Файл: Коррекционное занятие как форма организации познавательной деятельности детей с овз в условиях реализации фгос.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а под чертой - 5 вариантов ответа. Необходимо выбрать одно из этих пяти слов, которое находится в такой же логической связи с контрольным , как и левая пара слов.
Например:
Шофер Летчик
Автомобиль
А) Трактор; Б) Самолет; В) Велосипед; Г) Дом; Д) Небо
В данном случае правильный ответ Б (Самолет).
Упражнение 4. Исключение понятий. Развитие процессов обобщения и отвлечения.
Учитель читает наборы слов, в каждом из которых ученики должны указать «лишнее» слово (эти слова выделены). Остальные четыре слова назвать общим словом. Дать объяснение.
Например: кирпич, камень, глина, известь, дом. Первые четыре относятся к строительным материалам, а последнее слово в этой группе лишнее. Затем называется вторая группа слов и т. д.
Упражнение 5. «Вербальная гибкость». Детям дается задание: перечислить как можно больше слов, относящихся к той или иной теме урока. Тему задает учитель. Слова не должны дублировать друг друга.
3.6 Игры и упражнения по развитию мелкой моторики.
Упражнение 1. «Чудесные превращения».
Оборудование: математический планшет, набор резинок для творчества, альбом к игре.
Цель: развитие творческих способностей, воображения, меткой моторики рук.
Описание игры: «Оживляем» геометрические фигуры: на поле изображается квадрат, прямоугольник или треугольник, линия прямая или ломаная, а затем с помощью резинок и геометрических фигур картина «дорисовывается», например, прямоугольнику добавляются круглые колеса, квадратные окна и получается автобус.
Дети рассказывают, во что превратилась фигура.
Вариант: Дети играют в парах. По очереди дополняют картинку с помощью изображения одного элемента. Рассказывают, что изображено на картине, какие геометрические фигуры они использовали и сколько.
Упражнение 2. «Волшебный мешочек».
Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.
Цель: в этой игре ребенок развивает зрительное внимание, память, свои тактильные ощущения.
Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек необходимо поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора показывать ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ученик должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной игрушки.
Упражнение 3. «Разноцветные шарики».
Оборудование: Разнообразные шарики.
Необходимо попасть шариком в цель (игрушку).
Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
«Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это – ворота. Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.
Упражнение 4. «Волшебная коробочка».
Оборудование: бусинки, ниточки.
«Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребенка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
Упражнение можно использовать на уроках математики, знакомясь со свойствами предметов.
Брать пинцетом бусинки и по одной раскладывать в пластиковые ячейки небольшого размера.
Упражнение 5. «Выложи узор».
Цель: развивать воображение, память, мелкую моторику, эстетический вкус. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость, сообразительность, бережное отношение к игровому материалу.
Детям предлагается коробочка с разноцветными пуговицами. Они самостоятельно придумывают и выкладывают узор.
Детям предлагаются карточки с рисунком. Они заполняют пробелы пуговицами соответствующего цвета.
Упражнение 6. «Бусы».
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, различение по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.
Материалы: бусы разного цвета, формы, величины, лески, тесемки.
На первом этапе предложить детям просто собрать бусы, в том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.
Заключение.
Изучив теоретические основы развития познавательной деятельности у учащихся с ОВЗ, проанализировав опыт работы с такими детьми, изучив процесс организации коррекционного занятия в условиях ФГОС, выявив психолого - педагогические условия развития познавательной деятельности, хочется сделать следующие выводы:
- Познавательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, методов и приемов, включенных в образовательно – воспитательную работу образовательного учреждения.
- Необходимость четкого построения структуры ежедневной работы, которая позволит проходить образовательному и воспитательному процессу ясно, определенно и эффективно. В данной работе рассмотрены способы, методы и принципы организации образовательного процесса у обучающихся с ОВЗ, в условиях реализации ФГОС.
- Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и правильно выстроенного, организованного обучения и воспитания – образования.
