Файл: Учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 237

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

37 чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
9. Э м о т и в н ы й т и п. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурные. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, со радование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не "выплескиваются" наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
10. Ц и к л о т и м н ы й т и п. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные - подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессоница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию; не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившееся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. "Плохие" дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.


38
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Л
ИЧНОСТЬ И БОЛЕЗНЬ
.
В
НУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ
.
(ВКБ)
Основными факторами, действующими на личность в ситуации подострой или хронической болезни, являются:
- непосредственное воздействие болезни (биологические, физико-химические, соматические изменения), которое приводит к возникновению различных новых неприятных и мучительных переживаний в виде боли, более или менее выраженной слабости, повышенной утомляемости, в некоторых случаях – в нарушениях локомоторной функции и т.д.;
- интрапсихические конфликты, или, другими словами, противоречия между разнонаправленными тенденциями внутри личности, которые обостряются или заново возникают, когда человек заболевает; иногда они существенно ухудшают прогноз основного заболевания и искажают отношение к болезни: например, довольно часто люди, перенесшие тяжелые ишемические атаки, будучи до болезни деятельными, стараются искусственно ограничивать свою активность, что приводит к перевозбуждению симпатического отдела вегетативной нервной системы и вызывает усиление тревожности и другие аффективные нарушения;
- социально-психологические факторы болезни: "болезнь как роль", вторичные преимущества от болезни (рентные установки, снижение прессинга межличностных отношений на больного, утрата или ограничение связей с близким и более дальним окружением, лечение как социальный процесс (взаимодействие с медицинским персоналом и другими больными).
Личностные механизмы формирования ВКБ.
Реагируя на воздействие описанных выше групп факторов, личность болеющего человека использует ряд механизмов:
- чувственный (неприятные ощущения, боль, утрата или затруднение физиологических функций, являющиеся содержанием жалоб соматического характера, которые создают тот или иной чувственный образ болезни; некоторые из них запечатлелись в образных старых названиях болезней – грудная жаба, рак, сухотка, чахотка). Этот механизм формирует сенсорную сферу ВКБ;
- эмоциональный (аффективные реакции в виде страха, тревоги, подавленности, агрессивности и др. на фоне болезни). Этот механизм формирует эмоциональную сферу
ВКБ;
- интрапсихической переработки (защитные механизмы - вытеснение, регресс, гиперкомпенсация, рационализация и др.);

39
- поведенческий (в силу наличия характерологических особенностей, формирующихся в ходе семейного воспитания, принадлежности к той или иной культуральной сообщности пациенты по разному «исполняют» разные социальные роли, в том числе и роль «человека болеющего»). Формирует волевую сферу ВКБ ;
- интеллектуальный (представление о болезни, норме и лечении на основании знаний, собственного опыта; степень адекватности рассудочной концепции болезни при этом зависит не столько от формального уровня образования, сколько от личного опыта).
Формирует рациональную сферу ВКБ.
Выделяют три основных вида внутренней картины болезни:
1) нормонозогностический (гармоничный, с адекватной субъективной оценкой болезни);
2) гипонозогностический - недооценка (вплоть до отрицания самого факта болезни – анозогностический вариант) серьѐзности состояния;
3) гипернозогностический - с переоценкой степени тяжести заболевания и его последствий.
На формирование внутренней картины заболевания, помимо доболезненных личностных характеристик, большое влияние оказывают такие характеристики самой болезни, как тип течения, тяжесть проявлений, прогноз. При подостром и хроническом течении формирующееся отношение к болезни становится более многоаспектным и разработанным; оно включает в себя не только тот или иной эмоционально-чувственный образ болезни, но и определенный стиль исполнения социальной роли «человека болеющего», опирающегося как на семейные, так и культуральные традиции, а также интеллектуально-информационную модель (концепцию) болезни.
Волевая (поведенческая) сфера внутренней картины болезни включает в себя различные социально-психологические стереотипы, имеющие как гендерные истоки
(например: «настоящий мужчина должен уметь терпеть любую боль»), так и национальные традиции («джентльмен никого не отягощает своими проблемами»).
Поведение больного также, в значительной степени, зависит от обстоятельств его жизни: одинокие больные в своем поведении отличаются от имеющих семью, большое значение имеет уровень материального благополучия, социальной защищенности, востребованности обществом пациента как личности.
Интеллектуально-информационная (рациональная) сфера внутренней картины болезни безусловно зависит от общего интеллектуального уровня пациента, его образовательного ценза, степени охваченности санитарно-просветительской информацией. Следует отметить, что в настоящее время существует большой риск


