Файл: Вопрос Менеджмент как наука, как искусство, как вид управленческой деятельности. Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. С конца XVIII по XX век было распространенное мнение, что люди всегда будут работать лучше, если у них есть возможность заработать больше. Считалось, таким образом, что мотивация – это простой вопрос, который сводится к предложению предоставления соответствующих денежных вознаграждений в обмен на усилие.

Функция контроля состоит в наблюдении за происходящими процессами в управляемом объекте, сопоставлении реально достигаемых результатов с запланированными и выявлении отклонений. Эта функция наиболее тесно связана с функцией планирования, поскольку контролирует движение организации к поставленным целям. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Контроль — комплексная функция, включающая учет, оценку и анализ.

Функция координация – это центральная функция менеджмента. Она обеспечивает достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организация, мотивации и контроля), а также действие руководителей.

Сущность функционального подхода к управлению.

Функциональный подход к управлению основан на использовании различных типов организационной структуры предприятия, как правило, иерархической. В этом случае организация и управление деятельностью осуществляется по структурным элементам (бюро, отделам, департаментам, цехам и т.п.), а их взаимодействие – через должностных лиц (начальников отделов, департаментов и цехов) и структурные подразделения более высокого уровня.

Основная цель управления функциями – контроль над исполнительской дисциплиной сотрудников в соответствии с выполняемыми ими функциями.


Вопрос 4.

Ключевые элементы целеполагания: видение, миссия, цели, задачи организации


В стратегическом менеджменте целевые ориентиры выражаются такими терминами, как видение, миссия, стратегические цели и стратегии.

Видение и миссия – это идеалы организации, основа философии ее организационной культуры. Стратегическая цель и стратегия – это управленческие инструменты, позволяющие перевести идеалы на язык практических действий.





Видение позволяет клиентам, партнерам, контрагентам оценить намерения компания на рынке и предсказать перспективы развития взаимоотношений, а также используется для мотивации работников. Стратегическое видение разрабатывается, как правило, на срок более пяти лет. Оно может быть сформулировано с помощью ответов на следующие вопросы:

  • Какое положение организация стремится занять на рынке и в экономике?

  • Какие направления бизнеса будут основные?

  • Какой будет структура управления?

  • Какая методы, стиль управления и система мотивации будут использоваться к персоналу?


Миссия – это краткое или многостраничное программное заявление руководства организации, в котором отражаются все аспекты согласования интересов различных групп и основные характеристики организации. В широком понимании, миссия – смысл существования организации. В узком понимании, миссия – это письменно сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация. Она представляет собой наиболее постоянную часть стратегического плана. В ходе осуществления стратегического управления могут корректироваться стратегические задачи, цели и сами стратегии, но миссия, как правило, остается неизменной. С развитием деятельности компании она будет становиться все более содержательной и ёмкой.

Формулировка миссии должна содержать описание трех элементов.

  1. Потребности покупателя: ЧТО надо удовлетворять?

  2. Группы покупателей: КТО будет объектом обслуживания?

  3. Действия, технология и знания: КАК компания создает и распространяет потребительскую ценность и удовлетворяет потребности своих клиентов?


Видение и миссия являются основой определения стратегических или долгосрочных целей организации.

Стратегическая цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится достичь компания в будущем, обычно выраженный количественными или качественными показателями деятельности организации. Например, одной из стратегических целей холдинга «РЖД» является «Реализовать проекты развития скоростных и высокоскоростных перевозок, обеспечить перевозку с новым уровнем скоростей до 20% (в структуре пассажирооборота) к 2030 году…».


