Файл: Коррекционное занятие как форма организации познавательной деятельности детей с овз в условиях реализации фгос.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дети отгадывают. Какой звук предстоит им изучать, о ком на уроке пойдет речь с помощью загадок. Ребусов, отрабатывают изученный звук или слово в скороговорках.
Придумывают сами слова с этим звуком. Играют в разные игры, например «Рассыпанные буквы и слоги», «Буквы заблудились». «Живые буквы» и другие.
Дети любят короткие с быстрым результатом игры. Такие игры необходимы в тех случаях, когда необходимо снять психологическое напряжение, заполнить непредвиденную паузу, переключить их внимание. Это игры типа «Замри» и «Вулкан». Критерием оценки в подобных случаях служит время. Кто из детей дольше других сумеет сохранить неизменность позы. Все идет на время и сопоставление с результатом других. Основанные на выполнении особых правил, эти игры требуют от играющих неукоснительного подчинения им своих действий. Побуждают детей к произвольному напряжению внимания, четкой фиксации положения тела в пространстве, развивают способность к самооценке собственных действий других, поскольку предполагают сравнение.
Эти игры стимулируют развитие аналического мышления детей. Развивая привычку к волевому действию, они создают почву для произвольного внимания вне игровой деятельности, приводя к развитию способности к элементарной самоконтролю, самоорганизации.
Таким образом, игра – это тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.
3.2 Игры и упражнения по развитию восприятия.
Восприятие - процесс обеспечивающий отражение чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта ка целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Упражнение 1. «Ласковые лапки»
Цель: Развитие тактильного восприятия. Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности.
Ход игры: Подобрать 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, вату и др. Все это положить на стол. Ребенок оголяет руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Ребенку надо с закрытыми глазами угадать, какой « зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть приятными, поглаживающими.
Упражнение 2. «Перечисли предметы»
Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на две минуты. В это время на стол кладутся семь предметов, относящиеся к теме урока. Приглашается водящий. Ему рассказывают ситуацию, и разрешается 1-2 минуты посмотреть на стол. Затем он поворачивается спиной к столу. А лицом к группе детей и начинает перечислять предметы на столе. После каждого правильного ответа группа говорит: « Правильно», после неправильного ответа – « Неправильно». Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.
Упражнение 3. «Зрительно – моторная координация»
Упражнение включает несколько заданий.
Задание 1. Здесь нарисованы точка и звёздочка (показать). Проведи прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив отложи карандаш.
Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем – второй. Нарисуй прямую линию от середины первой линии, до середины второй линии, не отрывай карандаш от бумаги. Закончив положи карандаш.
Задание 4. Сейчас тебе нужно обвести фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты видишь, постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обводи и рисуй только в заданном направлении. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив положи карандаш.
Упражнение 4. « Пространственные отношения»
Посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру (показать на рисунке). На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т. е. каждая линия идет от одной точки к другой. Тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи от какой точки, к какой идут линии. Закончив, отложи карандаш.
3.3 Игры и упражнения по развитию памяти.
Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.
Упражнение 1. «10 слов»
Ученику предлагается прочитать10 слов для запоминания. После прочтения ученик повторяет запомнившиеся слова.
Например:
- книга, луна, звон, мед, окно, лед, день, гром, вода, брат;
- весёлый, добрый, белый, смелый, медленный, высокий, снежный, бумажный, глубокий, чистый;
- рисует, молчит, пишет, танцует, украшает, читает, делает, поёт, говорит, слушает.
Ученику предлагаются слова, написанные в столбик. Через 10-15 сек, эти слова убирают и предлагают второй столбик слов. Ученик должен найти слова, которые он запоминал.
Например:
Сад лужа
Лужа мыло
река заяц
окно мяч
лук снег
заяц лук
флаг вода
луна лес
снег окно
Упражнение 2. «Запомни и нарисуй»
Ученику для запоминания на 15-20 сек. предлагаются какие-либо символы или геометрические фигуры. Например:
Затем их закрывают, и ребенок рисует то, что запомнил. В конце можно сравнить полученные результаты.
Упражнение 3. «Попугайчик» на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо памяти), слухового внимания, фонематического слуха.
