Файл: Коррекционное занятие как форма организации познавательной деятельности детей с овз в условиях реализации фгос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комитет по образованию Псковской области

ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования»

Центр специального образования и охраны здоровья

  

Курсы ПК: «Организационно-методическое сопровождение образования различных категорий обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Сроки: 15.11-15.12.2022

Выпускная итоговая работа
Тема: «Коррекционное занятие как форма организации познавательной деятельности детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Исполнитель:Герасимова Анастасия Михайловна

Учитель начальных классов

МБОУ «Подборовская СОШ»

2022

Содержание

Введение
Глава 1 Цели и задачи коррекционной работы, для развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ

1.1 Общая характеристика детей с ОВЗ

1.2 Особые образовательные и познавательные потребности детей с ОВЗ

Глава 2. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ, направленной на развитие их познавательной деятельности

2.1 Основные направления, принципы коррекционной работы с детьми ОВЗ

2.2 Основные методы развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ

2.3 Требования к режиму организации современного урока в условиях введения ФГОС, в классе обучающихся с ОВЗ

3.4 Структура коррекционного занятия

Глава 3. . Способы активации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ. Игры и задания направленные на развитие познавательной деятельности.

3.1 Роль дидактической игры в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями

3.2 Игры и упражнения по развитию восприятия

3.3 Игры и упражнения по развитию памяти

3.4 Игры и упражнения по развитию внимания

3.5 Игры и упражнения по развитию мышления

3.6 Игры и упражнения по развитию мелкой моторики

Заключение

Литература

Введение
Развитие познавательной активности – одна из важнейших задач современного учителя. Особенно актуален этот вопрос, для педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. У детей с ОВЗ часто наблюдается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Прослеживается наличие повышенного уровня тревожности, эмоциональная нестабильность. У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в освоении программного материала, связанные с нарушением речи и особенностями их психической деятельности. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизненный процесс на своих условиях, которые общество принимает и учитывает.


Поэтому учитель должен не только донести важную информацию для обучаещегося, но и представить ее так, чтобы это привлекло внимание, заставило задуматься, и было доступно для понимания ребенка, имеющего особенности в развитии.

Под особыми образовательными и познавательными потребностями понимают – потребности, возникшие в связи с нарушением психофизического развития и ограничением возможностей освоения собственно образовательных (общеобразовательных) программ, формирование и развитие навыков жизненной компетенции (социального адаптирования). Это потребности в специальных условиях обучения, включая технические средства, особое содержание и методы обучения, а также медицинские, социальные и другие услуги.

В современном мире актуальной стала проблема образования и воспитания детей с ОВЗ. Как вовремя распознать эти проблемы и найти пути решения, а главное как помочь ребенку с ОВЗ их преодолеть?

В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы составляет 20-030% обучающихся, а 70-80% из них нуждаются в специальных формах обучения.

Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого – педагогических проблем нашего времени.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья школа является одним из важных факторов социализации. Поэтому в представлении детей с ОВЗ о своем будущем школа занимает существенное место. Часто у обучающихся с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребенка, а также различных болезненных состояний нервной системы – неврозов. У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.

Поэтому в образовательном учреждении необходимо создание условий для развития каждого ученика через совершенствование системы образования и преподавания.

Невозможно добиться успехов в решении задачи повышения качества знаний, поставленных перед учителем, активации мотивации познавательной деятельности обучающихся

, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и творческой активности личности процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает творческую активность и в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательную деятельность.

Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.

Работать над развитием познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.

Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Коррекционное занятие как форма организации познавательной деятельности детей ОВЗ в условиях реализации ФГОС».

Цель данной работы проанализировать особенности развития познавательной деятельности детей с ОВЗ. Способы реализации, формы, методы и приемы развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ, в рамках коррекционного занятия по ФГОС.

Задачи:

- изучить методические и теоритические источники по данному вопросу.

-рассмотреть особенности познавательной деятельности детей ограниченными возможностями здоровья.

-Раскрыть особенности организации педагогического процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья для развития их познавательной деятельности, в рамках коррекционного занятия в условиях ФГОС.

 

Глава 1. Цели и задачи коррекционной работы
Цель: создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально- типологическими особенностями. Состоянием соматического и нервно-психологического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи:

- Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития обучающихся;

- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, посредством внедрения современных технологий;

- Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально - волевых особенностей обучающихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществления их коррекции;


- Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;

- Создание условий для эффективного социально-психологической адаптации детей к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.


    1. Общая характеристика детей с ОВЗ


Понятие « дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими – либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающимися нормальными для человека данного возраста. В соответствии с разными подходами понятия « ограниченные возможности здоровья» и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения. Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:


  1. дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушением речи;

4) дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушением опорно- двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушение эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х и 3-х нарушений).

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устраняемые трудности, до детей с необратимым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют особые образовательные потребности. 
1.2 Особые образовательные и познавательные потребности детей с ОВЗ.

Понятие «особые образовательные и познавательные потребности» ставит на передний план педагогические решения, связанные с самим ребенком, с его воспитанием, с улучшением его жизненной, учебной ситуации. Продолжим обозначать круг образовательных потребностей детей с ОВЗ. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе « Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения и воспитания и развития таких обучающихся, включающие использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.


Значительное разнообразие особых потребностей детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам ( материально- техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно - методическое и т.д.). Таким образом можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех детей с ОВЗ, до индивидуальных , определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка в соответствии сего особенностями и образовательными возможностями.

Развитие познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ – это сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности и успешная социализация в современном обществе.

Что же такое интерес?

Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Интерес не является врожденным, изначально он возникает, формируется и развивается под воздействием, влиянием ребенка с людьми и, главное под воздействием специально организованного воспитания и обучения.

У детей с нарушением здоровья формирование познавательной деятельности является затруднительной и активация данного процесса возможна только при условии комплексной организации коррекционно – развивающей деятельности. В случае не правильного подхода со стороны родителей и педагогов механическое усвоение знаний не создает необходимых условий для полноценного развития и раскрытия учебного потенциала ребенком. Ввиду этого возможно неправильное формирование отношения к окружающему миру, самопознания, творческой активности и регресс развития рационального мышления.

Ребенок с ОВЗ, который учится без познавательного интереса, может не воспринимать и порой отталкивать полученные знания, а сам процесс обучения для него будет очень тяжелым и затруднительным.

В познавательной сфере на первый план выступают нарушения внимания: внимание детей трудно собрать, они не могут сосредоточиться на выполнении заданий, у них повышенная отвлекаемость, рассеянность, в некоторых случаях появляется девиантное поведение,