Файл: Учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 267

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

119 отреагировал на индивидуальные показатели здоровья. Такое отношение к себе пациент воспринимает как знак принижения его достоинства и потому реагирует в ответ эмоционально. Ситуация буквально взрывается, если врач игнорирует психологически проблемную личность, требования которой могут быть неординарными, а поведение — непредсказуемым.
Перестройка ментальности врачей на предоставление персональных услуг пациенту не исключает издержек, парадоксов и нарушения медицинской этики. Опыт показывает, что некоторые сотрудники частных клиник пришли к выводу: если пациент имеет право выбора врача, то и врач может выбирать себе пациента. Под тем или иным предлогом почти все врачи стараются не иметь дело с проблемными личностями - трудными в общении, привередливыми, неуравновешенными. Задачу видят в том, чтобы своевременно распознать таких пациентов и в корректной форме распрощаться, не приступая к лечению. Способы разные: "напугать" стоимостью, посоветовать обратиться к другому специалисту, дать время на размышление, послать на дополнительное обследование и т.д.
С одной стороны, считает В.В. Бойко, по- человечески докторов можно понять: зачем тратить силы и нервы на взаимодействие с проблемной личностью, если за то же время и за те же деньги можно лечить более приятного пациента. С другой стороны, такая ментальностъ полностью перечеркивает миссию оказания помощи тому, кто в ней нуждается. Работая в государственном учреждении, врач не может даже подумать о таком
Попробуй он заявить: «Эту дамочку "с приветом" я лечить не хочу и не буду". Ему сразу напомнят о клятве Гиппократа. Частное медицинское учреждение не освобождает врача от медицинской этики и не выдает индульгенцию в случае отступления от нее
Решение отказать пациенту в предоставлении услуг может быть субъективным.
Ведь врач и сам может быть проблемной личностью. Наши свойства накладывают отпечаток на выбор партнеров и отношения с ними. Иной врач, руководствуясь своими соображениями, так "профильтрует" пациентов, что среди них останутся только восторженные почитатели его таланта или готовые безропотно выкладывать любые суммы за лечение
Еще большую угрозу нравственности и престижу клиники представляет коллективный настрой на фильтрацию пациентов по признаку "желательный - нежелательный". Доктора делятся «технологией отказа": как заметить проблемного пациента как его вежливо отправить за порог, как об этом сообщить другому коллеге, чтобы он "не обжегся". Замечено: когда приток посетителей в клиниках снижается,


120 избирательность врача притупляется — готов взять любого пациента. Если же запись пациентов обеспечена вперед, избирательный подход заостряется.
Как выйти врачам из такой напряженной ситуации, когда личные интересы сталкиваются с медицинской этикой? В конце концов, врач — тоже человек и имеет право позаботиться о своем здоровье.
Во-первых, надо внести решительные коррективы в свой менталитет: принять как должное главный принцип предоставления платных услуг, чем выше класс обслуживания, тем выше степень готовности персонала выполнять любые разумные желания клиента, невзирая на его характер и причуды. Условие одно — пусть платит деньги.
Обоснованность такой позиции доказывает мировой опыт. В шикарных салонах, элитных отелях и медицинских учреждениях делают все возможное для клиента, в том числе, для нестандартного и привередливого. Более того, гордятся этим. Для врача, работающего в платной медицине, указанный принцип может быть сформулирован так: профессионализм доктора тем выше, чем отчетливее выражена его способность находить подход к самым трудным в психологическом плане пациентам.
Во-вторых, следует позаботиться о повышении порога профессиональной коммуникативной толерантности, т.е. уровня терпимости к пациентам, которые чем-то не нравятся и с которыми трудно работать. Надо быстро и безошибочно научиться распознавать проблемных пациентов. Но не для того, чтобы отказать им в обслуживании, а чтобы правильно взаимодействовать с ними — предупредить возможный конфликт, преодолеть его, если он возник, или защитить себя при помощи мер психологического и юридического содержания.
С целью оценки успешности усвоения вышеизложенного материала предлагается решить следующие задания:
Задание №32. Ощущение психологического контакта дает такой элемент невербального общения как:
A) взгляд в глаза
B) жест приветствия
C) поворот корпуса тела и головы в сторону больного
D) кивок головой
E) интонаций голоса

