Файл: Учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛИЧНОСТЬ И БОЛЕЗНЬ. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ.
Актуальность темы: Проблема личности - одна из основных в науке о человеке. Она охватывает исторический, философский, педагогический и т.п. аспекты. В структуре индивидуальности личность занимает высшую ступень иерархической лестницы. В отличие от типов темперамента и черт характера, являющихся практически неизменными параметрами индивидуальности, качества личности могут меняться в течение жизни, что особенно важно в наше сложное, постоянно изменяющееся время.
Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее уникальной системы смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. Личность рассматривается как система черт - относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.
Личность – это индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, возникает в результате культурного и социального развития.
В психологии, как общей, так медицинской, личность является центральным понятием, несмотря на отсутствие единой, всеобъемлющей теории личности. Знания основных концепций личности, их подходов к решению проблемы структурных компонентов личности способствует в чисто практическом аспекте, более полному познанию как "другого", так и самого себя. С точки зрения врача, в качестве "другого" выступает, прежде всего пациент, познание граней личности которого помогает формированию лучшей программы помощи ему.
В настоящее время достигнуты успехи в терапии острых соматических заболеваний, но вместе с тем, в последние десятилетия отмечается повсеместный рост числа затяжных и хронических форм, в патогенезе которых психический компонент имеет огромное значение. Диагностика типов отношения к болезни или, другими словами, внутренней картины болезни, необходимая для построения дифференцированных психотерапевтических, психокоррекционных реабилитационных программ, требует, помимо владения традиционными методами расспроса и


26 обследования больного, ещѐ и навыка работы со специально разработанным психодиагностическим опросником для выявления типов отношения к болезни.
Цель обучения (общая): уметь выявить тип акцентуации личности, уметь выявлять тип отношения больного к своему соматическому заболеванию.
Конкретные цели: уметь
Цели исходного уровня: уметь
1. Уметь использовать в своей деятельности тест-опросник
Леонгарда-Шмишека
1. Проводить исследование темперамента используя методику
(Айзенка ) (курс общей психологии).
2. Уметь использовать опросник для выявления типа отношения к болезни и интерпретировать полученные данные.
2. Уметь собирать анамнестичес кие данные, выявлять жалобы и проводить объективное исследование больного, а также оценивать тяжесть заболевания
(каф.пропедевтической и факультетской терапии).
Для оценки исходного уровня знаний предлагается выполнить следующие задания:
Задание №8. У испытуемого по методике Айзенка по шкале нейротизма показатель 19 б; по шкале экстраверсии - 5 б; по шкале коррекции - 10 б.
Это свидетельствует о том, что определен:
A) Сангвинический темперамент
B) Холерический темперамент
C) Меланхолический темперамент
D) Флегматический темперамент
E) Результат не подлежит интерпретации
Задание №9. Больной Х., 50-ти лет обратился с жалобами на сердцебиение, периодическую боль в предсердечной области, головную боль, преимущественно в затылочной области. Кожные покровы и видимые слизистые обычной окраски, чистые. Над легкими везикулярное дыхание, тоны сердца звучные, акцент второго тона на

27 аорте. Пульс 80 ударов в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень не увеличена.
Стул обычной консистенции. АД - 170/110 мм рт.ст.. В программу дальнейшего обследования, помимо общего обязательного комплекса лабораторных и инструментальных исследований, включены: ЭКГ; ультразвуковое исследование почек; доплерография сосудов шеи; анализ мочи по Аддис-Каковскому.
Предположительный диагноз - артериальная гипертензия.
Достаточно ли обоснован этот диагноз, и достаточен ли объем дополнительных исследований? Варианты ответа:
А) Предположительный диагноз достаточно обоснован, дополнительные исследования не требуются
В) Диагноз поставлен без достаточных оснований
С) Предположительный диагноз и план обследования не обоснованы
D) Предположительный диагноз поставлен правильно, но дополнительные исследования намечены в недостаточном объеме
Е) Дополнительные исследования намечены неправильно
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:
1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. - К., 1996, стор.76-89.
2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. - М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000, 592с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: "ЛИЧНОСТЬ ".(1)
Структура личности
Индивидуальные свойства ВНД
Социально обусловленные особенности поведения
Динамическая характеристика индивидуальности
(темперамент)
Содержательная характеристика способов реагирования
(характер)


28
ГРАФ 2

29
Под индивидуальностью понимается неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека. Ядром психической индивидуальности считается темперамент (биологическая составляющая психической индивидуальности). На его основе формируется характер (психологическая составляющая).
Темперамент - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма и интенсивности психических процессов.
Характер - совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипами поведения, стиля мышления, привычек, манеры взаимоотношения с окружающими.
Гармоническая личность - индивид, который в процессе социализации, осознанно сформировался как человек, обладающий ответственностью за собственную судьбу и совершаемые поступки, руководствуется в своей жизни нравственными законами.
В курсе клинической психологии будущему врачу необходимо подробнее ознакомиться с понятием «акцентуации личности» (характера), которыми обозначаются крайние варианты психической нормы. Акцентуации личности — пограничное состояние между нормальной (гармоничной) личностью и патологической (психопатической).
Понятие «акцентуированная личность» было предложено профессором Берлинского университета К.Леонгардом(1964) для обозначения людей с чрезмерно усиленными
(акцентуированными) свойствами характера и темперамента, не выходящими однако за рамки нормы. Отечественный психиатр профессор А.Е.Личкоразработал систематику акцентуаций характера у подростков, так как считал, что данное понятие более применимо к подростковому и юношескому возрасту, когда личность еще не вполне оформилась. В клинической практике понятие «акцентуация характера» используется и применительно к более старшим возрастным группам, наряду с понятием «акцентуация личности».
При акцентуациях характера признаки, характерные для психопатий, отсутствуют или же могут иметь место лишь отдельные из них. Главное — акцентуация характера не приводит к явному нарушению социальнойадаптации или, если таковая наблюдается, то она бывает временной и непродолжительной. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Если при психопатиях при любых психических травмах, в самых разнообразных сложных для личности ситуациях, а иногда и без видимой причины может происходить декомпенсация в виде острых аффективных и психопатических реакций и связанная с нею социальная дезадаптация, то


