Файл: Учебнометодическое пособие для студентов Вольск 2014г Составитель преподаватель 1 категории гаоу спо Вольский медицинский колледж им. З. И. Маресевой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- характеристика степени положительного влияния лекарственного средства на течение болезни.

Безопасность лекарственных средств - характеристика лекарственных средств, основанная на сравнительном анализе их эффективности и риска причинения вреда здоровью.

3.Товароведческая деятельность.

Реализация товаров является одной из основных функций аптечной организации, поэтому деятельность, связанная с оценкой и сохранением потребительских свойств товаров, или товароведческая деятельность, имеет важное значение в выполнении основных задач аптечных организаций. Оценка потребительских свойств и количественных характеристик товаров производится на всех этапах их движения. Товароведческая деятельность включает проведение товарной экспертизы, товароведческой экспертизы и отдельных товароведческих операций (приемка, хранение, подготовка к реализации, контроль качества и т.п.). Для осуществления товароведческой деятельности разработаны специальные процедуры, которые могут быть регламентированы и закреплены в документах на государственном, отраслевом или учрежденческом уровне.

Товарная экспертиза - это особый вид деятельности при оценке качества товаров. Под товарной экспертизой понимают оценку экспертом основополагающих характеристик товара по их соответствию установленным требованиям и (или) товарной информации, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений и выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.

В зависимости от требований к товару различают следующие виды товарной экспертизы: товароведческую, санитарно-гигиеническую, ветеринарную и экологическую.

Товароведческая экспертиза - это оценка потребительских свойств товара по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям с помощью измерений и (или) опроса, и (или) товарной информации.

Товароведческая (товароведная) экспертиза является обязательным видом товарной экспертизы, остальные виды ее дополняют и не всегда являются необходимыми.

Объектами товароведной (товароведческой) деятельности являются товары. Товары, как объекты товароведной деятельности, имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную, стоимостную.

В задачи товароведческой экспертизы входит оценка этих характеристик, каждая из которых проверяется с помощью экспертизы соответствующего названия.


Ассортиментная характеристика товаров - совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и (или) социальное назначение.

Ассортиментная характеристика включает определенные группы, подгруппы, виды, разновидности, наименования, торговые марки и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого. Определить принадлежность товара к определенной группе можно с помощью Общероссийского классификатора продукции (ОКП), Государственных Реестров ЛC и ИМИ и других классификаторов. Ассортиментная экспертиза как самостоятельный вид используется лишь в некоторых случаях: при возникновении разногласий между поставщиком и получателем, при необходимости установления соответствия товара ранее представленным образцам или договорам купли-продажи. Чаще она является составной частью качественной экспертизы.

Качественная характеристика товара - совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности.

Качественная экспертиза имеет несколько разновидностей. В практике аптечных организаций используются: приемочная экспертиза по качеству, экспертиза комплектности (для ИМИ и медицинских товаров), экспертиза по договорам (оценка качества товаров, предусмотренная договорами купли-продажи и др.). Качественная характеристика рассматривает потребительские свойства: (назначение, эффективность, доступность, безопасность, экологичность и др.) и имеет решающее значение для создания потребительских предпочтений. Оценить качественные характеристики можно с помощью различных методов, предусмотренных в нормативной документации (НД): ФС, ФСП, ГОСТы, ОСТы, ТУ.

Количественная характеристика товара - совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц измерения.

Количественная экспертиза предназначена для определения количества товаров в товарной партии и (или) количественных характеристик их единичных экземпляров или комплексных упаковочных единиц.

Единичный экземпляр - отдельный товар, обладающий целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами (таблетка, ампула, флакон с сиропом).

Комплексная упаковочная единица
- совокупность единичных экземпляров (флакон с таблетками и пр.).

Товарной партией называют совокупность единичных экземпляров товаров и (или) комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку; в качестве таких признаков могут быть смена или день выработки, отправка одним транспортным средством, наличие одного сопроводительного документа.

Оценка количественных характеристик проводится в соответствии с нормативно-технической документацией или документами, сопровождающими товар при перевозке.

Недопустимые отклонения от установленных количественных характеристик товаров, например по объему, или массе упаковок, служат основанием для запрета их реализации. В ряде случаев допустимые нормы отклонений по массе или объему регламентируются нормативными документами

Целью экспертизы стоимостных характеристик товара является обоснование и определение его цены. Стоимостные характеристики товаров не относятся к товароведческим (в отличие от ассортиментной, качественной и количественной) и являются предметом изучения экономических дисциплин.

