Файл: Учебнометодическое пособие по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗДЕЛ 4. ЭКОЛОГИЯ МИКРОБОВ. УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ.
Занятие №6. Тема 2:АНТАГОНИЗМ МИКРОБОВ, АНТИБИОТИКИ.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МИКРОБОВ К
АНТИБИОТИКАМ. АСЕПТИКА И АНТИСЕПТИКА.
Компетенции, частично формируемые на занятии: ОПК-6.
Цель изучения темы: получение знаний о микробном антагонизме и его практическом применении.
Задачи:
4. Изучить закономерности антагонизма в мире микробов.
5. Усвоить учение об антибиотиках.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по данной
теме:
4) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием рекомендуемой учебной литературы и лекционного материала.
5) Составить в рабочей тетради таблицы (приложение 1): а) принципы классификации антибиотиков. б) принципы рациональной антибиотикотерапии.
3) Проработать ТЗ в практикуме на стр.41-44, 47-50 4) Про решать задачи в практикуме 1.22, 1.23, 1.24, 1.29, 1.34, 1.35, 1.37, 1.38,
1.39, 1.40, 1.41, 1.42, 1.43, 1.44, 1.45, 1.46, 1.47, 1.48, 1.49, 1.50, 1.51.
41

5) Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Понятие антибиоза, или микробного антагонизма.
2. Основные химические факторы микробного антагонизма.
3. Антибиотики, понятие, классификация по происхождению,
фармакологическим группам, механизму и спектру действия.
4. Клиническое применение антибиотиков, принципы назначения антибиотиков.
5. Способы определения чувствительности бактерий к антибиотикам
(диско-диффузионный способ, Е-тест, способ серийных разведений,
кассетный микрометод). Интерпретация результатов.
6. Критерии микробиологической и клинической интерпретации результатов определения чувствительности бактерий к антибиотикам.
7. Антибиотикорезистентность микробных штаммов и пути ее преодоления.
8. Принципы индикации и идентификации микроорганизмов молекулярно- биологическим методом: полимеразная реакция, гибридизация ДНК,
клонирование и секвенирование гена 16S рибосомной РНК.
42

Приложение 1
КЛАССИФИКАЦИЯ АНТИБИОТИКОВ
Классификация
Примеры
По происхождению:
1)._________________________________
_
2)._________________________________
_
3)._________________________________
_
4)._________________________________
_
5).
__________________________________
По способу получения:
1)._________________________________
_
2)._________________________________
_
3)._________________________________
_
По группам чувствительных микроорганизмов:
1)._________________________________
_
2)._________________________________
_
3)._________________________________
_
По конечному эффекту:
1)._________________________________
_
2)._________________________________
_
По спектру действия:
1)._________________________________
_
2)._________________________________
_
По механизму действия ( по мишени):
1)._________________________________
_
1)._____________________________
2)._____________________________
3)._____________________________
4)._____________________________
_
5). _____________________________
1)._____________________________
2)._____________________________
3)._____________________________
1)._____________________________
2)._____________________________
3)._____________________________
1)._____________________________
2)._____________________________
1)._____________________________
2)._____________________________
1)._____________________________
2)._____________________________
3)._____________________________
4)._____________________________
_
43


2)._________________________________
_
3)._________________________________
_
4)._________________________________
_
ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ АНТИБИОТИКОТЕРАПИИ
1).__________________________________________________________________
_______
2).__________________________________________________________________
_______
3).__________________________________________________________________
_______
4).__________________________________________________________________
_______
5).
_____________________________________________________________
___________
44

РАЗДЕЛ 5. ИММУНОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ.
Занятие №7. Тема 1: СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.
ДВУХКОМПОНЕНТНЫЕ СЕРОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ.
Компетенции, частично формируемые на занятии: ОПК-5, ОПК-9.
Цель изучения темы: получение знаний о комплементнезависисых серологических реакциях, механизмах и способах их постановки.
Задачи:
Изучить механизмы и способы постановки реакции агглютинации и реакции
преципитации.
Усвоить способ постановки ориентировочной реакции агглютинации на
стекле.
Научиться интерпретировать результаты ориентировочной реакции
агглютинации на стекле, развернутой реакции, реакции непрямой
агглютинации, реакции преципитации в геле и реакцию
кольцепреципитации.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по данной
теме:
1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием рекомендуемой учебной литературы.
2) Описать в рабочей тетради: а) антигены микробной клетки б) реакции иммунитета в) применение антигенов и антител (биопрепаратов) для постановки реакции агглютинации и реакции преципитации (см. приложение 1).
3) Проработать ТЗ в практикуме на стр.115-117.
4) Прорешать задачи в практикуме в разделе 2.2: №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 16, 17,
1819, 20, 21, 22.
45

6) Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Антигены, их природа и свойства.
2. Бактериальные антигены, их характеристика.
3. Взаимодействие антигена с антителом. Понятие аффинность и авидность.
Полные и неполные антитела.
4. Серологический метод исследования, понятие, основные характеристики.
5. Использование реакций иммунитета в бактериологическом методе исследовании.
6. Цели применения серологических реакций.
7. Виды серологических реакций.
8. Реакция агглютинации, методы постановки, цели использования
(ориентировочная реакция агглютинации на стекле, развернутая реакция агглютинации, РНГА (РПГА)).
9. Реакция преципитации, компоненты, цель постановки (реакция преципитациив жидкой фазе и реакция преципитации в геле).
46


Приложение 1
Антигены
-__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
АНТИГЕННАЯ СТРУКТУРА БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ
Антиген
С какой структурой
бактериальной клетки
связан
Химическая
природа
Свойства
Н
О
К
L, B
A
Vi
Антитела
-
___________________________________________________________
_________
РЕАКЦИИ ИММУНИТЕТА
Реакция
иммунитета
Антиген
Антитело
Способ
постановки
Видимое
проявление
Реакция
агглютинации
Реакция
пассивной
гемагглютинации
Реакция
преципитации
Реакция
преципитации в
геле
47

ПРИМЕНЕНИЕ АНТИГЕНОВ И АНТИТЕЛ (БИОПРЕПАРАТЫ)
Диагностические биопрепараты, содержащие антигены
Диагностикум бактериальный
Диагноз подтверждают при титре антител , или при нарастании титра антител в динамике болезни _____________________.
Диагностикум эритроцитарный
Диагностические биопрепараты, содержащие антитела
Агглютинирующая неадсорбированная сыворотка
Агглютинирующая адсорбированная сыворотка
Антитоксическая диагностическая сыворотка
Преципитирующая
сыворотка___________________________________________________________
Титр преципитирующей сыворотки________________________________________________________
48

РАЗДЕЛ 5. ИММУНОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ.
Занятие №8. Тема2: СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.
МНОГОКОМПОНЕНТНЫЕ СЕРОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ.
Компетенции, частично формируемые на занятии: ОПК-5, ОПК-9.
Цель изучения темы: изучение сложных (многокомпонентных) серологических реакций и возможности их применения в лабораторно- диагностической практике.
Задачи:
1. Изучить механизмы и способы постановки реакции гемолиза.
2. Изучить механизмы и способы постановки серологических реакций с
меткой.
3. Усвоить способ постановки основного опыта РСК.
4. Научиться интерпретировать результаты реакций гемолиза, РИФ, ИФА,
РИА, иммуноблотинга.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по данной
теме: ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием рекомендуемой учебной литературы и лекций.
2) Составить в рабочей тетради таблицу: а) «Реакции иммунитета»
3) Составить схемы постановки РИФ, ИФА, РИА
4) Проработать ТЗ в практикуме на стр.115-117.
5) Решить задачи в практикуме в разделе 2.2: №№ 1, 23, 24, 25.
6) Ответить на вопросы для самоконтроля:
1 Комплемент, свойства, пути активации.
2. Реакция лизиса. Бактериолиз in vitro и in vivo.
3. Гемолиз. Титрование комплемента. Титр и рабочая доза комплемента.
4. Реакция связывания комплемента, компоненты, механизм, цель использования.
5. Современные серологические реакции с меткой: РИФ, ИФА, РИА, цель использования, методы постановки. Реакция иммуноблотинг.
49


УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ – демонстрационная реакция иммунного гемолиза, демонстрационная РСК, ИФА, наборы для ИФА,
табличный фонд, набор иммунобиологических препаратов, тестовые задания
(прилагаются).
50

Приложение 1
МНОГОКОМПОНЕНТНЫЕ СЕРОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
Гемолитическая сыворотка
____________________________________________________
____________________________________________________________________
_________
Гемолитическая система
______________________________________________________
____________________________________________________________________
_________
Комплемент
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________
Люминесцентная
сыворотка___________________________________________________
____________________________________________________________________
_________
Антиглобулиновая сыворотка
_________________________________________________
____________________________________________________________________
_________
Конъюгат___________________________________________________________
_________
____________________________________________________________________
_________
51

Схемы реакций:
Реакция иммунофлюоресценции (РИФ)
Прямой вариант Кунса
Практическое применение_______________________________________________________
Непрямой вариант Кунса
Практическое применение_______________________________________________________
Иммуноферментный анализ
Обнаружение антител Обнаружение антигена
52

