Файл: Основные сведения из гидравлики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Собранную муфту заполняют маслом до уровня уплотнений. Во время работы зубчатые зацепления находятся в масляной ванне.



Пальцевые муфты (рис. 104) относят к типу упруго-демпфирующих соединений, допускающих небольшие продольные, поперечные и- угловые смещения од­ного вала относительно другого и обеспечивающих смягчение толчков и крутильных колебаний, а также неко­торую компенсацию монтажных не­точностей и биений соединяемых ва­лов.

Упругими элементами пальцевой муфты, через которые осуществляется связь между полумуфтами / и 5, слу­жат резиновые кольца 4. Резиновые кольца размещены на стальных паль­цах 3, укрепленных в полумуфте 1. Жесткость резиновых колец на каж­дом пальце можно регулировать из­менением толщины стальных колец 2.

Полумуфты изготовляют из чугунного или стального литья, а также из стальных поковок. Полумуфты крепятся на валах обыч­но легкой прессовкой или глухой посадкой на призматических шпонках или шлицах.

Кроме зубчатых и пальцевых соединительных муфт применяют также кулачковые и фрикционные. С помощью кулачковых муфт осуществляется постоянное соединение валов. Фрикци­онные муфты позволяют проводить плавное безударное сое­динение и разъединение валов привода и компрессора на ходу. Включение и выключение фрикционных муфт может быть ручным и автоматическим.

Ременные передачи применяют на параллельных ва­лах в тех случаях, когда надо изменить частоту вращения, крутя­щий момент и направление вращения. В приводах насосных и ком­прессорных установок используют плоскоременные и клиноремен-ные передачи.

Промышленность выпускает следующие плоские приводные ремни: прорезиненные, кожаные, текстильные.

Выбор материала ремня зависит от внешней среды (пыль, па­ры, щелочи, кислоты и т. п.), характера нагрузок (постоянные, пе­ременные, ударные), скорости движения ремня, передаваемой мощности и конструктивных особенностей ременной передачи.

Ремни надевают на шкивы, один из них укреплен на валу при­вода, второй — на валу компрессора или насоса. Материалом для
шкивов служат чугун, кованая сталь и пластмассы. Шкивы быва­ют сплошные, разъемные и сварные.


В клиноременной передаче за счет клиновой формы канавки на шкиве сила сцепления ремня со шкивом больше, чем в плоскоре­менной передаче. Поэтому клиноременная передача при одинако­вых условиях более компактна, чем плоскоременная.


Клиновые ремни изготовляют двух конструкций: кордтканевые и кордшнуровые. Кордшнуровые ремни используют при малых диа­метрах шкивов и повышенных скоростях движения ремня. В ос­тальных случаях используют кордтканевые ремни. Число ремней в передаче обычно составляет 8—12, а в некоторых случаях до 16— 18. В ремнях применяют угол клина 40°. Для хорошего прилегания ремня к канавке шкива угол канавки (желоба) делают меньше, чем угол клина недеформированного ремня.

Редукторы служат для изменения частоты вращения и крутящего момента в передачах движения от двигателей к комп­рессорам и насосам, если валы расположены параллельно или под углом друг к другу, или скрещиваются в пространстве.

Различают следующие виды зубчатых редукторов:

по типу передачи — цилиндрические, конические, червячные {цилиндрические и глобоидные) и смешанные;

по расположению зубчатых колес — горизонтального и верти­кального типов;

по числу ступеней — одно-, двух-, трех- и многоступенчатые.

Цилиндрические зубчатые редукторы получили наиболее широ­кое применение благодаря простоте изготовления, надежности, дол­говечности и широкому диапазону передаваемых мощностей и пе­редаточных чисел. В редукторах используют цилиндрические зуб­чатые колеса с прямыми, косыми и шевронными зубьями. Наибо­лее часто применяют редукторы с шевронными зубьями.

