Файл: Учебнометодическое пособие по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Кемеровский государственный медицинский университет»
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Кафедра микробиологии,
иммунологии и вирусологии
Леванова Л. А., Отдушкина Л. Ю.
МЕДИЦИНСКАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования
– программе специалитета по специальности 31.05.03
«Стоматология»
Кемерово 2021
1

УДК [61+579.2](075.8)
ББК 52.64я73
Л 342
Леванова, Л. А. Медицинская микробиология : учебно-методическое пособие по
организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по основной
профессиональной образовательной программе высшего образования
– программе
специалитета по специальности 31.05.03 «Стоматология» /Л. А.
Леванова, Л. Ю.
Отдушкина. – Кемерово, 2021. – 100 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Микробиология, вирусология –
микробиология полости рта» с целью освоения базисных знаний и приобретения практических навыков
Учебно-методическое пособие предназначено для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по основной профессиональной образовательной программе высшего образования – программе специалитета по направлению подготовки
«Стоматология».
Коллектив а второв:
Леванова Людмила Александровна – док. мед. наук, доц., заведующая кафедрой микробиологии, иммунологии и вирусологии ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России.
Отдушкина Лариса Юрьевна – асс. кафедры микробиологии, иммунологии и вирусологии
ФГБОУ ВО
КемГМУ
Минздрава России;
Рецензенты:
Даниленко Алексей Николаевич – канд. мед. наук, доц. кафедры терапевтической стоматологии ФГБОУ ВО
КемГМУ
Минздрава России;
Кувшинов Дмитрий Юрьевич – д-р. мед. наук, зав. кафедрой нормальной физиологии
ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России.
Рекомендовано Центральным методическим советом Кемеровского государственного
медицинского университета в качестве учебно-методического пособия по организации
аудиторной работы
для обучающихся
по основной профессиональной образовательной
программе высшего образования – программе специалитета по специальности 31.05.03
Стоматология,
протокол № 1 от 26 октября 2021 г.
ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России, 2021
2


ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………………………….
4
РАЗДЕЛ 1. МОРФОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
Занятие №1. Тема 1. Классификация и морфология бактерий. Методы микробиологической диагностики …………………………………………………………….
5
Занятие №2. Тема 2. Ультраструктура бактериальной клетки ……………………………….
14
РАЗДЕЛ 2. ФИЗИОЛОГИЯ МИКРОБОВ. УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ
Занятие №3. Тема 1.
Физиология бактерий. Бактериологический метод исследования..…..
24
Занятие №4. Тема 2.
Идентификация бактерий по культуральным и биохимическим свойствам ………………………………………………………………………………………...
30
РАЗДЕЛ 4. ЭКОЛОГИЯ МИКРОБОВ. УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ
Занятие №5. Тема 1. Учение об инфекции. Патогенность и вирулентность ………………..
37
Занятие №6. Тема 2.
Антагонизм микробов. Антибиотики, методы определения чувствительности микробов к антибиотикам. Асептика, антисептика.……………………..
41
РАЗДЕЛ 5. ИММУНОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ.
Занятие №7. Тема 1.
Серологический метод исследования. Двухкомпонентные СР..…….
45
Занятие №8. Тема 2.
Серологический метод исследования. Многокомпонентные СР……..
49
РАЗДЕЛ 6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПИРОХЕТ, РИККЕТСИЙ,
ХЛАМИДИЙ, МИКОПЛАЗМ И ЛЕГИОНЕЛЛ
Занятие №9. Тема 1. Патогенные спирохеты и спирохетозы…………………………………
53
Занятие №10. Тема 2. Бактерии – внутриклеточные паразиты ………………………………
56
РАЗДЕЛ 7. ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ
Занятие №11. Тема 1. Пиогенные кокки………………………………………………………
62
Занятие №12. Тема 2. Патогенные и условно-патогенные микобактерии. Дифтерия …….
66
Занятие 13. Тема 3. Возбудители ООИ………………………………………………………..
71
РАЗДЕЛ 8. ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ ВИРУСОЛОГИЯ
Занятие №14. Тема 1. Неклеточные формы жизни, прионы, вироиды ……………………..
75
Занятие №15. Тема 2. Респираторные вирусы ………………………………………………..
76
Занятие №16. Тема 3. Энтеровирусы. Герпесвирусы ………………………………………..
80
Занятие №17. Тема 4. Гепатотропные вирусы ……………………………………………….
84
РАЗДЕЛ 9. МИКРОБИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА
Занятие №18. Тема 1. Микробиоценоз полости рта. Микрофлора при кариесе зубов …….
89
Занятие №19. Тема 2. Микрофлора здорового пародонта и при пародонтитах……………..
91
Занятие №20. Тема 3. Микозы полости рта ……………………………………………………
93
Занятие №21. Итоговый контроль (коллоквиум) по микробиологии полости рта ………..
96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………...............................................................................
99 3


ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное учебно-методическое пособие составлено для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Микробиология,
вирусология – микробиология полости рта», подготовленное соответствии с действующим ФГОС ВО по направлению подготовки 31.05.03 «Стоматология»,
утвержденным приказом Минобрнауки России
№984 от «12» августа 2020 г
(рег. В Министерстве юстиции РФ №59473 от 26.08.2021 г.) Оно представляет собой комплекс вопросов для группового теоретического разбора и практических симуляционных заданий, позволяющих частично сформировать компетенции ОПК-6, ОПК-9, ОПК-5, предусмотренные ФГОС ВО по направлению подготовки 31.05.03 «Стоматология», утвержденным приказом
Минобрнауки России
№984 от «12» августа 2020 г (рег. В Министерстве юстиции РФ №59473 от 26.08.2021 г.)
Так же в учебно-методическом пособии указываются «конечные точки» практического занятия, т.е. конкретно, какие навыки и умения студент должен приобрести или сформировать на занятии.
4

РАЗДЕЛ 1. МОРФОЛОГИЯ И КЛАССИФКАЦИЯ
МИКРООРГАНИЗМОВ.
Занятие №1. Тема 1. КЛАССИФИКАЦИЯ И МОРФОЛОГИЯ БАКТЕРИЙ.
МЕТОДЫ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Компетенции, частично формируемые на занятии: ОПК-5, ОПК-9.
Цель изучения темы: Научиться соблюдать правила противоэпидемического режима и техники безопасности в бактериологической лаборатории. Освоить микроскопический метод диагностики,
сформировать знания о морфологических формах бактерий.
Задачи:
1. вспомнить устройство микроскопов, ход пучка через систему линз.
2. изучить этапы приготовления мазка и технику иммерсионной микроскопии.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по данной
теме:
1) Подпишите основные морфологические группы бактерий (приложение 1)
2) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием рекомендуемой учебной литературы, лекционного материала,
приложениями методического указания к данной теме.
2) Ответить на вопросы для самоконтроля:
1.Предмет и задачи медицинской микробиологии.
2.Оснащение и режим работы бактериологической лаборатории.
3. Микроскопический метод исследования, значение, преимущество и недостатки. Устройство микроскопа и методы микроскопии (приложение 2, 3).
4. Техника и этапы приготовления мазка для микроскопии (приложение 4).
5.Основные формы бактерий и их представители
5

Правила для студентов,
работающих в бактериологической лаборатории
на кафедре микробиологии, иммунологии и вирусологии
Работа на кафедре микробиологии, иммунологии и вирусологии в учебных бактериологических лабораториях требует строгого соблюдения правил, так как исследования проводятся с использованием культур патогенных и условно-патогенных микроорганизмов (III и IV группа патогенности).
Соблюдение этих правил необходимо для обеспечения как личной безопасности, так и безопасности окружающих.
I. До начала работы проверить состояние рабочего места и микроскопа; сообщить о недостатках дежурному и устранить их.
II. Во время работы:
1) не разбрасывать по столу лабораторные принадлежности (пробирки, бактериологическая петля, краски, иммерсионное масло и т. д.);
2) экономно расходовать краски и спирт; по окончании работы сразу же гасить спиртовку;
3) во время посевов не разговаривать и не ходить по лаборатории;
4) на всех пробирках и чашках с посевами написать свой рабочий номер.
III. По окончании занятия:
1) сдать дежурным методическое пособие, посевы и полученный инструментарий;
2) произвести тщательную уборку микроскопа и поставить егo в шкаф для микроскопов;
3) привести в порядок рабочее место; вытереть стол тряпкой, смоченной дезинфицирующим раствором; выключить свет.
4) подписать у преподавателя протокол работы;
5) перед уходом из лаборатории вымыть руки; при необходимости, обработать дезинфицирующим раствором.
В бактериологической лаборатории ВОСПРЕЩАЕТСЯ:
1) находиться без халата и маски;
2) принимать пищу и курить;
3) класть на столы портфели и сумки;
6


Приложение 1
Подпишите основные морфологические группы микроорганизмов:
1.
; 2. ; 3.
;
4. ; 5. ; 6.
;
7. ; 8 ; 9
;
10. ; 11. ; 12.
7

Приложение 2
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
В микробиологической лаборатории производятся следующие виды исследований:
1. Бактериоскопическое – изучение микроорганизмов под микроскопом.
2. Бактериологическое – изучение микроорганизмов методом культивирования (выращивания) на искусственных питательных средах.
3. Биологическое (экспериментальное) – определение микроорганизмов или их токсинов методом заражение лабораторных животных.
4. Серологическое – метод определения титра антител в сыворотке больного.
Микроскоп (от греческого слова micros – малый и scopeo – смотрю) служит для изучения малых объектов, невидимых простым глазом.
Рис. 1. Микроскоп МБИ-1:
1 — окуляр;
2 — тубус наклонный;
3 — тубусодержатель;
4 — объектив;
5 — предметный столик;
6 — конденсор;
7 — зеркала;
8 — револьвер на салазках;
9 — ножка-башмак
В микроскопе различают механическую и оптическую часть (рис. 1)
МЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
-
 Штатив, в котором различают нижнюю часть, или ножку (9), и верхнюю часть, или тубусодержатель (3).
 Предметный столик (5), на котором помещается исследуемый объект.
 Тубус (2) – подвижная трубка, к которой прикрепляются линзы, служащие для увеличения исследуемого объекта.
 Макрометрический винт – служит для первоначальной грубой наводки.
8