30 в случаях акцентуаций личности нарушения возникают только при определенного рода психических травмах.
Характер и содержание психических травм или трудных для личности ситуаций является патогенным лишь в случаях, когда они задевают «места наименьшего сопротивления» данного типа характера, являются как бы «ключом к замку», по определению Э.Кречмера). Другие трудности и потрясения, не задевающие наиболее уязвимых сторон характера конкретной личности, могут не приводить к каким-либо заметным нарушениям. Для каждого типа акцентуации имеются свойственные ему
«уязвимые места».
Систематика акцентуаций характера по А.Е.Личко (1985):
1. Гипертимный тип акцентуации характеризуется неугомонностью, подвижностью, общительностью, склонностью к озорству, неусидчивостью, приподнятым настроением.
Стремление к активной деятельности сочетается с легкомыслием и недисциплинированностью. Подросткам данного типа свойственна переоценка своих способностей. У них обычно рано пробуждается сексуальное влечение, интерес к наркотикам и алкоголю. Имеет место стремление к компаниям, подчас асоциальным, конформность в поведении.
2.Для лабильного типа характерна крайняя неустойчивость настроения, меняющегося по ничтожным поводам. Это люди настроения, сиюминутного каприза, чуткие к знакам внимания, чрезмерно зависимые от близких.
3.Циклоидному типу свойственна склонность к колебаниям настроения: периоды подъема, проявляющиеся активностью, шутливостью, алкоголизациями (до 1—2 недель) чередуются с субдепрессиями, во время которых тяжело переносятся даже мелкие неприятности. Появляются вялость, скука, разбитость, стремление к одиночеству. Могут возникать суицидальные мысли.
4. Лабильный циклоид во многом близок к лабильному типу, но в данном случае реактивность не носит столь выраженного характера - настроение не меняется по незначительным причинам. От настоящего циклоида отличается значительно более короткими фазами — несколько «хороших дней» сменяются несколькими «плохими днями». Смена настроения обычно вызвана соответствующими событиями.
5.Психастенический тип выражается в повышенной склонности к самоанализу и самобичеванию, робости, тревожной мнительности,
«умственной жвачке», нерешительности, моторной неловкости. В поведении подчеркнуто вежливы и педантичны, стремятся к соблюдению дисциплины.


31
6.Шизоидному типу свойственны «раздвоенность» в чувствах и поступках. Внешняя отгороженность, замкнутость нередко сочетаются со склонностью к вычурным фантазиям, символике, непродуктивному увлечению глобальными проблемами бытия.
Эмоциональная холодность, отсутствие способности к сопереживанию создают трудности в межличностных отношениях. В качестве коммуникативного допинга шизоиды иногда используют алкоголь. У них часто обнаруживаются неуклюжесть и вычурность в психомоторной сфере.
7.Для эпилептоидного типа акцентуации характерны злобность, гневливость и жестокость, уживающиеся с бережливостью, аккуратностью и педантизмом.
Взаимоотношения с партнерами отличаются повышенной ревнивостью, стремлением к властвованию, садомазохистическими наклонностями. Алкогольное опьянение усиливает склонность к агрессии и может сопровождаться беспамятством.
8.Сенситивный тип отличается впечатлительностью, тягой к интеллектуально- эстетическим увлечениям. Из-за повышенной робости и застенчивости, иногда из чувства собственной неполноценности такие личности стараются избегать шумных компаний, малознакомых людей. В качестве компенсации своей неуверенности могут «надевать на себя маску развязности». Возможны аффективные вспышки в ответ на грубость окружающих.
9.Астеноневротический
тип проявляется капризностью, раздражительностью, повышенной утомляемостью, плохим сном и аппетитом, склонностью к опасениям и навязчивостям, ипохондричностью.
10.Неустойчивый
тип
отличается безволием, легкой подчиняемостью, безынициативностью. Этим лицам свойственны стремление к получению удовольствий, жажда развлечений и тяга к праздности, в связи с чем они часто попадают в сомнительные компании, склонны к мелким правонарушениям, азартным играм.
11.Конформный тип акцентуации характеризуется «растворением» личности в окружающих. Эти лица «мимикрируют» под любое окружение. Поэтому, попав в благополучный микросоциальный коллектив, они могут стать неплохими исполнительными работниками, а в ином случае нарушают нормы поведения, «за компанию» начинают употреблять алкоголь, наркотики, легко встают на криминальный путь.
12.Истероидный тип отличается эгоцентризмом, стремлением во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Такие люди любят выслушивать похвалу в свой адрес и не терпят претензий. Они часто претендуют на роль лидера. Однако чувства их неглубоки, воля ослаблена, авторитет невысок, тем более, что они склонны к неумеренному