Файл: Учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

42 1. Гармоничный (Г). Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без склоности видеть всѐ в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всѐм активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе - сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.
2. Эргопатический (Р). "Уход от болезни в работу". Даже при тяжести болезни и страдания-стремление, несмотря на это, продолжать работу.
Характерна сверхответственность, одержимое, стеничное отношение к работе, в ряде случаев выражено ещѐ в большей степени, чем до болезни. Избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное стремлением во что бы то ни стало сохранять профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности.
3. Анозогнозический (З). Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных еѐ последствиях. Отрицание очевидного. Приписывание проявлений болезни случайным обстоятельствам или другим несерьѐзным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание обойтись "своими средствами". При эйфорическом варианте этого типа - необоснованно повышенное настроение. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что "само всѐ обойдѐтся". Желание продолжать получать от жизни всѐ, несмотря на болезнь. Лѐгкость нарушений режима, пагубно сказывающихся на течении болезни.
4. Тревожный (Т). Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни и методах лечения, поиск "авторитетов". В отличие от ипохондрического типа в большей степени выражен интерес к объективным данным о болезни (результат анализов, заключение специалистов), чем фиксация на субъективных ощущениях.
Поэтому - предпочтение слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение тревожное, угнетѐнность - вследствие этой тревоги. При обсессивно - фобическом варианте этого типа - тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач в лечении, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.


43 5. Ипохондрический (И). Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требование тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.
6. Неврастенический (Н). Поведение по типу "раздражительной слабости". Вспышка раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения.
Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем - раскаяние за беспокойство и несдержанность.
7. Меланхолический (М). Удручѐнность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на всѐ вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.
8. Апатический (А). Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волновало.
9. Сенситивный (С). Чрезмерная озабоченность о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни.
Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные слухи о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.
10. Эгоцентрический (Я). " Уход в болезнь". Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы - все должны забыть и бросить всѐ и заботиться только о больном. Разговоры окружающих переводятся на "себя". Другие люди, также требующие внимания и заботы, рассматриваются только как "конкуренты", отношение к ним - неприязненное. Постоянное желание показать другим своѐ особое положение, свою исключительность в отношении болезни.
11. Паронояльный (П). Уверенность, что болезнь - результат чьего-то злого умысла.
Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.


44 12. Дисфорический (Д). Доминирует мрачно-озлоблѐнное настроение, постоянный угрюмый вид. Зависть и ненависть к здоровым. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Деспотическое отношение к близким - требование во всѐм угождать.
Для диагностики типа отношения к болезни применяется методика, разработанная научно-исследовательским психо-неврологическим институтом им.В.М.Бехтерева, текст которой представлен в Приложении2..
С целью оценки успешности усвоения вышеизложенного материала предлагается решить следующие задания:
Задание №10. Испытуемый Х. 16 лет, в беседе производит впечатление очень общительного, легко находящего доверительный контакт с собеседником, многословен, чрезмерно разговорчив, нередко перескакивает с одной темы на другую. Как правило, находится в хорошем настроении. При более глубоком контакте оказывается достаточно поверхностным в своих знаниях, трудно переносит необходимость заниматься монотонной деятельностью. У испытуемого можно предположить наличие акцентуации по:
A) Возбудимому типу
B) Эмотивному типу
C) Экзальтированному типу
D) Гипертимному типу
E) Циклотимному типу
Задание №11. Испытуемая Б., 17 лет, склонна к лидерству в компании, жива, подвижна, легко устанавливает контакты, любит демонстрировать свои музыкальные способности, активно участвует в работе самодеятельной драматической студии, в рассказах о своих достижениях склонна к фантазированию, с невинным лицом рассказывает о совершенно нереальных событиях, якобы имевших место в ее жизни. У Б. можно предположить акцентуацию по:
A) Демонстративному типу
B) Эмотивному типу
C) Экзальтированному типу
D) Гипертимному типу
E) Возбудимому типу

