Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Василий III лично посещал Иосифа Волоцкого и прислушивался к его советам. Более того, Иосиф стал крестным отцом наследника Ивана (будущего Ивана IV Грозного) и даже разбирал споры членов великокняжеской семьи.

Другим видным подвижником русской церкви стал Нил Сорский (ок.1433 – 1508). Главным в его деятельности был монашеский подвиг, нравственное учительство, проповедь скитской простоты и созерцательной жизни. Все его помыслы были направлены на духовное самосовершенствование, спасение души; проблемы мирской жизни с ее корыстным стяжением им отвергались.

Живопись. В конце ХIV—ХV вв. достижения в области живописи связаны прежде всего с именем Андрея Рублева. Новаторская направленность творчества этого художника выразилась в том, что в его работах получил свое логическое завершение процесс обособления русской живописи от византийской, наметившийся еще в XII в. и развивавшийся в непрерывном нарастании вплоть до XV в.

В рублевских иконах и росписях количество оригинальных русских черт переходит в новое качество. Живописец окончательно отказывается от византийской суровости и аскетизма. Для произведений художника характерна восприимчивость к просветленности, ясности замысла, лишенного всяких прикрас и подкупающего благородной и скромной простотой. Совместно с Феофаном Греком Рублев расписывал Благовещенский собор в Москве, совместно с Даниилом Черным — Успенский собор во Владимире, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Ему кисти принадлежат иконы «Троица», «Жены-мироносицы» и другие, а также книжные миниатюры.

Несколько позже заметным явлением в живописи стали фресковые росписи Дионисия (Ферапонтов монастырь под Вологдой).

После Стоглавого собора живописцы должны были строго придерживаться греческих образцов и иконописи Рублева. Появляются мастерские по обучению канонической живописи.

В конце ХVI в. в иконописи возникают две школы: официальная «годуновская» и «строгановская». Годуновская школа (большинство произведений исполнялось по заказу Бориса Годунова) – это следование монументальным образам Рублева и Дионисия, архаичность и эклектичность. Строгановская школа (по имени основных заказчиков) – это небольшая по размерам драгоценная миниатюра, характерная особенность – очень мелкое письмо, изощренность рисунка, богатство орнамента, обилие золота и серебра, например, икона П. Чирина «Никита-воин».


Зодчество. В Москве впервые были построены каменные стены (1367) и было положено начало созданию Кремлевского архитектурного ансамбля. Каменный «детинец» был построен в Новгороде. В конце ХIV — начале ХV в. возводятся Успенские соборы в Коломне и Звенигороде, Троице-Сергиев собор. По стилю они близки владимирским храмам XIII в.

В ХV в. под руководством Аристотеля Фиорованти в Кремле построен Успенский собор — кафедральный храм митрополита всея Руси. По его же проекту были выстроены новые кремлевские стены из кирпича на белокаменном фундаменте.

В Кремле возведены Грановитая палата для торжественных приемов, Архангельский собор — усыпальница московских великих князей и царей, домовая церковь государей — Благовещенский собор. При Елене Глинской к Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города.

В конце ХVI в. Федор Конь возвел укрепления «Белого города» длиной около 9,5 км с 27 башнями, а также Кремль в Смоленске.

Со второй трети ХVI в. в каменное зодчество проникает из народной деревянной архитектуры шатровый стиль. Первым памятником каменного шатрового зодчества считается церковь Вознесения в селе Коломенском. В 1554—1561 гг. архитекторы Постник и Барма построили собор Покрова на Красной площади по случаю взятия Казани. В 70-е годы XYI в. в связи с тяжелым экономическим положением каменное монументальное строительство ослабло, но затем вновь восстанавливается. В 1583 г. создан Приказ каменных дел.

До нас дошли замечательные произведения литейного искусства. Среди них — царь-пушка, отлитая А. Чоховым.

