Файл: Особенности участия прокурора в арбитражном процессе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

3) с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной указанными выше органами или юридическими лицами.

В соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ по перечисленным категориям дел прокурор может не только возбудить процесс, но и вступить в него на любой стадии разбирательства, то есть может обратиться с жалобами, возбуждающими апелляционное, кассационное производство или с представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора. Об этом указывается и в пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 11 от 09.12.02 г. “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ”.

Как указано в пункте 1 Информационного письма Генеральной прокуратуры от 22.08.02 г. № 38-15-02 “О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации”, приведенный в части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ перечень исков и заявлений является исчерпывающим.

Вместе с тем, часть 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ расширяет полномочия прокуроров по обращению в арбитражный суд. В соответствии с данной нормой прокурор вправе обратиться в арбитражный суд также с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если он полагает, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Дополнительное основание участия прокурора в арбитражном процессе предусмотрено также частью 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Данная статья предусматривает, что производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях. В соответствии со статьями 28.4, 28.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление прокурора о возбуждении производства по делу приравнивается к протоколу об административном правонарушении, следовательно, в соответствии с частью 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса РФ, прокуроры уполномочены обращаться в арбитражный суд с заявлениями о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за правонарушения, перечень которых предусмотрен абзацем 3 частью 3 статьи 23.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данный вывод согласуется с положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающими право прокурора участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении (статья 25.11). В противном случае, следовало бы признать фактическую невозможность рассмотрения арбитражным судом дел по статьям 7.24 и 15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях (отнесенным в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов), так как полномочием по возбуждению производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных данными статьями, наделен исключительно прокурор.


В пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” от 27.01.03 г. № 2 также указано, что производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается арбитражным судом, в том числе на основании заявления прокурора, к которому должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с частью 2 статьи 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также иные документы, предусмотренные частью 2 статьи 204 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При применении норм Арбитражного процессуального кодекса РФ о праве прокурора обращаться в арбитражный суд, следует учитывать, что наличие у прокурора соответствующего права должно определяться на момент принятия заявления к производству арбитражного суда. Ранее действовавший Арбитражный процессуальный кодекс РФ не устанавливал строго определенный круг требований, с которыми прокурор мог обращаться в арбитражный суд. В соответствии со статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ 1995 года прокурор был вправе обратиться с иском в защиту государственных и общественных интересов. При определении же того, что следует считать государственным и общественным интересом, достаточным для предъявления прокурором иска, судебная практика исходила из позиции, что этот вопрос решается самим прокурором.

Таким образом, дела, возбужденные по заявлениям прокуроров на основании норм Арбитражного процессуального кодекса РФ 1995 года и не рассмотренные на момент вступления в силу Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 года, подлежат рассмотрению по существу, в том числе и в случае, если они не отвечают требованиям, установленным новым Кодексом. Данное правило относится и к делам, переданным на новое рассмотрение в суд первой инстанции после вступления в силу нового Арбитражного процессуального кодекса РФ.


Часть 2 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает, какие именно прокуроры могут обращаться в Высший Арбитражный Суд РФ и в арбитражный суд субъекта РФ. Так, в соответствии с данной статьей обращение в Высший Арбитражный Суд РФ направляет Генеральный прокурор РФ или его заместитель; в арбитражный суд субъекта Российской Федерации – также прокурор субъекта РФ или его заместитель и приравненные к ним прокуроры или их заместители. Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод о недопустимости участия в арбитражном процессе прокуроров городов и районов. Тем не менее, представляется правильным применять это правило исключительно к категориям дел, перечисленным в статье 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Что касается участия прокурора в деле о привлечении к административной ответственности (как должностного лица, уполномоченного выносить постановление о возбуждении производства по делу), при решении вопроса о возможности участия в деле прокурора города или района следует исходить из норм Кодекса РФ об административных правонарушениях. Учитывая, что Кодекс РФ об административных правонарушениях не дифференцирует полномочия прокуроров по возбуждению дел об административном правонарушении в зависимости от их уровня (звена), следует признать наличие у районного прокурора и у прокурора города права обращаться в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В вышеназванном постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.03 № 2 также указано на необходимость при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности учитывать положения пункта 2 статьи 22 Закона РФ “О прокуратуре Российской Федерации”, предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении. При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.
1.4 ПРАВО ПРОКУРОРА НА ВСТУПЛЕНИЕ В ДЕЛО НА ЛЮБОЙ СТАДИИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА
Серьезной новеллой нового Арбитражного процессуального кодекса РФ является норма, предусмотренная частью 5 статьи 52, согласно которой прокурор по делам, указанным в части 1 данной статьи, вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. Вступление прокурора в рассматриваемое арбитражным судом дело осуществляется на основании заявления прокурора и должно быть оформлено определением арбитражного суда.