45
Задание № 12. Больной В., страдающий хронической почечной недостаточностью и находящийся на лечении в отделении экстракорпорального гемодиализа, нарушает питьевой режим, заявляя, что это на его состояние не влияет. Употребляет домашние спиртовые настойки, ссылаясь на то, что "его дед пил и до 90 лет дожил". Между сеансами гемодиализа занимается тяжелой физической работой по дому.
Тип отношения к болезни у В.:
А) Анозогностический
В) Сенситивный
С) Гармонический
D) Эгоцентрический
Е) Дисфорический.
Задание № 13. У больного П., 36-ти лет, страдающего хроническим гастритом, которому назначено эндоскопическое исследование, высказывает опасение, что при зондировании часть эндоскопа может остаться в желудке. Настаивает на том, чтобы его направили на консультацию к известному зарубежному специалисту, о приезде которого в страну узнал из передачи. Тревога перед исследованием несколько уменьшилась после того, как ему навстречу попалась уборщица с полным ведром. У больного:
А) Тревожный тип отношения к болезни
В) Ипохондрический
С) Меланхолический
D) Паранойяльный
Е) Сензитивный
Если Вы сомневаетесь в правильности решения или Вас что-то беспокоит, ѐще раз прочитайте данный раздел информации и снова попробуйте решить задания. Только правильное их решение говорит о том, что информация Вами усвоена, и Вы можете переходить к изучению следующего материала.


46
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И БОЛЕЗНЬ
Актуальность темы: Роль психики больного в успешном проведении лечебно- диагностических мероприятий неоценима. Психическое состояние человека зачастую обусловливает особенности течения заболевания, определяет прогноз и успех лечебных воздействий. Правильный подход врача к пациенту, основанный на знании его индивидуально-психологических качеств, а также особенностей протекания его психической деятельности во время заболевания является гарантией правильного распознавания и понимания динамики болезненного процесса. Влияние врача на больного в процессе лечения, его высказывания и внушения могут коренным образом видоизменить картину болезни и в значительной мере изменить ее течение. Этим определена актуальность изучения данной проблемы.
Цель обучения (общая): Уметь исследовать психическое состояние больного с использованием методов медицинской психологии и оценивать влияние болезни на психические процессы.
Конкретные цели – уметь:
Цели исходного уровня:
1.Определять влияние болезни на ощущения, восприятие, внимание, эмоционально-волевую сферу;
1. Собирать анамнестические данные, выявлять жалобы, проводить объективное принципам медицинской этики и деонтологии (каф. пропедевт. Тер)
2.Оценивать во время беседы особенност и познавательных психических процессов, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы;
3.Оценивать влияние особенностей интеллекта и нарушенной речи на лечебно- диагностический процесс
4. Определять влияние болезни на формирование нозогений;
5. Оценивать во время беседы состояние сознания и самосознания с учетом знания их уровневой структуры и критериев ненарушенного сознания;
6. Исследовать психические процессы с использованием психологических методик;

47
Для оценки исходного уровня знаний предлагаются следующие задания:
Задание №14. Больная 21 г., предъявляет жалобы на ноющие боли внизу живота и в поясничной области, общую слабость, болезненное мочеиспускание. Объективно: гиперстенического телосложения, кожные покровы чистые, обычной окраски, периферические лимфоузлы не увеличены, Т тела 36,9 ºС. Над легкими дыхание везикулярное, хрипов нет. Деятельность сердца ритмичная, шумовой мелодии не определяется. АД 130/80 мм рт.ст., пульс 75 уд./мин. Живот мягкий, умеренно болезненный в нижних отделах. Отрезки кишечника обычных пальпаторных свойств.
Печень у края реберной дуги, безболезненная. Симптом Пастернацкого слабо положительный с обеих сторон. Какие дополнительные методы обследования необходимо провести больной для установления диагноза?
A) Общий анализ крови, биохимический анализ крови, цистоскопия
B) Общий анализ крови и мочи, внутривенная урография
C) Общий анализ крови и мочи, определение креатинина и мочевины крови
D) Общий анализ мочи, анализ мочи по Земницкому, КТ почек
E) Общий анализ крови, мочи, биохимический анализ крови, УЗИ органов малого таза и забрюшинного пространства
Задание №15. Больной 23 лет предъявляет жалобы на головную боль, головокружение, тошноту, возникшие сразу после перенесенной черепно-мозговой травмы. Врач-терапевт во время объективного обследования не выявил патологии со стороны внутренних органов. АД 110/50 мм рт.ст., пульс 93 уд./мин. Врач назначил сдачу анализов крови и мочи, предположил диагноз: сотрясение головного мозга – и назначил соответствующее лечение. Достаточно ли данных для постановки диагноза в данном случае?
A) Недостаточно. Необходимо провести рентгенографию черепа и назначить консультацию невропатолога в плановом порядке
B) Достаточно
C) Недостаточно. Необходимо провести УЗИ внутренних органов и исследовать внутричерепное давление
D) Недостаточно. Необходимы консультации невропатолога, травматолога и снятие
ЭЭГ головного мозга