Файл: Коррекционное занятие как форма организации познавательной деятельности детей с овз в условиях реализации фгос.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комитет по образованию Псковской области
ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования»
Центр специального образования и охраны здоровья
Курсы ПК: «Организационно-методическое сопровождение образования различных категорий обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Сроки: 15.11-15.12.2022
Выпускная итоговая работа
Тема: «Коррекционное занятие как форма организации познавательной деятельности детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Исполнитель:Герасимова Анастасия Михайловна
Учитель начальных классов
МБОУ «Подборовская СОШ»
2022
Содержание
Введение
Глава 1 Цели и задачи коррекционной работы, для развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ
1.1 Общая характеристика детей с ОВЗ
1.2 Особые образовательные и познавательные потребности детей с ОВЗ
Глава 2. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ, направленной на развитие их познавательной деятельности
2.1 Основные направления, принципы коррекционной работы с детьми ОВЗ
2.2 Основные методы развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ
2.3 Требования к режиму организации современного урока в условиях введения ФГОС, в классе обучающихся с ОВЗ
3.4 Структура коррекционного занятия
Глава 3. . Способы активации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ. Игры и задания направленные на развитие познавательной деятельности.
3.1 Роль дидактической игры в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями
3.2 Игры и упражнения по развитию восприятия
3.3 Игры и упражнения по развитию памяти
3.4 Игры и упражнения по развитию внимания
3.5 Игры и упражнения по развитию мышления
3.6 Игры и упражнения по развитию мелкой моторики
Заключение
Литература
Введение
Развитие познавательной активности – одна из важнейших задач современного учителя. Особенно актуален этот вопрос, для педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. У детей с ОВЗ часто наблюдается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Прослеживается наличие повышенного уровня тревожности, эмоциональная нестабильность. У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в освоении программного материала, связанные с нарушением речи и особенностями их психической деятельности. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизненный процесс на своих условиях, которые общество принимает и учитывает.
Поэтому учитель должен не только донести важную информацию для обучаещегося, но и представить ее так, чтобы это привлекло внимание, заставило задуматься, и было доступно для понимания ребенка, имеющего особенности в развитии.
Под особыми образовательными и познавательными потребностями понимают – потребности, возникшие в связи с нарушением психофизического развития и ограничением возможностей освоения собственно образовательных (общеобразовательных) программ, формирование и развитие навыков жизненной компетенции (социального адаптирования). Это потребности в специальных условиях обучения, включая технические средства, особое содержание и методы обучения, а также медицинские, социальные и другие услуги.
В современном мире актуальной стала проблема образования и воспитания детей с ОВЗ. Как вовремя распознать эти проблемы и найти пути решения, а главное как помочь ребенку с ОВЗ их преодолеть?
В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы составляет 20-030% обучающихся, а 70-80% из них нуждаются в специальных формах обучения.
Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого – педагогических проблем нашего времени.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья школа является одним из важных факторов социализации. Поэтому в представлении детей с ОВЗ о своем будущем школа занимает существенное место. Часто у обучающихся с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребенка, а также различных болезненных состояний нервной системы – неврозов. У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.
Поэтому в образовательном учреждении необходимо создание условий для развития каждого ученика через совершенствование системы образования и преподавания.
Невозможно добиться успехов в решении задачи повышения качества знаний, поставленных перед учителем, активации мотивации познавательной деятельности обучающихся
, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и творческой активности личности процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает творческую активность и в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательную деятельность.
Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.
Работать над развитием познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.
Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Коррекционное занятие как форма организации познавательной деятельности детей ОВЗ в условиях реализации ФГОС».
Цель данной работы проанализировать особенности развития познавательной деятельности детей с ОВЗ. Способы реализации, формы, методы и приемы развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ, в рамках коррекционного занятия по ФГОС.
Задачи:
- изучить методические и теоритические источники по данному вопросу.
-рассмотреть особенности познавательной деятельности детей ограниченными возможностями здоровья.
-Раскрыть особенности организации педагогического процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья для развития их познавательной деятельности, в рамках коррекционного занятия в условиях ФГОС.
Глава 1. Цели и задачи коррекционной работы
Цель: создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально- типологическими особенностями. Состоянием соматического и нервно-психологического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи:
- Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития обучающихся;
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, посредством внедрения современных технологий;
- Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально - волевых особенностей обучающихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществления их коррекции;
- Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
- Создание условий для эффективного социально-психологической адаптации детей к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.
-
Общая характеристика детей с ОВЗ
Понятие « дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими – либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающимися нормальными для человека данного возраста. В соответствии с разными подходами понятия « ограниченные возможности здоровья» и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения. Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
-
дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушением речи;
4) дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушением опорно- двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушение эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х и 3-х нарушений).
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устраняемые трудности, до детей с необратимым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют особые образовательные потребности.
1.2 Особые образовательные и познавательные потребности детей с ОВЗ.
Понятие «особые образовательные и познавательные потребности» ставит на передний план педагогические решения, связанные с самим ребенком, с его воспитанием, с улучшением его жизненной, учебной ситуации. Продолжим обозначать круг образовательных потребностей детей с ОВЗ. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе « Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения и воспитания и развития таких обучающихся, включающие использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Значительное разнообразие особых потребностей детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам ( материально- техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно - методическое и т.д.). Таким образом можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех детей с ОВЗ, до индивидуальных , определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка в соответствии сего особенностями и образовательными возможностями.
Развитие познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ – это сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности и успешная социализация в современном обществе.
Что же такое интерес?
Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
Интерес не является врожденным, изначально он возникает, формируется и развивается под воздействием, влиянием ребенка с людьми и, главное под воздействием специально организованного воспитания и обучения.
У детей с нарушением здоровья формирование познавательной деятельности является затруднительной и активация данного процесса возможна только при условии комплексной организации коррекционно – развивающей деятельности. В случае не правильного подхода со стороны родителей и педагогов механическое усвоение знаний не создает необходимых условий для полноценного развития и раскрытия учебного потенциала ребенком. Ввиду этого возможно неправильное формирование отношения к окружающему миру, самопознания, творческой активности и регресс развития рационального мышления.
Ребенок с ОВЗ, который учится без познавательного интереса, может не воспринимать и порой отталкивать полученные знания, а сам процесс обучения для него будет очень тяжелым и затруднительным.
В познавательной сфере на первый план выступают нарушения внимания: внимание детей трудно собрать, они не могут сосредоточиться на выполнении заданий, у них повышенная отвлекаемость, рассеянность, в некоторых случаях появляется девиантное поведение,