- Создание условий для обеспечения и удовлетворения, как общих, так и особых образовательных потребностей у детей с ОВЗ.
- Необходимость создания и поддержания благоприятной остановки, психологического климата в классе обучающихся с ОВЗ.
- Внедрение и использование на занятиях современных здоровье сберегающих технологий.
В заключение хотелось бы отметить, что основной целью коррекционно – развивающего обучения и воспитания, был, есть и будет ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Чем раньше у ребенка выявят проблемы развития, тем больше возможностей помочь ему скорректировать особенности поведения, сферу познавательной деятельности, социализировать личность.
Литература.
Например:
Шофер Летчик
Автомобиль
А) Трактор; Б) Самолет; В) Велосипед; Г) Дом; Д) Небо
В данном случае правильный ответ Б (Самолет).
Упражнение 4. Исключение понятий. Развитие процессов обобщения и отвлечения.
Учитель читает наборы слов, в каждом из которых ученики должны указать «лишнее» слово (эти слова выделены). Остальные четыре слова назвать общим словом. Дать объяснение.
Например: кирпич, камень, глина, известь, дом. Первые четыре относятся к строительным материалам, а последнее слово в этой группе лишнее. Затем называется вторая группа слов и т. д.
Упражнение 5. «Вербальная гибкость». Детям дается задание: перечислить как можно больше слов, относящихся к той или иной теме урока. Тему задает учитель. Слова не должны дублировать друг друга.
3.6 Игры и упражнения по развитию мелкой моторики.
Упражнение 1. «Чудесные превращения».
Оборудование: математический планшет, набор резинок для творчества, альбом к игре.
Цель: развитие творческих способностей, воображения, меткой моторики рук.
Описание игры: «Оживляем» геометрические фигуры: на поле изображается квадрат, прямоугольник или треугольник, линия прямая или ломаная, а затем с помощью резинок и геометрических фигур картина «дорисовывается», например, прямоугольнику добавляются круглые колеса, квадратные окна и получается автобус.
Дети рассказывают, во что превратилась фигура.
Вариант: Дети играют в парах. По очереди дополняют картинку с помощью изображения одного элемента. Рассказывают, что изображено на картине, какие геометрические фигуры они использовали и сколько.
Упражнение 2. «Волшебный мешочек».
Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.
Цель: в этой игре ребенок развивает зрительное внимание, память, свои тактильные ощущения.
Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек необходимо поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора показывать ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ученик должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной игрушки.
Упражнение 3. «Разноцветные шарики».
Оборудование: Разнообразные шарики.
Необходимо попасть шариком в цель (игрушку).
Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
«Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это – ворота. Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.
Упражнение 4. «Волшебная коробочка».
Оборудование: бусинки, ниточки.
«Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребенка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
Упражнение можно использовать на уроках математики, знакомясь со свойствами предметов.
Брать пинцетом бусинки и по одной раскладывать в пластиковые ячейки небольшого размера.
Упражнение 5. «Выложи узор».
Цель: развивать воображение, память, мелкую моторику, эстетический вкус. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость, сообразительность, бережное отношение к игровому материалу.
Детям предлагается коробочка с разноцветными пуговицами. Они самостоятельно придумывают и выкладывают узор.
Детям предлагаются карточки с рисунком. Они заполняют пробелы пуговицами соответствующего цвета.
Упражнение 6. «Бусы».
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, различение по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.
Материалы: бусы разного цвета, формы, величины, лески, тесемки.
На первом этапе предложить детям просто собрать бусы, в том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.
Заключение.
Изучив теоретические основы развития познавательной деятельности у учащихся с ОВЗ, проанализировав опыт работы с такими детьми, изучив процесс организации коррекционного занятия в условиях ФГОС, выявив психолого - педагогические условия развития познавательной деятельности, хочется сделать следующие выводы:
- Познавательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, методов и приемов, включенных в образовательно – воспитательную работу образовательного учреждения.