121
Задание №33. Проекция — это:
A) приписывание больным врачу собственных негативных черт
B) проецирование в ситуацию взаимоотношений с врачом наиболее значимых психических травм детского возраста
C) перенос больным на врача прошлого опыта взаимоотношений со значимыми людьми
D) перенос больным на врача детских фантазий и мечтаний
E) перенос врачом на больного прошлого опыта взаимоотношений со значимыми людьми
Задание №34. Пациент, как правило, расценивает «идеального врача» как лицо:
А) одного с ним возраста и пола
В) более младшего возраста и одного с ним пола
С) более старшего возраста и одного с ним пола
D) более младшего возраста и противоположного пола
Е
)
более старшего возраста и противоположного пола
Задание №35. Больная Л., 50 лет, находится в онкологическом центре по поводу злокачественного новообразования правой молочной железы. Сестра пациентки попросила врача проинформировать ее про заболевание. Тактика врача в данном случае:
А) Отказ информирования сестры о заболевании пациентки
В) Информирование сестры о заболевании без согласия пациентки
С) Полное информирование сестры о заболевании пациентки
D) Информирование сестры только с документацией и историей болезни
Е) Информировать родственников об онкологической патологии должен зав.отделением.
Задание №36. Больная В., 49 лет, находится на лечении в гинекологическом отделении после операции экстирпации матки и яичников вследствие фибромиомы.
Состояние больной удовлетворительное. Муж пациентки потребовал от врача подробного описания оперативного вмешательства. Тактика врача в данном случае:
А) Полное информирование мужа после получения согласия на это пациентки
В) Полное информирование мужа без предварительного согласования с пациенткой, т.к. он ее близкий родственник
С) Категорический отказ в даче информации мужу


122
D) Информирование мужа после рассмотрения вопроса на ВКК
Е) Предложить мужу получить разрешение на информацию через суд
Если Вы сомневаетесь в правильности решения или Вас что-то беспокоит, ѐще раз прочитайте данный раздел информации и снова попробуйте решить задания. Только правильное их решение говорит о том, что информация Вами усвоена, и Вы можете переходить к изучению следующего материала.

123
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   28

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
Актуальность темы. Термин «психосоматика» впервые был применен в начале XIX в.
J.Heinroth (1818). Спустя столетие во врачебный лексикон было введено понятие
«психосоматическая медицина». Под понятием «психосоматические» первоначально стали объединять такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, псориаз и др., существенную роль в патогенезе которых играют неблагоприятные психические воздействия.
В современной медицине раздел психосоматики представляют клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования, которые освещают роль стресса в этиопатогенезе соматических заболеваний, связь патохарактерологических и поведенческих особенностей с чувствительностью или устойчивостью к определенным соматическим заболеваниям, зависимость реакции на болезнь (поведения в болезни) от типа личностного склада, влияние некоторых методов лечения (хирургические вмешательства, гемодиализ и т. п.) на психическое состояние.
Отношение к психосоматике как самостоятельной области медицины до сих пор весьма неоднозначно. Однако большинство исследователей многие так называемые
«болезни цивилизации», т.е. те, которые наиболее характерны для нынешней эпохи, считают психосоматическими. Со второй половины XX века в обществе наблюдается значительный рост психосоматических расстройств. По данным различных авторов, частота психосоматических расстройств (ПСР) составляет от 30% до 57% от общего числа пациентов первичной медицинской сети и колеблется в общей популяции населения от 11 до 52%. Такие различия в данных могут быть объяснены использованием различных диагностических критериев соматизации.
Лечение и профилактика ПСР невозможна без реализации целостного подхода к страдающему человеку, преодолевающего традиционную для прежней отечественной медицины дихотомии психического и соматического. Практическое владение навыками выявления психологических факторов риска развития психосоматической патологии является необходимым для профессиональной деятельности современного врача.
Цель обучения (общая).Уметь выявлять психосоматические расстройства и намечать тактику ведения пациента.

124
Конкретные цели: уметь
Цели исходного уровня: уметь
1. Определить основные психосоматические концепции в клинической психологии.
1.Сбирать жалобы, анамнестические данные, проводить физикальное обследование больного, интерпретировать данные инструментального обследования (кафедра пропедевтической и факультетской терапии).
2. Диагностировать и корректировать личностные особенности, предрасполагающие к возникновению психосоматических заболеваний.
2.Проводить исследование характерологических особенностей пациентов (кафедра психологии).
3. Знать психологическую характеристику основных психосоматических заболеваний.
4. Определить основные механизмы психологической защиты.
5. Обосновать тактику ведения больных с психосоматическими заболеваниями.
Для оценки исходного уровня знаний предлагаются следующие задания:
Задание №37. У испытуемого по методике Леонгарда-Шмишека получены следующие результаты в сырых баллах: 1) гипертимность - 5б.; 2) тревожность – 4б.; 3) дистимичность – 2б.; 4)педантичность–3б.; 5)возбудимость - 1б.; 6) эмотивность –
3б.; 7) застревание – 6б.; 8)демонстративность – 5б..; 9) циклотимичность – 3б.; 10) экзальтированность – 4б..
Результаты свидетельствуют о том, что:
А) У испытуемого явная акцентуация по экзальтированному типу
В) У испытуемого явная акцентуация по застревающему типу
С) У испытуемого есть тенденции к акцентуации по застревающему типу
D) У испытуемого есть смешанная тенденция к гипертимной и застревающей акцентуациям
Е) У испытуемого нет признаков акцентуаций


