное число продукции дополнительного ассортимента, или парафармацевтических товаров.

Парафармацевтические товары - товары дополнительного аптечного ассортимента, сопутствующие ЛС и ИМН, предназначенные для профилактики и лечения заболеваний, облегчения состояния человека, ухода за частями тела.

Толкование этого термина колеблется от наборов реагентов для радио- иммунологического анализа, используемых в медицинской практике для диагностических целей, до перечней групп товаров, которые могут реализовываться из фармацевтических организаций, включающих все, кроме JIC. Обобщив различные мнения по данному вопросу и практический опыт аптечных организаций, считаем, что к парафармацевтическим следует относить товары, отпускаемые населению для ухода за различными частями тела, личной гигиены, профилактики заболеваний, поддержания здорового образа жизни и некоторые другие.

Товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, которые, в основном, реализуются лечебно-профилактическим учреждениям, НИИ, другим предприятиям или частным предпринимателям, занимающимся медицинской деятельностью, выделены в отдельную группу - другие товары.

Товар характеризуется потребительскими свойствами, обуславливающими его способность удовлетворять конкретные потребности. Эти свойства проявляются только в процессе потребления. Потребительские свойства делятся на ряд категорий: социальные (спрос, возможность возникновения дополнительного социального эффекта, свобода продвижения товара от производителя к потребителю), функциональные (терапевтическая эффективность, широта, глубина, скорость наступления терапевтического эффекта), эргономические (антропометрические, физиологические, психологические), эстетические (эстетические показатели упаковки и маркировки), свойства безопасности (побочные действия, противопоказания).

Эффективность лекарственного средства