- Необходимость четкого построения структуры ежедневной работы, которая позволит проходить образовательному и воспитательному процессу ясно, определенно и эффективно. В данной работе рассмотрены способы, методы и принципы организации образовательного процесса у обучающихся с ОВЗ, в условиях реализации ФГОС.
- Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и правильно выстроенного, организованного обучения и воспитания – образования.
- Создание условий для обеспечения и удовлетворения, как общих, так и особых образовательных потребностей у детей с ОВЗ.
- Необходимость создания и поддержания благоприятной остановки, психологического климата в классе обучающихся с ОВЗ.
- Внедрение и использование на занятиях современных здоровье сберегающих технологий.
В заключение хотелось бы отметить, что основной целью коррекционно – развивающего обучения и воспитания, был, есть и будет ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Чем раньше у ребенка выявят проблемы развития, тем больше возможностей помочь ему скорректировать особенности поведения, сферу познавательной деятельности, социализировать личность.
Литература.
-
Аникева, Н.П. Воспитание игрой (Текст) /Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2007. -
Антищенкова Е. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников –М.,АСТ:Астрель:Профиздат,2027. -
Виноградова С. Обучение детей с ОВЗ (Электронный ресурс) http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obucenie-detei-o-ovz.html -
Волина, В.В.Воспитание игрой(Текст)/В.В.Волина. – М.: Новая школа,2012. -
Выготский,Л.С. Педагогическая психология (Текст) / Л.С. Выготский. – М.,1991. -
Гафари Ф.А. Организационно педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования (Электронный ресурс) http:www.dissercart.com/content/ organizatsionno-pedagodicheskie-usloviya-obuchenya-detei-s-ogranichennymi- vozmozhnostyami—0 -
Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения:опыт теоретического и экспериментального исследования (Текст)/В.В.Давыдов.-М.: Наука,2002. -
Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения ( Текст) /А.Ю Дейкина. – М.: Просвещение, 2002. –С. 345. -
Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей (Текст) / А.Б.Добрович. – М., 2007. -
Ефимов,В.Ф. Как задержать внимание ребенка (Текст) / В.Ф.Ефимов// Начальная школа. – 2012.- №1. – С.83 – 88. -
Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности (Текст)/И.А. Зайцева. – Ноябрьск, 2005.- С. 12-24. -
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно – методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. -
Лабункая,В.А, Психология экспрессивного поведения (Текст) / В.А. Лабунская. – М.: Просвещение, 2009. -
Лаврова Г.Н. Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе (Электронный ресурс) http://ipk74.ru/virtualcab/obrazovanie-detej-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami/obrazovanie-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/materialy-obuchayushhego-haraktera/metodicheskie-rekomendacii-po-obucheniyu-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-obshheobrazovatelnoj-shkole -
Любимов М.Л. Психолого – педагогические условия компенсации детей ОВЗ в контексте инклюзивного образования (Электронный ресурс) https://ido.mgpu.ru/materials/51/51429.pdf?t=1453061557 -
Ляшовская М.В. Особенности формирования познавательной активности у детей с ОВЗ (Электронный ресурс) http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/06/09/osobennosti-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey -
Маркова, А.К. Формирование интереса младших школьников к учению (Текст) / А.К. Маркова. – М.: просвещение,1985. -
Т.Г. Микуленко Коррекционная педагогика Ростов Н/Д : Феникс 2006г. -
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе (Текст) / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика. – 2009.- №2. – С. 5-8 -
Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов (Текст) / Акад. Пед. Наук РСФСР. Ин-т психологии ; Под ред. (и с предисл.) А.В. Запоржца, Д.Б. Эльконина. – Москва : просвещение, 1964. – 352 с. : граф.; 20см -
Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: В 2 т. Избр. Пед. Тр. – М., 1954. – Т. П. – С. 338-344. -
ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (текст) электронный ресурс https://minobraz.egov66.ru/site/section?id=569 -
Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе (Текст) / Г.И. Щукина. – М., 1979. -
Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике (Текст) / Г.И. Щукина. – М.: просвещение, 1981.