125
Задание №38. У больной И., 15 лет, во время занятий в школе развился приступ удушья, во время которого она испытывала чувство нехватки воздуха, затрудненность выдоха, больная хватала ртом воздух. Во время приступа с окружающими не контактировала.
По мнению матери, причиной приступа могла послужить конфликтная ситуация, возникшая у И. с учителем, на уроке которого и развилась одышка. Сама больная считает, что приступ у нее возник из-за сильного запаха мастики, которой накануне был натерт пол в классе. Из анамнеза известно, что в детстве мать рано перестала кормить больную грудью, с раннего детства у И. отмечался дерматит. Предположительный диагноз - бронхиальная астма. В программу дальнейшего исследования включено проведение аллергических проб на специфические аллергены, определение уровня IgЕ в сыворотке крови, Rо-графия ОГК.
Достаточно обоснован ли предварительный диагноз и достаточен ли объем дополнительных обследований?
А) Предположительный диагноз достаточно обоснован, объем исследований достаточен
В) Диагноз поставлен без достаточных оснований
С) Диагноз и план обследования необоснованны
D) Диагноз поставлен правильно, но исследования назначены в недостаточном объеме
Е) Дополнительные исследования назначены неправильно
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:
1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. К., 1996, стор.76-89.
2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79.
3. Маклаков А.Г. Общая психология . – СПб., 2000, 592с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Граф логической структуры темы «Психосоматические расстройства» предстален на следующей странице.
П
СИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В МЕДИЦИНЕ
.
Представление о тесной взаимосвязи самочувствия человека с его психическим, прежде всего эмоциональным, состоянием является одним из важнейших в современной медицине и медицинской психологии.

126
Граф 5

127
Психосоматический подход сложился в связи с распространением представлений о том, что многие болезни возникают на почве множественных этиологических факторов и предполагает выявление роли и учет психологических феноменов, сопутствующих в той или иной степени формированию любого расстройства. Изучение психологических механизмов и факторов возникновения и течения болезней, поиск связей между характером психического стрессового фактора и поражением определенных органов и систем лежат в основе психосоматического направления в медицине.
Современные представления о биопсихосоциальной концепции болезни, сменившей в 70-е годы биомедицинскую модель, соответствуют положениям, высказанным еще в 40-х годах Р.А. Лурия, который писал о том, что «по существу вся медицина является психосоматической», имея в виду тот факт, что психологические, психосоциальные факторы в большей или меньшей степени включены в этиопатогенез любого заболевания, соматического или нервно-психического, влияя в той или иной мере на ход течения и исход болезни. «Нет только психических и только соматических болезней», - отмечает автор, - «а есть лишь живой процесс в живом организме; его жизненность и состоит в том, что он объединяет в себе и психическую, и соматическую сторону болезни».
Психосоматическая медицина представляет собой современную концепцию, науку о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой.
Она учитывает комплексные соматопсихосоциальные взаимодействия при возникновении, течении и терапии заболеваний.
В последние годы наибольшую популярность приобретает психосоматический подход к любым заболеваниям, охватывающий проблемы внутренней картины здоровья, конверсионных, соматогенных, соматизированных психических и ипохондрических расстройств, реакций личности на болезнь, умирание, смерть, отрыв от семьи, симуляцию, а также искусственно продуцируемые расстройства, в том числе синдромы Мюнхаузена
(симуляция болезней, которые приводят к операции) и ере (искусственное причинение болезни ребенку его собственной матерью) (Исаев Д.Н.,1996).
В настоящее время психосоматическая медицина решает три важные вопроса:
1) вопрос о пусковом механизме патологического процесса и начальной стадии его развития;
2) почему один и тот же сверхсильный психологический фактор у одних людей вызывает яркую эмоциональную реакцию и соответствующий комплекс вегето- висцеральных сдвигов, а у других людей эти сдвиги вообще отсутствуют;
3) почему психическая травма у одних людей вызывает заболевание сердечно-