С именем протопопа Сильвестра связано оформление «Домостроя» (ХV—ХVI вв.). Это кодекс житейских правил. В нем изложены наставления церковного характера и советы, как воспитывать детей, наказывать жену, хранить запасы, принимать гостей и т. д. Семейный быт строился на основе безоговорочного подчинения главе семьи всех домочадцев. За непослушание следовало телесное наказание. Браки совершались по воле родителей. Женщина обладала имущественными правами, муж не мог распоряжаться приданым без ее ведома, а после ее смерти при отсутствии детей оно возвращалось в род покойной. Особенно высокое положение занимали вдовы. В своих вотчинах они были полновластными хозяйками. Важные обязанности лежали на жене и при жизни мужа. Она распоряжалась всем домашним хозяйством, в богатых домах ей подчинялась вся женская прислуга.

В быте существовала значительная разница между господствующим классом и «черными» людьми. В посадской усадьбе были изба, хозяйственные постройки, небольшой огород с сараем. Боярская усадьба по размерам была значительно больше, кроме господского дома стояли «людские» избы, в которых жили холопы.


Горожане держали домашний скот, за городской чертой для него устраивались выгоны. Жилища в основном были срубными, топились по-черному. Каменные печи с дымоходами клали в самых богатых домах. Окна были небольшими, в богатых домах слюдяные, в бедных — закрытые бычьим пузырем.

Знать стала одеваться более богато и разнообразнее. Бояре носили одежду из привозных тканей: бархата, атласа, парчи и др. Шубы шили из соболя, горностая. Пуговицы изготавливались из серебра, золота. Головные уборы для знати шили из тонкого фетра с оторочкой из дорогого меха, украшали их драгоценными камнями — жемчугом, яхонтом.

Простые люди носили шубы, изготовленные из овчины и шкурок белки, головные уборы были из недорогих мехов и войлока, платье почти не отличалось от предшествующего времени.

В боярских домах парадная посуда была из серебра, повседневная — из олова. Простой люд пользовался глиняной и деревянной посудой.

В целом, в ХVI в. в русской культуре все сильнее проявляется стремление к созданию национального стиля, связанное с завершением формирования великорусской народности.
2.7. Смутное время
После смерти Ивана Грозного на престол вступил его сын Федор Иванович (1584—1598). Психологически сломленный мрачными годами правления своего отца, он был слабым, безвольным человеком.

Наделенный, по словам Н.М.Карамзина, кротостью, соединенной с «умом робким, с набожностью беспредельною, с равнодушием к мирскому величию», Федор более всего на свете ценил душевный покой, очень любил жену Ирину Федоровну (сестру Бориса Годунова), стремился избегать любых внешних ритуалов, придворных церемоний.

Перед смертью Иван IV для управления страной назначил регентский совет из 5 человек, в который вошли представители знати (князья И. Шуйский и И. Мстиславский) и представители опричных кругов (Б. Бельский и Б. Годунов) , а также дядя царя по матери Н. Юрьев. Влиянием в правительственной среде пользовался Б. Бельский, который вынашивал план захвата власти и восстановления опричных порядков. В результате восстания в Москве он был устранен. Постепенно сходили со сцены другие члены опекунского совета. В 1586 г. произошло столкновение между Годуновым и Шуйским, в результате чего последний оказался в ссылке.

Таким образом, верх одержал Борис Годунов. Он имел огромное влияние на царя Федора и был фактическим правителем государства. Русские историки по-разному оценивали Б. Годунова. С. М. Соловьев считал его человеком незаурядных умственных способностей, с большим политическим кругозором, сторонником сильной царской власти. Н. Карамзин, Н. Костомаров — безнравственным интриганом.


В 1598 г. Федор умер, не оставив наследника. Еще в 1591 г. в Угличе погиб царевич Дмитрий (сын Ивана IV и Марии Нагой). Некоторые историки считают, что он был убит по приказу Годунова. Другие полагают, что царевич сам, играя, напоролся на нож в припадке эпилепсии. Так пресеклась династия Рюриковичей (862—1598).

В 1598 г. впервые Земский собор избирает царем Б. Годунова (1598—1605).

В тяжелых условиях разрухи экономики и сложной международной обстановки Б. Годунов продолжал политику Ивана Грозного, но менее жестокими методами. Выход из запустения страны правительство Годунова видело в дальнейшем закрепощении крестьян. Указом 1597 г. кабальные холопы лишались права освобождаться, уплатив долг, вводился 5-летний сыск беглых крестьян («урочные лета»).

