Файл: Вопрос Менеджмент как наука, как искусство, как вид управленческой деятельности. Менеджмент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Явное и неявное принуждение
Когда важна скорость выполнения реорганизации, и как крайний случай, применяется принуждение. Проводимые изменения в этом случае более важны, чем интересы персонала. Такие решения приводят к драматическим последствиям: увольнения, перевод на другую работу и не проведение предполагавшегося повышения по службе.
Вопрос 39.
Контроль, как функция менеджмента: виды и методы контроля в организации.
В менеджменте контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.
Основные виды контроля для менеджмента
• предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);
• текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь;
• заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.
Методы контроля - способы проверки состояния дел, определения эффективности хода работы, выполнения решений, соблюдения требований законодательства, норм морали. Инспекция, ревизия производственной и хозяйственной деятельности, комплексная проверка, выборочная проверка, устный или письменный отчет, заслушивание доклада, опрос общественного мнения, контрольные записи в журнале, взаимный контроль. Осуществляя эти мероприятия, руководитель реализует функцию контроля. В зависимости от уровня управления, контролируемой сферы деятельности, методы будут различаться, но по сути, контроль - это вариант обратной связи в сложной системе.
Вопрос 40.
Возможности использования зарубежного опыта для совершенствования управления
В настоящее время ведущими экономистами и политиками активно дискутируются возможности развития экономики России по принципу одной из западных «моделей» - японской или американской. До сих пор ведутся жаркие споры и дебаты по поводу выбора «правильной» модели управления.
Принципиальным отличием двух названных моделей менеджмента есть то, что японская, построенная на коллективизме, а американская – на индивидуализме и конкуренции между людьми.
Таблица 1. Зарубежные модели управления организацией
Американская модель | Японская модель |
1. Найм работников на относительно короткое время | 1. Пожизненный найм работников |
2. Индивидуальное принятие решений | 2. Коллективное принятие решений |
3. Индивидуальная ответственность | 3. Коллективная ответственность |
4. Быстрое развитие и продвижение | 4. Медленное развитие и продвижение |
5. Механизмы явного, точного контроля | 5. Механизмы косвенного контроля |
6. Создание условий для специализированной карьеры работников (по вертикали) | 6. Создание условий для неспециализированной карьеры работников (диверсифицированный подход) |
7. Избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как таковому | 7. Холистический (целостный) подход к работнику как личности |
Американский опыт управления в России принимают без особой радости, но с особой необходимостью, так как своею концепцию управления наша страна еще не сумела выработать, а концепция капитализма нам еще нова и не совсем понятна. Нашей стране что куда больше подходят японский методы управления не только персоналом, но и организацией в целом.
Японский менеджмент сейчас завоевывает популярность не только в странах Азии, но и на западе, а еще чаще его методы и концепции используют в США. Это выражается тем, что японская система дает возможность наиболее полно использовать знания и навыки персонала для достижения целей организации. Таким образом, России достается японский опыт уже прошедший адаптацию на Западе.
Для наиболее эффективного управления российскими предприятиями целесообразным представляется использовать лучшие достижения как западного, так и японского менеджмента на основе их оптимального сочетания. Это связано с тем, что:
1. Россия находится на стыке цивилизаций, поэтому она может воспринять наиболее рациональные черты и западной и восточной культур управления.
2. В общественном сознании населения Японии и России в настоящее время осуществляется переход от коллективных ценностей к индивидуальным.
3. Японский стиль управления активно изучается, адаптируется и заимствуется, находя применение в деятельности многих компаний за пределами Японии, особенно в промышленно развитых странах, таких как США и страны Западной Европы.