Конические и червячные редукторы предназначены для переда­чи малых и средних мощностей. Глобоидные червячные редукторы имеют высокий КПД.

§ 86. Газомоторные компрессоры и газотурбинные установки

Газомоторные компрессоры. Газомоторный компрессор пред­ставляет собой агрегат, состоящий из компрессорных цилиндров и газового двигателя внутреннего сгорания, соединенных общим ко­ленчатым валом и рамой. В газовом двигателе используют в ка­честве топлива природный, светильный, генераторный или домен­ный газ.

Большие газовые двигатели чаще всего выполняют четырех­тактными. Цилиндры такого газового двигателя могут быть распо­ложены по отношению к цилиндрам компрессора последователь­но— по одной оси, параллельно — в два ряда: ряд силовых ци­линдров и параллельно ему ряд компрессорных цилиндров. В по­следнее время наиболее распространены газомоторные компрессоры с горизонтальным расположением компрессорных цилиндров и V-образным или вертикальным расположением цилиндров четы­рехтактного или двухтактного двигателя. В агрегатах с двухтакт­ными силовыми цилиндрами на каждый компрессорный цилиндр приходится один силовой, с четырехтактными силовыми цилиндра­ми— два.



Мощность и частоту вращения газовых двигателей регулируют по качественной схеме, при которой количество воздуха, поступаю­щего в силовой цилиндр, остается неизменным, изменяется толь­ко количество поступающего газа. Для такого регулирования на двигателях обычно установлены центробежные регуляторы.

Производительность компрессора регулируют изменением час­тоты вращения вала двигателя.

Газомоторные компрессоры имеют от одного до десяти цилинд­ров двигателя. На рис. 105 изображен газомоторный компрессор с четырехтактными силовыми цилиндрами 9, расположенными V-об-разно, и с компрессорными цилиндрами 10 двойного действия — го­ризонтально. Шатуны 4 силовых цилиндров пальцами 3 непосред­ственно соединены с шатунами компрессорных цилиндров 10, бла­годаря чему достигается компактность агрегата. Клапаны 7 нахо­дятся вне цилиндров, в специальных клапанных полостях. В го­ловке цилиндра расположены пусковой клапан 5 и запальная све­ча 6. Коленчатый вал 1 агрегата уложен в станине 2. Распредели­тельный валик 8, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала, имеет кулачки соответствую­щего профиля. Под действием этих кулачков в нужный момент поднимается тот или другой клапан соответствующего цилиндра, пропуская в него рабочую смесь или выпуская выхлопные газы.

Газовую смесь подготовляют в системе питания, состоящей из чувствительного регулятора давления, емкости для топливного га­за, смесительного клапана и центробежного регулятора частоты вращения. Центробежный регулятор, воздействуя на смесительный клапан, автоматически регулирует качество смеси. Количество по­даваемой смеси регулируют вручную.

Агрегат оснащен тремя смазочными системами. Цилиндры дви­гателя, подшипники распределительного вала и направляющие крейцкопфов смазывают маслом, разбрызгиваемым коленчатым валом из картера. Остальные сборочные единицы механизма дви­жения — с помощью шестеренных насосов по циркуляционной си­стеме. Лубрикатор подает смазку в цилиндры и сальники компрес­сора.

Газотурбинные установки. Для привода центробежных ком­прессоров часто применяют газовые турбины. Это особенно удоб­но, когда компрессорная установка предназначена для нагнетания природного газа, который используют в качестве дешевого топли­ва для газовой турбины. В установку помимо центробежных на­гнетателей входят также центробежные компрессоры, обслуживаю­щие газовую турбину, и электрогенераторы, используемые для по­лучения электроэнергии.

Например, газотурбинная установка ГТ-700-4, предназначенная для нагнетания природного газа, состоит из газовой турбины, осе­вого компрессора, нагнетателя, редуктора, генератора и камеры сгорания.