В процессе товароведческой экспертизы оцениваются товароведческие характеристики товаров, изложенные в нормативно-технической документации. Полнота оценки зависит от места проведения (предприятие-производитель, аптечный склад, аптека), группы товаров, целей экспертизы.

При товароведческой экспертизе JIC, поступающих в аптечную организацию, после проверки сопроводительных документов и наличия сертификата необходимо проведение внешнего осмотра (оценка внешнего вида и соответствия его описанию препарата). Обращается внимание на упаковку (первичную и вторичную по ГОСТ 17768-90), маркировку (наличие товарного знака предприятия-изготовителя, номера серии, даты выпуска и срока годности, информации на упаковке и листков-вкладышей, штрихового кода). Для некоторых JIC проверяется наличие специальных средств защиты от подделок, осуществляется проверка качества (в случае необходимости), определяются условия хранения. В процессе товароведческой экспертизы ИМИ также проводится экспертиза документов.

4.Основные товароведческие характеристики изделий медицинского назначения.

  • название;

  • назначение;

  • товарные виды и типы;

  • элементы конструкции;

  • требования к сырью;

  • качество, которое определяется на основе внешнего осмотра и проверки функциональных свойств:

  • внешний осмотр (например, для грелок резиновых при осмотре обращается внимание на наличие посторонних включений, включений отходов подвулканизированной резины, нечеткость рисунка, недопрессовку, заделку поверхностных повреждений, местное утонение или утолщение, выпрессовку, разнотон и разноцвет);

  • функциональные свойства (например, для грелок такими свойствами являются: герметичность, стойкость к воздействию водных растворов, стойкость к многократной дезинфекции);

  • комплектность;

  • стерилизация и дезинфекция;

  • маркировка;

  • упаковка.


Необходимо отметить, что, как правило, экспертизу проводят специальные люди - эксперты. В аптечных организациях в процессе повседневной товароведческой деятельности правомерно говорить о товароведческом анализе, который проводится по такому же алгоритму.

Товароведческую деятельность осуществляют специалисты, а направлена она на удовлетворение запросов потребителей. Специалисты и потребители являются субъектами товароведческой деятельности. Товароведческую деятельность в аптечных организациях, в силу своих должностных обязанностей, выполняют фармацевты и провизоры.

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Определение термина «потребитель» в международной практике несколько иное. В международном стандарте ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества» потребителем является получатель продукции, предоставляемой поставщиком.

Товароведческая деятельность осуществляется с помощью различных методов. В товароведении применяют две группы методов: научного познания, практической деятельности (Рис. 2).

  • Методы научного познанияисследуют товары (основной объект товароведения), их товароведческие характеристики и изменения, происходящие в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические и аналитические методы.

Эмпирические (экспериментальные) методы основаны на опыте и наблюдениях. С использованием этих методов исследуют химическую, физическую и биологическую сущность товаров. Эмпирические методы бывают измерительными и органолептическими. Измерительные методы включают определение значений показателей качества продукции, осуществляемое на основе технических средств измерения, которые могут быть физическими, физико-химическими, химическими, биологическими (хроматографические, спектрофотометрические, рефрактометрические и др.). Органолептические методы используются для определения значений показателей качества с помощью органов чувств (зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса).

Аналитические методы - это методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

Одним из аналитических методов, используемых в товароведении, является систематизация,
которая включает методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Основополагающие методы систематизации: идентификация, группировка, классификация и кодирование.

Идентификация - метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим.

Идентификация товаров направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров нормативными, товарно - сопроводительными документами или маркировкой.

Группировка (обобщение) - метод подбора объектов по общим признакам, который применяется для выделения ассортиментных групп.

Обобщению предшествует деление целого на отдельные части, выявления частей, для которых характерны общие признаки, и объединение их в группы на основании общности признаков.

Классификация - разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию, в соответствии с выбранными методами.

Кодирование - образование и присвоение кода классификационной группировке и (или) объекту классификации.

  • Методы практической товароведческой деятельности разбираются при изучении специальных фармацевтических дисциплин, к ним относятся методы оценки качества (изучают специальные дисциплины - фармацевтическая химия, фармакогнозия) и технологические методы, которые изучаются в частном разделе товароведения - фармацевтическом товароведении. Выбор метода в каждом отдельном случае осуществляется с учетом специфики товара.