РАЗДЕЛ 6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПИРОХЕТ,
РИККЕТСИЙ, ХЛАМИДИЙ, МИКОПЛАЗМ И ЛЕГИОНЕЛЛ.
Занятие №9. Тема 1: ПАТОГЕННЫЕ СПИРОХЕТЫ И СПИРОХЕТОЗЫ.
Компетенции, частично формируемые на занятии: ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9.
ЦЕЛЬ:сформировать комплекс знаний о биологических свойствах возбудителей спирохетозов; эпидемиологии, патогенезу и клинических формах сифилиса, болезни Лайма и лептоспироза; основных методах лабораторной диагностики, профилактики и лечения спирохетозов.
Задачи:
1. Изучить таксономию и морфологические особенности представителей типа
Spirochaetes.
2. Изучить биологические свойства возбудителя спирохетозов; патогенез и клинические формы инфекции.
3. Изучить методы лабораторной диагностики сифилиса, болезни Лайма и лептоспироза.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по данной
теме:
Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием рекоме дуемой учебной литературы и конспектов лекции.
Составить в рабочей тетради таблицы (приложение 1):
2.1. «Морфологические признаки спирохет»;
2.2. «Характеристика спирохетозов»;
2.3. «Характеристика невенерических (бытовых) трепонематозов»
3) Ответить на задания тестового контроля практического руководства по теме
«Спирохетозы» (с. 175-178).
4) Прорешать ситуационные задачи в разделе 3.2. практического руководства:
21, 22, 23, 24, 25.
53


5) Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Основные таксоны спирохет и их морфологические признаки.
2. Возбудитель сифилиса, тинкториальные и морфологические свойства.
Культивирование трепонем. Трепонемы Рейтера и Никольса.
3. Клинические стадии сифилиса: первичный, вторичный, третичный.
Врожденный сифилис. Проявления сифилиса в полости рта.
4. Методы микробиологической диагностики сифилиса, исследуемый материал.
Микроскопический метод диагностики сифилиса.
5. Особенности серологического метода диагностики сифилиса. Реагиновые тесты: реакция Вассермана, осадочные реакции. Трепонемальные реакции:
иммунофлюоресцентный адсорбционный тест, микрогемагглютинационный трепонемальный тест.
6. Невенерические (бытовые) трепонематозы, их характеристика.
7. Характеристика болезни Лайма. Эпидемиология, патогенез, клинические проявления и методы микробиологической диагностики (исследуемый материал, основные и второстепенные методы лабораторной диагностики).
8. Характеристика возбудителя лептоспироза. Эпидемиология, патогенез,
клинические проявления и методы лабораторной диагностики (исследуемый материал, основные и второстепенные методы диагностики).
54

Приложение 1
Сравнительная характеристика спирохет
Признак
Род Treponema
Род Leptospira
Род Borrelia
Отношение к окраске по
Романовскому
Количество и
характер завитков
Характер движения
Характеристика невенерических (бытовых) трепонематозов
Болезнь
Возбудитель Распространение
Пути
заражения
Клинические
проявления
Диагностика
фрамбезия
пинта
беджель
Характеристика спирохетозов
Инфекция
Возбудитель
(по-латыни)
Источник
инфекции
Методы
диагностики
ИБП для
профилактики
и лечения
Сифилис
Лептоспироз
Болезнь
Лайма
55

РАЗДЕЛ 6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПИРОХЕТ,
РИККЕТСИЙ, ХЛАМИДИЙ, МИКОПЛАЗМ И ЛЕГИОНЕЛЛ.
Занятие №10. Тема 2: БАКТЕРИИ – ВНУТРИКЛЕТОЧНЫЕ ПАРАЗИТЫ.
МИКОПЛАЗМЫ.
Компетенции, частично формируемые на занятии: ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9.
Цель изучения темы: получение знаний об особенностях риккетсий,
хламидий, микоплазм, легионелл и коксиелл.
Задачи:
1) Изучить морфологические и культуральные особенности возбудителей риккетсий, хламидий, микоплазм, легионелл и коксиелл.
2) Познакомиться с отдельными этапами микробиологической диагностики риккетсиозов, хламидиозов, легионеллезов, микоплазменных инфекий и Ку- лихорадки.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по данной
теме:
1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературы.
2) В рабочей тетради:
2.1 Написать таксономическое положение возбудителей сыпного тифа, орнитоза
(пситтакоза), респираторного и урогенитального хламидиоза, атипичной пневмонии, вызванной легионеллами и микоплазмами, Ку-лихорадки,
2.2. Составить таблицу ИБП для профилактики и лечения (приложение 1).
2.3. Составить схему полимеразно-цепной реакции.
3) Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Риккетсии, морфологические типы, общая характеристика, методы культивирования. Этапы взаимодействия риккетсий с клеткой.
2. Современная классификация риккетсий:
56