Файл: Коррекционное занятие как форма организации познавательной деятельности детей с овз в условиях реализации фгос.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Также выделяют эпизодический (ситуационный) и личностный интерес. Стремление как можно лучше узнать материал в данный момент, в данной ситуации. Эпизодический интерес пропадает. Исчезает при выключении из ситуации.
Личностный интерес характеризуется познавательной направленностью на предмет или деятельность. В процессе усвоения знаний и открытии нового происходит формирование прямой заинтересованности к объекту изучения с дальнейшим осмыслением, выделением в особую познавательную траекторию для дальнейшего освоения учеником, в том числе и в индивидуальном порядке.
Формирование познавательной активности на уроках возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Правильно подобранные учителем методы организации процесса обучения, должны стать интересными и полезными. Только тогда обучающие будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень усвоения знаний и ответная рефлексия.
Глава 2. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ.
2.1Основные направления и принципы коррекционной работы с детьми ОВЗ.
Коррекционная работа в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС НОО) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями в освоении основной адаптированной общей образовательной программы (АООП). Коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении АООП.
Основные направления - коррекционного сопровождения обучающихся обусловлены образовательными потребностями детей с ОВЗ в рамках ФГОС НОО.
Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития обучающихся с ОВЗ специалистами школьного ПМПК. И дальнейшего динамического наблюдения за развитием обучающихся.
Коррекционно – развивающее направление- предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп обучающихся.
Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволят корригировать программы занятий в соответствии с достижениями обучающихся.
Организационно – методическое направление – включает подготовку и участие педагогов в ПМПК, методических объединениях.
Коррекционно - развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
-организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.
-системное взаимодействие на учебно – познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса, направленного на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.
- коррекцию и развитие высших психических функций.
-развитие эмоционально – волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения.
-социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Принципы построения коррекционно - развивающих занятий в рамках ФГОС НОО:
- Системность и последовательность.
-Индивидуально – дифференцированный подход.
-Психологическая безопасность.
- Принцип динамичности - построение обучения таким образом, чтобы оно строилось на достаточно высоком уровне подачи информации, с определенным уровнем трудности, проблемности.
Основные дидактические принципы организации и планирования уроков для детей с ОВЗ.
Принцип – руководящая идея. Основное правило деятельности.
- Принцип педагогического оптимизма. Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского « зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно – развивающей программы.
- Принцип ранней педагогической помощи. Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно - педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.
- Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающего, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.
-Принцип социально – адаптирующей направленности образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение». сформировать структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.
- Принцип развития мышления. Языка и коммуникации как средств специального образования.
- Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. В специальном образовании распространена коллективная предметно – практическая деятельность, которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения.
- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Дифференцированный подход к детям и подросткам с ОВЗ в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода.
- Принцип необходимости специального педагогического руководства.
2.2 Основные методы развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной деятельности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приемов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно – развивающего процесса в работе учителя.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что является эффективным средством активации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления. И в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Еще хотелось бы отметить, что большое значение в усвоении знаний и развитии познавательной деятельности, у обучающихся с ОВЗ, имеют различные виды педагогической поддержки.
- обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
- урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и осознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
- адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
- использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
- дополнительные упражнения;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения;
Коррекционно – развивающие технологии, применяемые на уроках с детьми ОВЗ, должны содержать в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно и сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Для активации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие методы и приемы обучения:
Применение ИКТ – технологий на уроках и в индивидуальных занятиях.
При развитии и образовании ребенка с ОВЗ особенно важно применять правильные и грамотные методики, которые будут эффективно работать в направлении конкретных особенностей.
Эффективные образовательные технологии, используемые с помощью электронных устройств малого типа – планшетов, а так же стационарных компьютеров создают условия для дифференцирования нагрузки во время проведения урока, т.к. у педагога появляется возможность донести максимум информации всем категориям учащихся.
Во время объяснения нового материала каждое действие и высказывание педагога демонстрируется удобным способом для каждого учащегося с ОВЗ, поскольку ведется воздействие на все три канала восприятия – визуальный, аудиальный и кинестетический.
Данная технология в доступной форме помогает проводить уроки, а возможность подбора типа представления информации позволяет индивидуализировать процесс под особенности каждого конкретного ребенка.
Использование ИКТ в работе открывает следующие возможности:
-представлять наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
-создавать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
-активировать познавательную деятельность учащихся;
-развивать новую информационную культуру для учеников с ОВЗ;
- расширить зону индивидуальной активности ребенка;
-активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе;
К дидактическим достоинствам уроков с применением компьютерных технологий можно отнести создаваемый в процессе обучения эффект погружения и инициативности учащихся. Таким образом, применяя данный метод можно воздействовать на три категории памяти: слуховую. Зрительную, моторную.
Наглядные методы.
Не менее эффективным методом, для развития познавательной деятельности у учащихся с ОВЗ, является применение на уроках наглядных пособий, инструментов( ручки, карандаши, линейки), яркие карточки, технические средства обучения, а также плакаты и само помещение( класс). Класс должен быть оформлен так, чтобы в нем создавалась благоприятная и комфортная рабочая атмосфера.
Особенность применения наглядных методов состоит в рассредоточении спектра возможностей ученика по всему полю учебного прцесса. Сочетание словесных и наглядных методов переводят образы в знания, предметы в слова, обеспечивают предметную отнесенность понятий.
Можно выделить следующие эффективные формы наглядности:
Показ - это предъявление образа действия ( реку показывают на карте от истока до устья, показ полуострова осуществляют обводом его с трех сторон и т. Д. ) разных способов работы. Необходимо обеспечить детям способность видеть все, что им показывают, для этого акцентируя внимание яркими образами и красками.
Иллюстрация – это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно смену времен года и т.д.). После показа объект убирается.
Демонстрация – показ предметов в движении.
Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими детьми с ОВЗ по ходу урока. Наиболее часто наблюдение употребляется в начальном курсе географии и особенно в биологии.
В процессе применения наглядности рекомендуется вовлекать все органы чувств, чаще пользоваться вопросами, стимулирующими сравнениями ситуаций и явлений.
Однако злоупотребление привлекательными наглядными пособиями нередко уводит учащихся в сторону от содержания урока. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы работа была содержательной, но при этом строилась на дозированной основе.
Игровая методика учебного процесса с учащимися ОВЗ.
Игра решает следующие коррекционно – развивающие, коррекционно – воспитательные, познавательные, образовательные задачи:
- развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ:
- развитие эмоционально – волевой сферы:
- обогащение представлений об окружающем мире:
- формирование коммуникативных навыков:
- развитие двигательной сферы, в то числе мелкой моторики:
- формирование культурного поведения;
- пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Поскольку игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь. Ее функции разнообразны:
- обучающая функция. Позволяет решить конкретные задачи восприятия и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно – эстетического воспитания детей.