 Микрометрический винт – служит для более точной установки, один поворот которого передвигает тубус на 0,1 мм.
 Револьвер (8) – позволяет установить необходимый объектив.
ОПТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 Окуляр (1) – служит для увеличения не исследуемого предмета, а только его изображения, имеет 2 линзы: верхняя – глазная, нижняя – собирательная. На окулярах имеются цифры, обозначающие даваемое увеличение (7, 8, 10,15)
 Объективы (4) – представляют собой систему двояковыпуклых линз,
заключенных в металлическую оправу. На оправе объективов указывается даваемое ими увеличение (8,10, 20,40, 60, 90). Различают два типа объективов:
сухие и иммерсионные (погружные). При исследовании микроорганизмов применяется исключительно иммерсионная система.
 Зеркало (7) – служит для отражения световых лучей по направлению к объективу и через него внутрь микроскопа. Одна сторона зеркала плоская –
пользуются при дневном рассеянном свете, другая вогнутая – при искусственном освещении.
 Конденсор (6) – представляет собой двояковыпуклую линзу, конденсирующую пучки световых лучей для наибольшего освещения исследуемого предмета.
Общее увеличение микроскопа равняется произведению из увеличения объектива на увеличение окуляра. Так, например, комбинация иммерсионного объектива х90 с окуляром х10 дает увеличение объекта в 900 раз.
9


Приложение 3
ВИДЫ МИКРОСКОПИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
 Иммерсионная микроскопия наиболее часто применяется для изучения морфологии микроорганизмов с использованием иммерсионного масла.
 Исследование в тёмном поле применяют для микроорганизмов, которые плохо воспринимают окраску или не красятся совсем (лептоспироа,
вибрионы, спирохеты). Тёмное поле создаётся при помощи щелевого ультрамикроскопа, зетемнением в объективе или затемнением в конденсоре.
 В основе фазово-контрастной микроскопиилежит явление изменения фаз световой волны, благодаря чему усиливается контрастность изображения объекта. Прозрачные и малоконтрастные биологические объекты выглядят при том черно-серыми на светлом фоне (позитивный фазовый контраст) или светлыми на тёмном фоне (негативный контраст) иногда применяется для наблюдения за живыми объектами в раздавленной, висячей капле или специальных микроскопах (размножение, фагоцитоз, движение,
иммобилизация, взаимодействие бактерий и бактериофагов, влияние различных веществ).
 Люминесценция - свечение, сопровождающееся выделением тепла или возникающее под влиянием источника энергии (световые, рентгеновские лучи, электрический разряд). Способность объектов светиться самостоятельно называется фотолюминесценцией. Вторичная или непрямая люминесценция возникает после окраски объектов флюорохромами. В качестве флюорохрома часто используют акридин жёлтый, акридин оранжевый, аурамин.
Люминесцирующий микроскоп - это обычный биологический микроскоп,
оснащённый источником интенсивного ультрафиолетового света и светофильтрами. Люминесцентная микроскопия используется для идентификации возбудителей, В -, Т - лимфоцитов и их субпопуляций, для обнаружения иммунных комплексов в случаях аутоиммунных заболеваний.
 Электронный микроскоп даёт возможность рассматривать объекты, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности оптического микроскопа (0,2 мкм). Используется для визуального изучения вирусов и структур клетки. В качестве источника освещения используется поток электронов с длиной волны в I0 5-6
раз меньше длины волны спектра видимого света. Эти микроскопы дают увеличение более чем в 200 000 раз и разрежающую способность до А (ангстрем равен 10 8
см).
10

Приложение 4
ТЕХНИКА ПРИГОТОВЛЕНИЯ МАЗКОВ
Чистое предметное стекло прокаливают в пламени спиртовки и кладут на стол обожжённой поверхностью кверху.
Пробирку с культурой микробов берут в левую руку в наклонном положении, придерживая её большим и указательным пальцем так, чтобы содержимое пробирки было хорошо видно. Материал для исследования берут прокаленной петлёй, которую держат в правой руке, как писчее перо, правой же рукой открывают пробку, зажимая её между ладонью и мизинцем. Вынув пробку,
края отверстия пробирки обжигают над пламенем спиртовки, вводят в пробирку петлю и набирают материал. После этого открытый конец пробирки вновь проводят через пламя спиртовки и закрывают пробкой, также проведённой через пламя. Взятый материал переносят на предметное стекло, после чего петлю прокаливают. Мазок высушивают на воздухе и подвергают фиксации. Для этого стекло мазком кверху проносят через пламя спиртовки 2-3 раза. Надёжность фиксации проверяют следующим образом: свободную от мазка поверхность стекла прикладывают к тыльной поверхности левой кисти. При правильной фиксации мазка стекло должно быть горячим, но не вызывать ощущения ожога.
11