Файл: Учебнометодическое пособие для студентов Вольск 2014г Составитель преподаватель 1 категории гаоу спо Вольский медицинский колледж им. З. И. Маресевой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- концепция, которая пытается описать сбыт товара, прибыль, потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка.

Концепция жизненного цикла товара была впервые опубликована Т.Левиттом в 1965 г.

Чтобы определить категорию лекарственного препарата, соответствующую стадии жизненного цикла, необходимо сопоставить ряд характеристик.

Виды жизненных циклов товаров существенно отличаются как по продолжительности, так и по форме.

Выделяют четыре стадии жизненного цикла:

внедрения на рынок; роста; зрелости; спада.

Товары, внедряемые на рынок, - это стратегические товары, призванные обеспечить будущие прибыли. Как правило, среди препаратов, отпускаемых без рецепта, здесь появляются препараты, представляющие модификацию уже существующих или новые ЛП для лечения отдельных симптомов.

Препараты, отпускаемые по рецептам врача, отличает в первую очередь новая структура, новый механизм действия, возможность использования при лечении заболеваний раньше не имевших фармакотерапевтических средств.

На стадии внедрения эти препараты малодоходны из-за небольшого спроса на них при высоких ценах. К этой же стадии жизненного цикла можно отнести выведение на фармацевтический рынок России оригинального препарата.

Оригинальные лекарственные средства - лекарственные препараты, поступившие в обращение с зарегистрированными собственными названиями. Эти названия еще называют «брендами» или «бренднеймами» (от англ. brand пате).

Дженерики, или воспроизведенные лекарственные средства - лекарственные препараты, поступившие в обращение после истечения срока действия исключительных патентных прав на оригинальные JIC.

Патентованные лекарственные средства - лекарственные препараты, право на производство и продажу которых охраняется патентным законодательством РФ.

Основные препараты - это лекарственные средства, находящиеся в стадии роста, приносящие основные прибыли, лидеры продаж - бестселлеры. Придать «звездность» этим препаратам помогает, как правило, рекламная поддержка.


Поддерживающие товары - это лекарственные препараты, находящиеся в стадии зрелости, приносящие существенные прибыли.

Уходящие товары - лекарственные препараты, находящиеся в стадии спада и подлежащие постепенному выводу с рынка.

Жизненные циклы многих товаров аптечного ассортимента могут быть описаны также сезонными кривыми (например, противогриппозные средства, противоаллергические и т. п.) или кривыми возобновления, когда товар получает новое направление использования.

В целях правильного планирования ассортимента, способного удовлетворить потребности различных групп потребителей, необходимо иметь в наличии товары, находящиеся на различных стадиях жизненного цикла, так как только суммирование экономических эффектов продажи товаров различных категорий дает максимальный экономический эффект.

Оптимальный набор товаров составляет хозяйственный, или ассортиментный, портфель организации.


Анализ хозяйственного портфеля дает возможность эффективного использования ресурсов, их вложения в наиболее перспективные с экономической и социальной точек зрения товары и т. д. Одним из наиболее распространенных методов такого анализа является метод «портфолио» (Portfoliomatrix).

Матрица бостонской консультационной группы, как видим, напрямую связана с характеристиками жизненного цикла товаров. Место товара в матрице определяется в зависимости от доли рынка и скорости роста рынка.

В качестве упрощенной альтернативы автоматизированному слежению за всем ассортиментом товаров может быть использован ABC-анализ, основанный на использовании принципа Парето. Идея этого анализа состоит в том, что довольно незначительная часть ассортимента составляет большую часть стоимости товара, как в запасах, так и в реализации и спросе. Если это предположение справедливо, то достаточно эффективный результат может дать мониторинг за этой ограниченной частью ассортимента.

ABC-анализ широко используется при разработке ассортиментной политики аптечной организации, где он является одним из элементов управленческого анализа при наблюдении за спросом на товары и услуги фармацевтической организации, а также для оперативного управления товарными запасами.

Методика проведения анализа состоит из ряда этапов.

Упорядочение ассортимента в порядке убывания стоимостного показателя (объем реализации, спрос, товарный запас и др.).

Выделение группы А, составляющей 10 % общего числа ассортиментных позиций; группы В, составляющей следующие 20 % общего числа ассортиментных позиций, и группы С, на которую приходятся остальные 70%.

Расчет удельного веса стоимостного показателя групп А, В и С.

Определение направлений комплексного использования АВС- анализа и ограничений при его использовании.

