Файл: Учебнометодическое пособие по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таксономическое положение возбудителя листериоза
Домен – _____________________________
Тип – _____________________________
Класс – _____________________________
Порядок- _____________________________
Семейство: _____________________________
Вид:______________________________________________________________
________
69

ИБП для профилактики, лечения и диагностики
Категория ИБП
Дифтерия
Туберкулез
Профилактически
Лечебные
Диагностические
70

РАЗДЕЛ 7. ЧАСТНАЯ БАКТЕРИОЛОГИЯ.
Занятие №13. Тема 3: ВОЗБУДИТЕЛИ ООИ.
Компетенции, частично формируемые на занятии: ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9.
Цель изучения темы: получение знаний об особо опасных зооантропонозных бактериальных инфекциях.
Задачи:
1) Освоить методы диагностики чумы, туляремии, бруцеллеза, сибирской
язвы.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по данной
теме:
1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием рекомендуемой учебной литературы.
2) В рабочей тетради:
- написать таксономическое положение возбудителей бруцеллеза, чумы,
туляремии, сибирской язвы.
- с оставить таблицу «Иммунобиологические препараты для профилактики,
лечения и диагностики зооантропонозных инфекций».
3) Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Особо опасные инфекции, определение. Понятие о зооантропонозных и карантинных инфекциях. Возбудители бактериальных карантинных инфекций
(ММСП-2005).
2. Типы противочумных костюмов и состав укладок для забора материала при подозрении на ООИ.
3. Проведение первичных противоэпидемических мероприятий (ППЭМ) при выявлении больного с признаками «ООИ». Порядок действий врача при выявлении случая «ООИ».
4. Особенности устройства и режима работы на противочумных станциях и специализированных лабораториях особо опасных инфекций (ООИ).
5. Таксономическое положение и свойства возбудителя сибирской язвы.
Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
71

6. Таксономическое положение и свойства возбудителя туляремии. Особенности лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
7. Таксономическое положение и свойства возбудителя бруцеллеза. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
8. Возбудитель чумы, свойства, эпидемиология, патогенез, клинические формы.
Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
72


Приложение 1
Таксономическое положение и названия видов возбудителей
бруцеллеза, туляремии, чумы, сибирской язвы.
Домен – _____________________________
Тип – _____________________________
Класс – _____________________________
Порядок- _____________________________
Семейство______________________________
Род___________________________________
Виды:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________
Домен – _____________________________
Тип – _____________________________
Класс – _____________________________
Порядок- _____________________________
Семейство______________________________
Род____________________________________
Виды:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________
Домен – _____________________________
Тип – _____________________________
Класс – _____________________________
Порядок- _____________________________
Семейство______________________________
Род____________________________________
Виды:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________
Домен – _____________________________
Тип – _____________________________
Класс – _____________________________
Порядок- _____________________________
Семейство______________________________
Род____________________________________
Виды:_______________________________________________________________
___________________________________________________________________
73

ИБП для профилактики, лечения и диагностики зооантропонозных
инфекций
Название препарата
Группа Состав Получение Применение
Бруцеллезный единый диагностикум
Туляремийный диагностикум
Преципитирующая сибиреязвенная сыворотка
Чумной бактериофаг
Сибиреязвенный бактериофаг
Бруцеллин
Тулярин
Антраксин
Чумная живая сухая вакцина
Туляремийная живая сухая накожная вакцина
Накожная сухая живая бруцеллезная профилактическая вакцина
Бруцеллезная лечебная вакцина
Сибиреязвенная вакцина СТИ
Противосибиреязвенный иммуноглобулин
74

1   2   3   4   5   6

РАЗДЕЛ 8. ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ ВИРУСОЛОГИЯ.
Занятие №14. Тема 1: НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМА ЖИЗНИ: ВИРУСЫ,
ПРИОНЫ, ВИРОИДЫ.
Компетенции, частично формируемые на занятии: ОПК-5, ОПК-6.
Цель изучения темы: получение знаний о неклеточных формах жизни.
Задачи:
1. Изучить морфологию и строение вирусов, методы культивирования вирусов.
2. Ознакомиться с современными представлениями о возбудителях прионных болезней.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по данной
теме:
1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием рекомендуемой учебной литературы и лекционного материала.
2) Составить в рабочей тетради таблицу: «Культивирование, индикация и идентификация вирусов», изучить и зарисовать типы симметрии у вирусов,
зарисовать морфологию и структуру бактериофагов (по таблицам и слайдам)
(приложение 1).
3) Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Природа вирусов. Основные свойства вирусов. Признаки «живой» и
«неживой» материи.
2. Морфология, строение и химический состав вирусов.
3. Принципы классификации вирусов.
4. Взаимодействие вирусов с клеткой. Репродукция вирусов.
5. Методы культивирования, индикации вирусов и идентификации вирусов.
Характеристика клеточных культур.
6. Вироиды и прионы. Пролиферация прионов. Прионные болезни.
7. Общая характеристика и строение бактериофагов. Этапы взаимодействия вирулентного фага с бактерией-хозяином.
8. Умеренные бактериофаги: особенности, репродукция. Лизогения и лизогенная конверсия.
75