Инструкция: В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять звуки. Попробуй за мной повторить звуки, как это делал попугайчик:
то –ца
то – ца –му
то – ца – му – де
то – ца – му – де – ни
то – ца – му- де – ни – зу
то – ца - му – де – ни - зу – та
то- ца – му – де – ни – зу – та – ки
то – ца – му – де – ни – зу – та – ки – ча
Ребенок постоянно повторяет звуки за педагогом.
Упражнение хорошо использовать на уроках по русскому языку.
Упражнение 4. «Определи персонажа». Развитие смысловой памяти. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель вместе с ребятами, придумывает какую – либо историю, в которой главным персонажем выступает какой – либо литературный или исторический герой. Все персонажи данного литературного произведения и исторического события, в том числе и загаданный персонаж, должны быть размещены на доске в виде иллюстраций или портретов. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы по очереди рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением «он» или «она». История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать главного персонажа рассказанной истории. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями
, не называя при этом задуманного персонажа.
Игру хорошо проводить в середине занятия или в конце, в качестве смены вида деятельности.
3.4 Игры и упражнения по развитию внимания.
Внимание – произвольная и непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности, на каком – либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему – либо.
Свойства внимания – объем, сосредоточенность, концентрация, распределяемость, устойчивость, колебания, переключаемость.
Объем внимания измеряется, тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.
Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте.
Распределение внимания – выражается в умении выполнять одновременно несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.
Устойчивость внимания – общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.
Упражнение 1. Упражнение направлено на развитие распределения внимания. Учитель предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 31, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: « Не собьюсь». Например: « один, два, не собьюсь и т. д.».
Упражнение хорошо использовать на уроках математики в любом классе.
Упражнение 2. Развитие произвольного внимания.
Детям дают лист бумаги. Цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: « Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок справился с заданием, постепенно можно усложнять задание. Упражнение также хорошо использовать на уроках математики в качестве смены вида деятельности.
Упражнение 3. Развитие устойчивости внимания.
Ребенку дают небольшой текст предлагают, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую – либо букву. Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно фиксируют результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребенка с ними, радуются вместе с ним.
Задание может быть использовано на любом уроке, желательно в начале.
Упражнение 4. Переключение внимания.
По команде « Штиль» все дети замирают. По команде « Волны» дети по очереди встают – сначала те, кто сидит за первыми партами, через 2-3 секунды поднимаются сидящие за вторыми и т. д. Когда очередь доходит до последних парт, все дети вме6сте хлопают в ладоши,
после чего садятся в той же последовательности, начиная с первых парт. По команде «Шторм» упражнение выполняется в быстром темпе – дети не ждут 2-3 секунды, а быстро встают и так же быстро садятся. Закончить игру надо командой « Штиль».
Упражнение 5. «Гвалт». Развитие концентрации внимания. Демонстрация эффекта избирательности восприятия, тренировка умения учитывать этот эффект, умение выделять нужное из общего потока аудиоинформации.
Участники разбиваются на пары. Члены каждой пары размещаются в пространстве на максимально большом расстоянии друг от друга (лучше в разных углах комнаты), после чего все одновременно начинают разговаривать. Задача участника – на фоне общего шума вести беседу именно со своим партнером, выделяя его голос на воне остальных.
3.5 Игры и упражнения по развитию мышления.
Мышление – высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени развития.
Мыслительные процессы: анализ и синтез.
Упражнение 1. «Расскажи по картинке». Ребенку предлагается картинка, рисунок, иллюстрация по теме урока. Ребенка просят внимательно рассмотреть рисунок, картинку и рассказать, как он понимает то, что изображено на ней. Данное упражнение тренирует наглядно – образное мышление, речь, память. За отведенное на выполнение этого задания время - 2 минуты, ребенок должен не только рассказать о событии, относящейся к теме урока, но и сделать выводы, обосновать свое мнение, почему он так думает.
Упражнение 2. «Кому чего не достает». Упражнение направлено на развитие наглядно – образного мышления. Детям показывают иллюстрации, картинки, с объектами, предметами или событиями, на которых не достает каких – либо деталей. Ребенок должен увидеть, чего именно не хватает этой иллюстрации. Иллюстрации используются по теме урока.
Упражнение 3. «Аналогии». На демонстративном плакате или доске, представлен пример задачи, аналогичной тем, которые нужно решить ученику. В левой части каждого задания одно под другим расположены два слова, которые находятся в определенном логическом отношении. Справа контрольное слово