40 возникновения зависимости даже у достаточно образованных пациентов от различных ненаучных (псевдонаучных), нередко откровенно шарлатанских идей относительно происхождения и, соответственно, профилактики и лечения часто встречающихся заболеваний. Увлеченность «альтернативной медициной» нередко приводит к хронизации патологии, а, иногда, и к фатальной потере времени для оптимального начала научно обоснованного лечения. Формированию неадекватной интеллектуальной концепции болезни, прогностических ожиданий, способов лечения способствует, наряду с вышеперечисленными причинами, и отсутствие адекватного собственного опыта перенесения болезни, пребывания в атмосфере лечебного учреждения, общения с другими больными, медиками.
К разновидностям гипернозогностического варианта отношения к болезни
(внутренней картины болезни) можно отнести нозофильное и утилитарное.
Нозофильное отношение связано с появлением во время болезни ощущений уюта, покоя, отдохновения; больного избавляют от выполнения его обычных обязанностей; дети, например, не ходят в школу и могут играться, смотреть телевизор, а взрослые – заняться своим хобби, чтением. В семье болеющему уделяется больше внимания, все относятся к нему с большей заботой, участием.
Утилитарное отношение можно рассматривать как максимально выраженную степень нозофильного. Оно имеет троякую мотивацию: а) получение симпатии, привлечение к себе большего внимания медиков; б) поиск выхода из неприятных ситуаций, таких, например, как заключение, военная служба, нелюбимая работа, необходимость выплачивать алименты; в) получение материальной пользы: пенсии, дополнительный отпуск, приобретение возможности в свободное время извлекать дополнительные экономические выгоды. Утилитарное отношение к болезни может быть более или менее преднамеренным. Основанием его служит более или менее серьезное заболевание, но иногда оно искусственно создается в отсутствие реальной патологии.
Утилитарное отношение к болезни реализуется в виде различных форм поведения больного – аггравации, симуляции и диссимуляции, госпитализма.
Аггравация – это преувеличение тяжести своего состояния, симптомов болезни.
Такое преувеличение иногда бывает сознательным, преднамеренным, а в других случаях обусловлено более глубокими эмоциональными причинами (страх, неуверенность, чувство одиночества, подозрение, что врач не верит больному). Возможны в различных пропорциях сочетания осознанных и неосознанных причин аггравации.
Симуляция – это попытки изобразить те или иные симптомы болезни, произвести впечатление больного человека. Симуляция встречается реже, чем аггравация. Как


41 правило, симулируют очень примитивные личности, но иногда это бывают и весьма опытные, авантюристичные и безответственные субъекты.
Диссимуляция – поведение, направленное на сокрытие факта болезни или ее симптомов. Чаще всего она отмечается в психиатрической практике у психотических больных. Встречаются также случаи, когда больные опасаясь возможного выявления у себя какой-либо серьезной патологии, скрывают те или иные симптомы, не предъявляют жалоб при опросе, избегают профосмотров.
Госпитализм проявляется в развитии у пациента зависимости от лечения в стационаре. как правило, он возникает при неоправданно длительном пребывании в стенах отделения. Пациенты постепенно отучиваются решать свои самые элементарные житейские проблемы. Происходит так называемое «обучение искусственной беспомощности». В рамках таких нозофильных установок больные настаивают на госпитализации при возникновении любых бытовых неурядиц, семейных проблем, всячески преувеличивая и подчеркивая свое нездоровье при отсутствии объективных признаков ухудшения их состояния.
Не вызывает сомнения необходимость коррекции неадекватных типов отношения к болезни. Ее успешное осуществление должно всегда базироваться на глубоком изучении и понимание личностных особенностей пациента, всестороннем «вчувствовании» в его конкретную жизненную ситуацию. Наиболее профессионально подготовленными для проведения такой диагностической работы являются специалисты, получившие психологическое образование и обязанные владеть навыками применения экспериментально-психологических методик, личностных опросников, проективных методик. Дефицит такого рода очевиден в отечественной медицине на протяжении многих десятилетий. Неизбежно выступающий в роли стихийного психолога врач-практик чаще всего опирается в своих суждениях на собственный опыт, интуицию, свои эмпатические способности (способность к сопереживанию). С целью приближения характера оценки отношения пациента к своей болезни к профессиональному его пониманию практикующими врачами психологами Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им.
В.М.Бехтерева была разработана психодиагностическая методика, моделирующая работу квалифицированного психолога, но технически доступная для выполнения любому врачу, не имеющему специальной подготовки.
На основании клинико-психологического анализа отношений к болезни описано 12 типов отношения к болезни (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов, 1980, 1983)