9. Трансдукция: виды трансдукции.
10.Применение бактериофагов в медицине.
76

Приложение 1
НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМА ЖИЗНИ: ВИРУСЫ, ПРИОНЫ, ВИРОИДЫ
Способ культивирования
Методы индикации
Методы типирования
Типы симметрии
Спиральный Кубический
Строение бактериофага
77

РАЗДЕЛ 8. ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ ВИРУСОЛОГИЯ.
Занятие №15. Тема 2: РЕСПИРАТОРНЫЕ ВИРУСЫ.
Компетенции, частично формируемые на занятии: ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9.
Цель изучения темы: получение знаний о вирусах, передающихся воздушно- капельным путем.
Задачи:
1. Изучить классификацию вирусов, вызывающих респираторные инфекции.
2. Ознакомиться с методами лабораторной диагностики гриппа и кори.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по данной
теме:
1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием рекомендуемой учебной литературы и лекционного материала.
2) Составить в рабочей тетради таблицу: «Иммунобиологические препараты,
применяемые для профилактики и лечения гриппа, кори» (приложение 1).
3) Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Правила забора, транспортировки и хранения исследуемого материала при вирусных инфекциях.
2. Методы вирусологического исследования: быстрые (экспресс, ускоренные) и ретроспективные (вирусологический, серологический).
2. Вирусы гриппа, классификация и основные свойства.
3. Антигенная структура и причины изменчивости вируса гриппа.
4. Эпидемиология, патогенез и особенности иммунитета при гриппе.
5. Цели и методы вирусологического исследования при гриппе:
1) методы экспресс-диагностики;
2) ретроспективные методы.
6. Вирус кори и ПСПЭ, таксономическое положение и свойства.
78


Приложение 1
Иммунобиологические препараты для профилактики, лечения и
диагностики гриппа и кори
Название препарата
Группа Состав Получение Применение
Живая гриппозная вакцина
Ваксигрипп
Инфлювак
Гриппол
Живая коревая вакцина
Типоспецифические гриппозные сыворотки H
1
N
1
, H
3
N
2
, B
Гриппозные типоспецифические диагностикумы
Лечебно-профилактическая поливалентная гриппозная сыворотка
Противогриппозный донорский иммуноглобулин
Противокоревой донорский иммуноглобулин
Человеческий лейкоцитарный интерферон
Ремантадин
79

РАЗДЕЛ 8. ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ ВИРУСОЛОГИЯ.
Занятие №16. Тема 3: ЭНТЕРОВИРУСЫ. ГЕРПЕСВИРУСЫ.
Компетенции, частично формируемые на занятии: ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9.
Цель изучения темы: получение знаний о свойствах вирусов семейств пикорнавирусов и герпесвирусов.
Задачи:
1. Изучить морфологию и строение пикорна– и герпесвирвирусов, основные заболевания, вызываемые пикорна- и герпесвирусами.
2. Ознакомиться с современными методами диагностики пикорна- и герпесвирусов.
1. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по
данной теме:
1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием рекомендуемой учебной литературы и лекционного материала.
2) Составить в рабочей тетради таблицы: «Таксономическое положение пикорнавирусов», «Таксономическое положение герпесвирусов»,
«Иммунобиологические препараты для профилактики и лечения полиомиелита», «Иммунобиологические препараты для профилактики и лечения герпесвирусной инфекции» приложение 1).
3) Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Семейство пикорнавирусов, классификация, морфология и структура.
2. Род энтеровирусов, классификация, свойства энтеровирусов,
культивирование энтеровирусов.
3.Полиовирусы: свойства. Эпидемиология и патогенез полиомиелита.
4. Методы диагностики, специфической профилактики и лечения полиомиелита. Достоинства и недостатки инактивированных и живых вакцин против полиомиелита. Сроки и стратегия вакцинации против полиомиелита.
5. Вирусы Коксаки и ECHO, свойства. Эпидемиология, органы мишени.
6. Эпидемиология и патогенез коксакивирусного стоматита (герпангины).
7. Эпидемиология и патогенез везикулярного стоматита.
80

