Файл: Особенности участия прокурора в арбитражном процессе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10. Об этом же пишет и С.М. Казанцев, указывая, что «в России возникает институт надзора, который хотя и получил французское название, однако был создан не по образу и подобию французской прокуратуры. Из Франции, помимо названия, была заимствована иерархическая командная структура института, а также главная функция - надзор за точным исполнением закона тем органом, при котором находится прокурор (но французские прокуроры были при судебных органах, а русские главным образом при административных)».

7 ноября 1775 г. Указом «О прокурорской и стряпчей должности»11, были учреждены прокуроры при губернском правлении, Верхнем земском суде и губернском магистрате. Прокуроры при местных судах подчинялись прокурору при губернском правлении, губернскому прокурору. Губернский прокурор находился в двойном подчинении: генерал-прокурора и генерал-губернатора. При прокурорах состояли стряпчие, помогавшие им при осуществлении надзора за судами. В сословных губернских судах имелись также стряпчие уголовных и казенных дел. В уездах учреждались уездные стряпчие, которые осуществляли надзор за уездной администрацией и судом. Стряпчие являлись помощниками прокуроров и составляли наряду с ними коллегию. Согласно данному Указу губернский прокурор должен был доносить наместническому правлению, а нижестоящие прокуроры - губернскому прокурору о «не точном в судебном месте исполнении законов, учреждений, указов, о медлении по делам в производстве». Приоритет отдавался делам, в которых содержался «казенный интерес». Прежде чем вынести по такому делу решение, суд обязан был сообщить об этом прокурору и выслушать заключение прокурора. Однако суд при принятии решения не был связан заключением прокурора.

Помимо осуществления судебного надзора, прокуроры получили право налагать штрафы за беспорядки в суде, причем часть этих доходов они могли обращать в свою пользу, что должно было стимулировать их правоохранительную деятельность и повышать бдительность в соблюдении законности.

В 1827 г. был создан комитет под председательством М.М. Сперанского, задачей которого было совершенствование законодательства о векселях и банкротствах. При этом встал вопрос о целесообразности учреждения в столицах особых коммерческих судов. Поскольку император не возражал против этого, комитет составил проект Учреждения коммерческих судов. Среди ряда вопросов, обсуждавшихся в комитете, был вопрос о прокурорском надзоре за коммерческими судами. Однако при этом «было отвергнет предложение иметь прокуроров при коммерческих судах поскольку: во-первых, судоговорение в судах происходит в устной форме, и поэтому просмотр журналов и определений, которыми занимались прокуроры, был здесь неуместен; во-вторых, дела торговые и особенно фрахтовые, как правило, не терпят отлагательства, и, следовательно, прокурорские протесты, приостанавливая исполнение решения, могли привести к разорению одного из участников процесса; в-третьих, коммерческий суд должен быть судом примирительным, в котором прокурорскому надзору делать нечего; в-четвертых, коммерческий суд основан более на личном доверии сторон к судьям, выбранным ими самими, а не на доверии к судебной процедуре».


Проект обсуждался в Государственном совете с января по май 1832 г. Император Николай I 14мая 1832 г. одобрил своим указом Учреждение коммерческих судов и Устав их судопроизводства, которые действовали вплоть до 1917 г.

Устав судопроизводства 1832 г. запретил губернским прокурорам осуществлять надзор за коммерческими судами. Вместе с тем этим законом председателей судов обязали представлять министру юстиции - генерал-прокурору по его требованию необходимую информацию.

В 1864 г. были приняты Судебные уставы, включающие в себя четыре основных закона: Учреждение судебных установлений, определяющих порядок судоустройства, Устав гражданского судопроизводства. Устав уголовного судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В Учреждении судебных установлений прокурорам посвящен третий раздел, озаглавленный «О лицах прокурорского надзора». Прокуроры учреждались при всех судебных палатах и окружных судах. Обер-прокуроры состояли при кассационных департаментах. Прокуроры имели помощников, так называемых товарищей. Закон устанавливал, что прокуроры руководствуются единственно своим убеждением и существующими законами. На местах прокуратура была представлена прокурором судебной палаты, прокурором окружного суда и его товарищами. Окружной суд создавался на несколько уездов, и прокурор окружного суда находился в месте постоянного пребывания суда, а его товарищи — в городах судебного округа.

