Файл: Коррекционное занятие как форма организации познавательной деятельности детей с овз в условиях реализации фгос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также выделяют эпизодический (ситуационный) и личностный интерес. Стремление как можно лучше узнать материал в данный момент, в данной ситуации. Эпизодический интерес пропадает. Исчезает при выключении из ситуации.

Личностный интерес характеризуется познавательной направленностью на предмет или деятельность. В процессе усвоения знаний и открытии нового происходит формирование прямой заинтересованности к объекту изучения с дальнейшим осмыслением, выделением в особую познавательную траекторию для дальнейшего освоения учеником, в том числе и в индивидуальном порядке.

Формирование познавательной активности на уроках возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Правильно подобранные учителем методы организации процесса обучения, должны стать интересными и полезными. Только тогда обучающие будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень усвоения знаний и ответная рефлексия.

Глава 2. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ.

2.1Основные направления и принципы коррекционной работы с детьми ОВЗ.

Коррекционная работа в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС НОО) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями в освоении основной адаптированной общей образовательной программы (АООП). Коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении АООП.

Основные направления - коррекционного сопровождения обучающихся обусловлены образовательными потребностями детей с ОВЗ в рамках ФГОС НОО.

Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития обучающихся с ОВЗ специалистами школьного ПМПК. И дальнейшего динамического наблюдения за развитием обучающихся.

Коррекционно – развивающее направление- предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп обучающихся.

Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволят корригировать программы занятий в соответствии с достижениями обучающихся.

Организационно – методическое направление – включает подготовку и участие педагогов в ПМПК, методических объединениях.


Коррекционно - развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

-организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.

-системное взаимодействие на учебно – познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса, направленного на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.

- коррекцию и развитие высших психических функций.

-развитие эмоционально – волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения.

-социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Принципы построения коррекционно - развивающих занятий в рамках ФГОС НОО:

- Системность и последовательность.

-Индивидуально – дифференцированный подход.

-Психологическая безопасность.

- Принцип динамичности - построение обучения таким образом, чтобы оно строилось на достаточно высоком уровне подачи информации, с определенным уровнем трудности, проблемности.

Основные дидактические принципы организации и планирования уроков для детей с ОВЗ.

Принцип – руководящая идея. Основное правило деятельности.

- Принцип педагогического оптимизма. Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского « зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно – развивающей программы.

- Принцип ранней педагогической помощи. Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно - педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.

- Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающего, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.

-Принцип социально – адаптирующей направленности образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение». сформировать структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.



- Принцип развития мышления. Языка и коммуникации как средств специального образования.

- Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. В специальном образовании распространена коллективная предметно – практическая деятельность, которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения.

- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Дифференцированный подход к детям и подросткам с ОВЗ в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода.

- Принцип необходимости специального педагогического руководства.

2.2 Основные методы развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной деятельности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приемов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно – развивающего процесса в работе учителя.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что является эффективным средством активации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления. И в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Еще хотелось бы отметить, что большое значение в усвоении знаний и развитии познавательной деятельности, у обучающихся с ОВЗ, имеют различные виды педагогической поддержки.

- обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

- урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и осознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

- адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

- использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);


- дополнительные упражнения;

- оптимальность темпа с позиции полного усвоения;

Коррекционно – развивающие технологии, применяемые на уроках с детьми ОВЗ, должны содержать в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно и сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Для активации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие методы и приемы обучения:

Применение ИКТ – технологий на уроках и в индивидуальных занятиях.

При развитии и образовании ребенка с ОВЗ особенно важно применять правильные и грамотные методики, которые будут эффективно работать в направлении конкретных особенностей.

Эффективные образовательные технологии, используемые с помощью электронных устройств малого типа – планшетов, а так же стационарных компьютеров создают условия для дифференцирования нагрузки во время проведения урока, т.к. у педагога появляется возможность донести максимум информации всем категориям учащихся.

Во время объяснения нового материала каждое действие и высказывание педагога демонстрируется удобным способом для каждого учащегося с ОВЗ, поскольку ведется воздействие на все три канала восприятия – визуальный, аудиальный и кинестетический.

Данная технология в доступной форме помогает проводить уроки, а возможность подбора типа представления информации позволяет индивидуализировать процесс под особенности каждого конкретного ребенка.

Использование ИКТ в работе открывает следующие возможности:

-представлять наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;

-создавать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;

-активировать познавательную деятельность учащихся;

-развивать новую информационную культуру для учеников с ОВЗ;

- расширить зону индивидуальной активности ребенка;

-активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе;

К дидактическим достоинствам уроков с применением компьютерных технологий можно отнести создаваемый в процессе обучения эффект погружения и инициативности учащихся. Таким образом, применяя данный метод можно воздействовать на три категории памяти: слуховую. Зрительную, моторную.

Наглядные методы.

Не менее эффективным методом, для развития познавательной деятельности у учащихся с ОВЗ, является применение на уроках наглядных пособий, инструментов( ручки, карандаши, линейки), яркие карточки, технические средства обучения, а также плакаты и само помещение( класс). Класс должен быть оформлен так, чтобы в нем создавалась благоприятная и комфортная рабочая атмосфера.


Особенность применения наглядных методов состоит в рассредоточении спектра возможностей ученика по всему полю учебного прцесса. Сочетание словесных и наглядных методов переводят образы в знания, предметы в слова, обеспечивают предметную отнесенность понятий.

Можно выделить следующие эффективные формы наглядности:

Показ - это предъявление образа действия ( реку показывают на карте от истока до устья, показ полуострова осуществляют обводом его с трех сторон и т. Д. ) разных способов работы. Необходимо обеспечить детям способность видеть все, что им показывают, для этого акцентируя внимание яркими образами и красками.

Иллюстрация – это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно смену времен года и т.д.). После показа объект убирается.

Демонстрация – показ предметов в движении.

Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими детьми с ОВЗ по ходу урока. Наиболее часто наблюдение употребляется в начальном курсе географии и особенно в биологии.

В процессе применения наглядности рекомендуется вовлекать все органы чувств, чаще пользоваться вопросами, стимулирующими сравнениями ситуаций и явлений.

Однако злоупотребление привлекательными наглядными пособиями нередко уводит учащихся в сторону от содержания урока. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы работа была содержательной, но при этом строилась на дозированной основе.

Игровая методика учебного процесса с учащимися ОВЗ.

Игра решает следующие коррекционно – развивающие, коррекционно – воспитательные, познавательные, образовательные задачи:

- развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ:

- развитие эмоционально – волевой сферы:

- обогащение представлений об окружающем мире:

- формирование коммуникативных навыков:

- развитие двигательной сферы, в то числе мелкой моторики:

- формирование культурного поведения;

- пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Поскольку игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь. Ее функции разнообразны:

- обучающая функция. Позволяет решить конкретные задачи восприятия и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно – эстетического воспитания детей.