8. Методы лабораторной диагностики энтеровирусной инфекции.
9. Герпесвирусы: классификация, морфология и структура.
10. Вирусы простого герпеса, свойства.
11. Эпидемиология и патогенез герпетического стоматита.
12. Клинические формы герпетической инфекции. Беременность и герпетическая инфекция.
13. Методы лабораторной диагностики, специфической профилактики и лечения герпетической инфекции.
14. Эпидемиология и патогенез ветряной оспы и опоясывающего герпеса
(лишая). Специфическая профилактика и лечение.
15. Вирус Эпштейн-Барр, свойства. Эпидемиология и патогенез инфекционного мононуклеоза. Лимфопролиферативные болезни.
16. Вирус цитомегалии, свойства. Эпидемиология и клинические проявления цитомегаловирусной инфекции. Методы лабораторной диагностики.
81


Приложение 1
Таксономическое положение пикорнавирусов
Семейство________________________________________
Род______________________________________________
Вирусы:__________________________________________
Род_______________________________________________
Вирусы:__________________________________________
Род______________________________________________
Вирусы____________________________________________
Таксономическое положение герпесвирусов
Семейство___________________________________________
Подсемейство________________________________________
Род________________________________________________
Вирусы:____________________________________________
Род_________________________________________________
Вирусы:_____________________________________________
Подсемейство________________________________________
Род_________________________________________________
Вирус________________________________________________
Род__________________________________________________
Вирусы:______________________________________________
Подсемейство__________________________________________
82

Род___________________________________________________
Вирусы_______________________________________________
Род___________________________________________________
Вирусы_______________________________________________
83

РАЗДЕЛ 8. ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ ВИРУСОЛОГИЯ.
Занятие №17. Тема 4: ГЕПАТОТРОПНЫЕ ВИРУСЫ.
Компетенции, частично формируемые на занятии: ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9.
Цель изучения темы: сформировать комплекс знаний о свойствах вирусов гепатитов с энтеральным и парентеральным механизмами заражения; маркерам гепатитов и средствам специфической профилактики.
Задачи:
1. Изучить характеристику вирусов гепатитов, эпидемиологию и патогенез заболеваний.
2. Изучить маркеры гепатитов, их диагностическую значимость, методы лабораторной диагностики, средства специфической профилактики гепатитов А, В.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
I. При выполнении внеаудиторной работы необходимо найти ответы на следу- ющие вопросы:
1.Вирусы энтеральных гепатитов А, Е: таксономическое положение и характеристика вирусов. Эпидемиология, патогенез, методы лабораторной диагностики энтеральных гепатитов. Специфическая профилактика гепатита А.
2.Вирусы гемоконтактных гепатитов B, D, C, G: таксономическое положение и характеристика вирусов. Антигены вирусов гепатитов.
3.Эпидемиология, патогенез, серологические маркеры вирусов и методы лабораторной диагностики гемоконтактных гепатитов.
4.Специфическая профилактика гепатита В.
III. Составить схему репликации вирусов гепатита А и В
84

IV. Заполнить таблицу «Серологические маркеры и интерпретация при
гепатите В». В таблице необходимо расставить «+» и «-» в группах маркеров, в зависимости от их присутствия или отсутствия в различные периоды болезни.
Hbs
Ag
Анти
HBs
Анти HBc HBeAg антиHBe ДНК
вируса
Трактовка
результата
Ig M Ig G
Разгар острого гепатита
Разрешившийся острый гепатит
«Здоровое»
вирусоносительство
Иммунитет после перенесенного гепатита
Иммунитет после вакцинации
V. Заполнить таблицу: «Характеристика вирусов гепатитов»
Наименова ние вируса гепатита
Таксоном ия
Морфолог ия вириона,
геном
Антиге ны вирусов
Механиз м
заражен ия гепатито м
Лаборатор ная диагностик а гепатита
Специфичес кая профилактик а
VI. Подготовиться к итоговому контролю (коллоквиуму) по разделам 7, 8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
85