Во многих производствах выбрасываемые газы, если они имеют достаточное давление, используют в турбинах, соединенных с цент­робежными компрессорами. В установках по производству слабой



азотной кислоты под повышенным давлением применяют комплек­сный машинный агрегат ГТТ-12. Агрегат состоит из двух механи­чески несвязанных между собой газовых турбин ГТТ-12 (высокого и низкого давления), осевого воздушного компрессора, нагнетате­ля нитрозного газа 1150-41-1, пусковой паровой турбины П-2/45, а также смазочной системы, систем регулирования, защиты управ­ления и контроля.

Газовая турбина высокого давления служит для привода нагне­тателя нитрозного газа с частотой вращения 5000 мин-1.

Газовую турбину низкого давления с частотой вращения 5200 мин-1 используют для привода осевого воздушного компрессо­ра производительностью 200 000 м3/ч.

Воздух из атмосферы засасывается через фильтры в осевой компрессор / (рис. 106), где сжимается до давления 0,42 МПа и по трубопроводам направляется на смешивание с газообразным аммиаком. Образовавшаяся аммиачно-воздушная смесь в контакт­ных аппаратах на сеточных катализаторах превращается в нитроз-ные газы, которые под давлением около 0,22 МПа поступают в на­гнетатель 3. Газы, сжатые в нагнетателе до 1,1 МПа, поступают в абсорбционные колонны для получения слабой азотной кислоты. Хвостовые газы, образовавшиеся в процессе производства кислоты, после колонн направляются в реактор каталитической очистки, где разлагаются на нейтральные элементы. Реакция идет с выделени­ем теплоты.

Горючие газы с температурой около 760°С и давлением 0,95 МПа после реактора поступают в турбину высокого давления 5, а затем проходят турбину низкого давления 6 и выбрасываются в атмосфе­ру. Для запуска агрегата предусмотрена паровая турбина 4.

Турбины высокого и низкого давлений располагают в общем корпусе 2, имеющем внутреннюю тепловую изоляцию. Ротор турби­ны высокого давления состоит из одновенечного диска, укреплен­ного на консоли вала.


Вал вращается в двух подшипниках, из которых один — опор­ный, второй — опорно-упорный. Подшипники смонтированы в од­ном общем корпусе. Ротор турбины высокого давления и нагнета­тель соединяют специальной зубчатой муфтой. Два диска турби­ны низкого давления укреплены на консоли ротора осевого ком­прессора с помощью горизонтальных стяжных болтов. Ротор осе­вого компрессора барабанного типа вращается в двух подшипни­ках, расположенных в корпусе осевого компрессора. Воздушный осевой компрессор имеет 10 ступеней.

Направляющие лопатки укреплены в чугунном корпусе. Рабочие лопатки крепятся к барабану ласточкиным хвостом.

Вся турбогруппа смонтирована на общей сварной раме, кото­рая одновременно служит и маслобаком.

Масляная система агрегата состоит из главного масляного на­соса, пускового и резервного электронасосов, маслобака (рама турбогруппы), маслопроводов с арматурой.

Системы регулирования, управления и защиты агрегата обеспе­чивают: поддержание заданного давления в нагнетании воздушно­го компрессора с неравномерностью 5—10% за счет выпуска не­большого количества воздуха в атмосферу; дистанционное управ­ление сборочными единицами агрегата с местного щита в процес­се пуска и эксплуатации; защиту агрегата от недопустимых режи­мов работы путем его аварийной остановки.

Система контроля позволяет измерять основные эксплуатацион­ные параметры.

Контрольные вопросы. 1. Какие приводы используют для насосных и комп­рессорных установок? 2. Назовите основные сборочные единицы четырехтакт­ного двигателя внутреннего сгорания. 3. По какому признаку классифицируют газовые и паровые турбины? 4. В каких случаях применяют зубчатые редук­торы? 5. Какие установки называют газотурбинными? 6. Для чего в газотур» бинную установку включен осевой воздушный компрессор?