Таким образом, в настоящее время прокурор вправе участвовать в рассмотрении не только тех дел, которые возбуждены судом на основании его заявления, но и вступить в любое из перечисленных в части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ дел на любой стадии его рассмотрения. При этом данное право прокурора предполагает не только возможность вступить в дело в ходе рассмотрения его в первой инстанции либо путем подачи апелляционной или кассационной жалобы, направления представления в Высший Арбитражный Суд РФ о пересмотре судебных актов в порядке надзора, но и наличие у прокурора полномочий вступить в дело в период его рассмотрения любой из судебных инстанций (в том числе с целью поддержания доводов заявителя апелляционной, кассационной или надзорной жалобы или, наоборот, для возражения против названных доводов). Причем прокурор вправе занять самостоятельную позицию при рассмотрении дела, отличную от позиции других лиц, участвующих в деле. Последнее обусловлено это тем, что прокурор обладает в процессе самостоятельным статусом, основная цель его участия в деле – обеспечение законности, а не защита интересов определенного лица, участвующего в деле. Такая защита может иметь место, но, ни как самоцель участия прокурора в процессе, а как следствие достижения цели обеспечения законности.

После вступления в силу Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 года в практике при применении части 5 статьи 52 названного Кодекса возник следующий вопрос: вправе ли прокурор подавать в суд заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам по делам, при рассмотрении которых ранее он не принимал участия?

Полагаем, что исходя из буквального смысла части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор по делам, перечисленным в части 1 указанной статьи, вправе вступить в дело на любой стадии арбитражного процесса, в том числе и путем подачи заявления, о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Данный вывод обусловлен тем, что производство по пересмотру судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам является одной из стадий арбитражного процесса, хотя и весьма специфической.

При применении части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ возникает также вопрос о том, вправе ли арбитражный суд привлечь прокурора к участию в деле по собственной инициативе. Полагаем, что из буквального смысла названной нормы следует вывод о том, что вступление прокурора в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса в целях обеспечения законности может осуществляться только по инициативе самого прокурора и на основании его заявления. Арбитражный суд не вправе привлечь прокурора к участию в деле помимо его воли. Вместе с тем, считаем, что суд не лишен возможности предложить прокурору вступить в дело на любой стадии арбитражного процесса.


В отличие от Гражданского процессуального кодекса РФ в Арбитражном процессуальном кодексе РФ специально не предусмотрена такая форма участия прокурора в процессе как дача заключения.

Отсутствие прямого закрепления в Арбитражном процессуальном кодексе РФ возможности прокурора вступать в арбитражный процесс для дачи заключения является основанием для существования различных точек зрения относительно наличия у прокурора соответствующего права.

Так, существует формальный подход, в соответствии с которым данная форма участия прокурора в арбитражном процессе невозможна, так как она прямо не закреплена в Арбитражном процессуальном кодексе РФ. При этом в качестве одного из аргументов данной позиции приводится прямое закрепление в части 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ положения, устанавливающего вступление прокурора в гражданский процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

Тем не менее, представляется более обоснованной иная точка зрения. Как было указано выше, часть 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ, устанавливающая право прокурора вступить в дело на любой стадии арбитражного процесса, подлежит истолкованию как закрепляющая право прокурора инициировать рассмотрение дела в вышестоящих инстанциях путем подачи апелляционной и кассационной жалоб, внесения представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, а также право прокурора “подключиться” к рассмотрению дела в любой инстанции. Вступление прокурора в дело происходит на основании заявления прокурора и оформляется определением арбитражного суда. Независимо от времени вступления в процесс, прокурор в соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ наделяется правами и обязанностями лица, участвующего в деле. Права и обязанности лиц, участвующих в деле, закреплены в статье 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В соответствии с данной статьей лица, участвующие в деле, наряду с другими правами, имеют право делать заявления и приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам. Заключение же прокурора представляет собой изложенную в устной или письменной форме мотивированную позицию прокурора по вопросам о том, достоверны ли доказательства, в соответствии ли с установленным порядком они собраны, подлежат ли удовлетворению заявленные требования, соответствуют ли выводы административно-юрисдикционных органов, суда (при рассмотрении дела в вышестоящей инстанции) материалам дела и т.д. В связи с изложенным, представляется, что заключение прокурора может быть рассмотрено как заявление и доводы лица, участвующего в деле. Иными словами, возможность прокурора давать заключение по делу охватывается его процессуальным правом как лица, участвующего в деле, делать заявления и приводить доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам. Таким образом, прокурор вправе вступать в дело на любой стадии арбитражного процесса для дачи заключения.