Файл: Коррекционное занятие как форма организации познавательной деятельности детей с овз в условиях реализации фгос.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- учет уровня и возможностей учащихся;
- умение демонстрировать методическое искусствоучителя;
-планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым;
- урок должен иметь результат.
Основные требования, которые предъявляются в специальной школе:
- реализация на уроке всех дидактических принципов, ка общедидактических, так и коррекционных;
- создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся;
- использование достижений современной педагогической ( коррекционной) теории и практики;
- умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;
- учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся;
-научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность;
- рациональное использование наглядности;
-формирование необходимых знаний, умений и навыков. Формирование умения учиться.
Специальные требования:
- замедленность темпа обучения;
- упрощение структуры ЗУН в соответствии возможностями ученика;
- осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
- максимальная опора на чувственный опыт ребенка;
- максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
- опора на более развитые способности ученика.
В рамках введения ФГОС современный урок в специальной (коррекционной школе) определяет цель, которая должна отличаться конкретностью. С указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные следующие задачи:
- дидактическую ( общеобразовательную)
- воспитательную;
- коррекционную.
Учитель опирается на принципы педагогической техники:
- свобода выбора (в любом обучающем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, помощь ученику в использовании своих знаний);
- идеальности (высокого КПД, максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
-обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
При организации учебного процесса обучающихся с ОВЗ учитель должен руководствоваться принципами:
- обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и на формирование личностных качеств;
- использование на уроках проблемных ситуаций; разнообразить методы и виды учебной деятельности; использование разных методов: наглядных, словесных, действенных;
- вся работа должна осуществляться на основе клинического и психолого – педагогического изучения ребенка, на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
- конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы;
- отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание);
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока;
- определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;
- продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап;
- продумать форму подведения итогов урока;
- продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Технология организации работы на уроке с детьми ОВЗ:
- учитель сообщает ребенку название темы, выясняет, что учащийся уже знает, обсуждает рамки темы и планируемый результат;
- учебный материал излагается небольшими фрагментами. После каждого фрагмента учитель осуществляет проверку его понимания;
- во время объяснения учитель фиксирует основные моменты. Понятия, схемы и т. д. в тетради ребенка;
- для наилучшего понимания и закрепления темы обязательно используется наглядный материал;
- в процессе изложения материала необходимо предусмотреть активное включение ребенка в учебную деятельность, например, привести примеры, восстановить текст, сформулировать вопросы;
- обязательно организовать закрепление изученной темы: установить причинно – следственные связи между отдельными понятиями, сделать обобщение, решить аналогичную задачу.
2.4 Структура коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание традиционных приемов, так и инновационных технологий.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Примерная структура коррекционно – развивающего занятия:
-
Ритуал приветствия -
Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей -
Основное содержание занятия – совокупность коррекционно – развивающих упражнений и приемов на решение задач данного занятия -
Рефлексия занятия – оценка занятия -
Ритуал прощания
Структура ФГОС вводит новое понятие – « учебная ситуация». То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание. Именно такой подход, к построению коррекционного занятия, позволять направлять и развивать познавательную деятельность учащихся с ОВЗ.
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УДД, специфики учебного заведения.
Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строят на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.
Таким образом, уроки в свете ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса, но и результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом, осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.
Только при таком подходе к построению урока ученик становится живым участником образовательного процесса, т. к. ребенок с ОВЗ не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это все и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного – коррекционного образования.
Глава 3. Способы активации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ
Игры и задания направленные на развитие познавательной деятельности.
3.1 Роль дидактической игры в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Одним из эффективных средств развития познавательной деятельности является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.
Еще К. Д. Ушинский в своей книге « Педагогическая антропология», советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Универсальных приемов формирования познавательных процессов у школьников с ОВЗ, в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приемы и методы. Игра для обучающихся с ограниченными возможностями развития – это частица их жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Необходимость использования дидактических игр как средств обучения детей с ОВЗ определяется рядом причин:
- освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
- имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно – образного типа мышления.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: « Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо – поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоении фактов, дат, имен и других аспектов.
Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. В силу своих сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослыми, ребенок не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.
Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость. Они способствуют развитию внимания, формируют волю детей. Учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая состоит в соблюдении определенного темпа, в предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Должна быть четко поставлена цель игры. С помощью дидактической игры решаются разные учебные задачи. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.
Игровым материалом для уроков могут стать:
- пословицы, поговорки, скороговорки.
- задачи – шутки.
- загадки, ребусы, нахождение сходств и отличий между несколькими предметами.
Все это способствует развитию не только речи у детей, но и разума, мысли, души, воспитывает культуру чтения, понимания слова.
Роль эмоций в процессе познавательной деятельности очень большая. Элементы занимательности на уроке вызывают чувство неожиданности, удивления, новизны. Даже изучение новой буквы у детей должно предшествовать ощущению праздника. Радостного волнующего ожидания.