Для правильного формулирования стратегических целей организации можно использовать инструмент SMART (в переводе с англ. «умный», «хороший»), который состоит из пяти правил:

specific (конкретные)

цели должны быть ясными и точными, не допускающими места для их неправильного толкования участниками их достижения. В формулировках цели рекомендуется избегать общих фраз, таких как «максимизировать прибыль», «снизить затраты», «увеличить продажи»;


measurable (измеримые)

цели обязательно должны иметь количественное выражение. Если цель нельзя измерить, то это свидетельствует о неверно сформулированной или даже о ложной цели;


achievable (согласованные, достижимые)

каждая цель внутри организации должна соответствовать цели более высокого уровня, а также быть посильной, в пределах возможностей персонала. Так показатели прибыли должны соответствовать показателям рыночной позиции фирмы (определенному росту продаж), а последние, в свою очередь, должны быть увязаны с ресурсными целями и т.д. Недопустимы противоречия между целями подразделений, уровней. Разные цели должны дополнять друг друга и работать друг на друга;


related (достижимые, реальные)

цели должны соотноситься со стратегией компании, хозяйственными целями, интересами исполнителя. Собственники бизнеса, персонал, инвесторы должны иметь одно общее представление о стратегических целях компании. Если цели слишком легкие или недостижимы, то страдает мотивация сотрудников.


time-bound (определенные)

цели должны быть определенные во времени по срокам ее достижения. Если цель не определена во времени, то это то же самое, что ее отсутствие.





Вопрос 5.

Особенности теоретических взглядов представителей поведенческой школы менеджмента.

В основу школы поведенческих наук легли идеи школы человеческих отношений. Совершенствование методов исследований в области социологии и психологии позволило изучение поведения человека в процессе труда поставить на научную основу. Основой поведенческого подхода к управлению являются различные аспекты социального взаимодействия, что привело к развитию теории и методов формирования коллектива как особой социальной общности и межличностных отношений внутри организации. Особое значение придается стилю управления и его влиянию на производительность и удовлетворенность работников своим трудом. Главные задачи менеджмента основоположники этой школы видят в организации управления персоналом, используя факторы коммуникации, мотивации, лидерства, а также поддержания отношения к персоналу как к активным человеческим ресурсам. То есть они стремятся к повышению эффективности деятельности предприятия за счет повышения эффективности человеческого ресурса. Школа поведенческих наук сосредоточила свое внимание, прежде всего, на методах налаживания межличностных отношений. Этот подход стремится в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Основной целью школы поведенческих наук было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов, полного использования потенциала каждого работника.

_______________________________________________________________________________________

Основные положения: менеджеры должны смотреть на рабочих не только с точки зрения экономических интересов, но и сточки зрения общественного поощрения, включая оказания помощи во всех направлениях и возможностях в организации.

Огромный вклад внёс А. Маслоу.Пирамида Маслоу.

Основным выводом является то, что задача менеджеров должна исходить из создания условий, при которых работник должен достигать своих целей.

_______________________________________________________________________________________

Поведенческая школа менеджмента сформировалась в конце 40-х – начале 50-х годов на базе исследований психологии и социологии применительно к поведению человека на рабочем месте. Этот термин произошел от английского «бихивиор», что в буквальном переводе означает «поведение».


Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Преподаватель Северо-западного университета в Чикаго Вальтер Дилл Скотт выступал за учет менеджерами в практике не только экономических, но и социальных интересов рабочих, в частности за общественное признание заслуг, воспитание коллекти­визма и т.д.

Известный теоретик менеджмента Мари Паркер Фоллетт (1868 1933) считала, что для успешного управления менеджер должен от­казаться от администрирования, постараться стать лидером, добиться призна­ния своего неформального авторитета среди рабочих. Фоллетт не оставила чет­ко сформулированной концепции, но она часто выступала с докладами и стать­ями. Ею было высказано много ценных мыслей, способствовавших развитию нового направления в менеджменте. Именно Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспече­ние выполнения работы с помощью других лиц». Это непосредственно связано с делегированием, которое означает передачу задач и полномочий работнику, который принимает на себя ответственность за их выполнение. Руководитель не может выполнять все функции, закрепленные за руководимым им подразде­лением. Поэтому он часть работы оставляет за собой, а остальную часть рас­пределяет между сотрудниками своего подразделения. Задачей руководителя, как заметила Фоллетт, является умение «добиться выполнения работы други­ми». Поэтому можно считать, что делегирование представляет собой акт, кото­рый превращает человека, возглавляющего какое-либо подразделение, в под­линного руководителя.