При формировании ассортимента аптечной организации приходится учитывать такое обязательное обременение в деятельности, как необходимость наличия обязательного ассортимента лекарственных препаратов и некоторых изделий медицинского назначения, утверждаемого Минздравом России и органами исполнительной власти субъектов Федерации.


Обязательный ассортимент должен закрепить права граждан России на бесперебойное обеспечение товарами первой необходимости из этого ассортимента.

Имеющаяся практика формирования перечней предусматривает их создание:

  • в целом для аптечных организаций всех форм собственности по определенному количеству наименований (200 - 250);

  • в соответствии с преобладающей эпидемиологией осенне-зимнего и летнего периодов (на время эпидемии гриппа, на период желудочно-кишечных инфекций);

  • в зависимости от режима работы аптечной организации (работа в ночное время);

  • для обеспечения декретированных групп населения.

Необходимо использовать не один, а комплекс различных подходов к формированию ассортиментного портфеля, которые позволят определить не только требования рынка к качеству оказываемой фармацевтической помощи, но и оценить имеющиеся возможности аптечной организации.

11.Порядок регистрации и экспертизы отечественных и зарубежных ЛС

В Российской Федерации регистрации подлежат все ЛС как отечественного, так и зарубежного производства. Затем на них оформляется сертификат о регистрации. В России существуют различные требования к экспертизе и клиническим требованиям для отечественных и зарубежных ЛС. Основные различия имеются на начальном и конечном этапах процедуры регистрации. Для отечественных ЛС во всех случаях является обязательным проведение фармацевтической экспертизы образцов.

Только при положительном решении по результатам такой экспертизы ЛС может быть допущено для рассмотрения на ФГК. Для зарубежных ЛС фармацевтическая экспертиза является обязательной только при решении ФГК о проведении клинических исследований или оценки биоэквивалентности, В отдельных случаях ФГК назначает выборочный контроль образцов ЛП.

Второе различие имеется на заключительном этапе регистрации. Только по отечественным, в отличие от зарубежных JIC, готовится приказ Минздрава РФ о разрешении медицинского применения данного ЛП. В приказе приводится краткая аннотация на JIC.

Разработаны принципы оценки биоэквивалентности JIC. Это особенно важно, т.к. значительная часть регистрируемых J1C представляют дженерики (воспроизводимые ЛC). Дополнены и переработаны требования к инструкциям по применению ЛС.

Регистрации ЛC
предшествует проведение экспертизы, которую осуществляет Государственный научный центр экспертизы и контроля JIC по результатам доклинических и трех фаз клинических испытаний. При этом оценка качества ЛС зависит от уровня экспертизы представленных материалов, квалификации и объективности эксперта, оснащенности центров экспертизы.

Важным этапом экспертизы ЛС является изучение физических или химических процессов, происходящих при хранении и транспортировке ЛС. Факторы внешней среды (температура, влажность, освещение, контакт с другими веществами и т.п.) способны изменить физико-химические свойства ЛС, повлиять на их эффективность и безопасность.

На всех этапах создания, испытания, производства и реализации ЛС необходима действенная оценка качества. Конечным ее этапом является экспертиза, предшествующая регистрации Л С.

Контроль качества ЛС должен иметь предупредительный характер и не допускать появления на фармацевтическом рынке неэффективных и небезопасных ЛС, которые представляют серьезную угрозу здоровью и жизни человека.

12. Ветеринарная экспертиза

Ветеринарная экспертиза – это исследования, проводимые экспертом, обладающим специальными познаниями, профессиональным опытом и квалификацией, с целью установления физического состояния, причин заболевания или гибели, методов лечения различных животных, а так же с целью определения соответствия продуктов животноводства установленным требованиям и нормам.

13. Товароведческая экспертиза

Товароведческая экспертиза - исследование товара, проводимое компетентными специалистами на основании объективных фактов с целью получения достоверных данных.

Независимая товарная экспертиза является одной из самых распространенных видов экспертиз, в рамках которой решаются вопросы, связанные с соблюдением закона о защите прав потребителей и установления качества различных товаров, определяются вопросы о возможной причине поломки или неисправности товара, а также устанавливается действительная рыночная стоимость товара. 

Товароведческая экспертиза проводится экспертами-товароведами, имеющими профессиональное образование в области товароведения. Объектами товароведческой экспертизы являются потребительские товары, оборудование, сырье и прочие непродовольственные товары. Независимая товароведческая экспертиза проводится в случае возникновения спорных ситуаций, при которых компетентными экспертами оценивается или определяется качество товара, его количество, происхождение, подлинность, товарная классификация, стоимость.