Прокуратура получила широкие полномочия по линии внутреннего управления судебной системой по ст. 254 Учреждения судебных установлений от 20 ноября 1864 г. «Общий надзор за судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства сосредоточивается в лице министра юстиции как генерал-прокурора».
1.2 УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Прокуратура является специальным органом государства, в задачи которого входит обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.

Правовой статус прокуратуры, как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и имеющих целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, предопределяет условия, при которых прокурор реализует свои полномочия по участию в арбитражном процессе.
12

Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 20 от 05.06.2003г. «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве» участие прокуроров в арбитражном процессе характеризуется как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации прокуроры реализуют свои полномочия по участию в арбитражном процессе путем предъявления в арбитражные суды исковых заявлений, указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

В соответствии с требованиями данной статьи прокурор вправе обратиться в суд:

- с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организации и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Перечень исков и заявлений, содержащийся в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, расширительному толкованию не подлежит.

Помимо возбуждения дела в арбитражном суде прокурору предоставлено право вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности (ч. 5 ст. 52 АПК РФ).


В соответствии с ч. 2 ст. 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт, либо его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор согласно ч. 2 ст. 198 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При осуществлении надзора за законностью ненормативных правовых актов, принимаемых главами муниципальных образований, госорганами, иными органами, выявления прокурором фактов грубого нарушения закона недостаточно для оспаривания акта в судебном порядке. В заявлении, адресованном в арбитражный суд, прокурор обязательно должен указать конкретное юридическое лицо или предпринимателя, права которого в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности нарушены этим актом.

Вопросы участия прокуроров в рассмотрении дел арбитражным судом регламентированы информационным письмом Генеральной прокуратуры РФ № 38-15-02 от 22.08.2002г. «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».13

Процессуальное положение прокурора в арбитражном процессе практически соответствует процессуальному положению стороны, поскольку согласно ч. 3 ст. 52 АПК РФ прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. При этом отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу
, если истец участвует в деле.

В отличие от ГПК РФ (п. 2 ст. 45) в ч. 3 ст. 52 АПК РФ не указывается на исключение для прокурора таких прав и обязанностей истца, как право на заключение мирового соглашения и обязанность по уплате судебных расходов.

В отличие от ГПК РФ (ст. ст. 18, 19) и УПК РФ (ст. ст. 61, 62, 66) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность отвода и самоотвода прокурора.

Из Письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.07.1996г. № С1-7/ОП-403 «О документах, подтверждающих полномочия прокуроров на участие в заседании арбитражного суда по рассмотрению дел, возбужденных по искам прокуроров» следует, что в арбитражном процессе могут участвовать различные должностные лица органов прокуратуры (прокурор субъекта РФ или его заместитель, предъявившие иск, старший помощник, помощник прокурора, старший прокурор, прокурор управления, отдела).

Наряду с этим, как указано в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в силу положений п. 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 28.4 и 28.8 КоАП правом возбуждения дел об административных правонарушениях и направления материалов в суды (в том числе арбитражные) обладают также прокуроры (их заместители) городов и районов.

С учетом того, что АПК РФ не предусматривает возможности истребования прокурорскими работниками дел из арбитражного суда, в совместном письме ВАС РФ и Генеральной прокуратуры РФ содержится предписание арбитражным судам об оказании должностным лицам органов прокуратуры содействия в ознакомлении с материалами дела в суде для осуществления ими своих полномочий. Председателям арбитражных судов необходимо обеспечивать предоставление прокурору по его заявлению копий судебных актов и других документов из дел, в рассмотрении которых вправе участвовать прокурор.
1.3 ПРАВО ПРОКУРОРА НА ОБРАЩЕНИЕ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД
Участие прокурора в арбитражном процессе, прежде всего, регулируется статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В соответствии с данной статьей прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в следующих случаях:

1) с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;