Было упрочено положение служилых людей, произведен учет населения посадов для обеспечения устойчивого выполнения государственных повинностей и уплаты налогов.

В 1589 г. учреждено патриаршество, что делало русскую церковь полностью самостоятельной и укрепляло ее международное положение. Патриарх обязательно утверждался царем. Первым русским патриархом стал Иов. Ему подчинялись 4 митрополита: Новгородский, Казанский, Ростовский, Крутицкий и 6 архиепископов.

Во внешней политике Б. Годунову сопутствовал успех. Ему удавалось как переговорами, так и демонстрацией силы поддерживать мирные отношения с соседями и избегать войн. Единственное вооруженное столкновение произошло со Швецией (1590—1593). Оно закончилось Тявзинским миром: к России отошли Ивангород, Копорье, Корелы, Ям.

С.Ф.Платонов писал: «без всякого сомнения, Борис обладал крупным умом и правительственным талантом и своими качествами превосходил всех своих соперников. Отзывы о личных свойствах Бориса у всех его современников сходятся в том, что признают исключительность дарований Годунова». Более того, историк полагал, что новый царь «не только разумел широко и тонко все задачи и интересы государства в духе старой московской традиции, но являлся сторонником культурных новшеств и заимствований с Запада». Казалось бы, к концу XVI в. внутренняя и международная ситуация в России складывалась удачно. Однако крушение существовавшей в стране государственной системы было уже не за горами.

В начале XVII в. начинается период русской истории, который принято называть Смутным временем (1605—1612). Причины Смуты: 1) тяжелейшие социально-экономические последствия правления Ивана Грозного 2) пресечение династии Рюриковичей (династический кризис); 2) недовольство аристократии тем, что царем стал худородный Б. Годунов; 3)  неурожаи (три подряд с 1601 г.), приведшие к массовому голоду; 4) усиление крепостничества; 5) стремление казачества к вольнице; 6) иностранное вмешательство.


Время Смуты можно разделить на три периода. Первый (1605 — май 1606) — правление Лжедмитрия I, приход к власти Василия IV Шуйского. Второй (1606 — июль 1610) — до свержения В. Шуйского и начала открытой иностранной интервенции. Третий (1610 — начало 1613) — до избрания царем Михаила Романова.

С 1601 г. Россия вступила в период сложных климатических условий, сопровождавшийся неурожаями. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цены на хлеб выросли почти в 100 раз. Люди умирали от голода прямо на улицах, были случаи людоедства. Только в Москве погибло от недоедания 127 тысяч человек.

Царь Борис пытался помочь нуждающимся: была организована раздача бедным денег и бесплатная выдача хлеба из государственных хранилищ, временно отменен запрет на переходы крестьян. Но меры правительства Годунова уже не могли спасти ситуацию. Массовые эпидемии, ожесточение народа, боярские интриги против царя до предела накалили обстановку. К тому же Борис Годунов тяжело заболевает. Страна оказалась на грани социального взрыва.

В 1603 г. началось крупное восстание холопов под предводительством Хлопка Косолапа. Оно было жестоко подавлено. Авторитет Годунова в массах быстро падал. В этих условиях заявляет о себе Лжедмитрий I.

По версии комиссии Б. Годунова, это был беглый монах Чудова монастыря Григорий, в миру мелкий дворянин Юрий Отрепьев, бывший слугою Федора Романова, который в 1600 г. был обвинен в заговоре против Годунова и пострижен в монахи с именем Филарет. В 1601 г. в Речи Посполитой Отрепьев стал слугой князя Вишневецкого. В 1603 г. Григорий открыл полякам свою «тайну», что он не монах, а сын Ивана IV — Дмитрий.

Король Польши не решился открыто признать самозванца. Но поскольку Лжедмитрий принял католичество и обещал сделать его государственной религией России, обещал полякам Смоленск и Северскую землю, а отцу своей невесты Мнишек — Новгород и Псков, миллион золотых, ему было разрешено набирать во владениях Речи Посполитой свои отряды. Впрочем, как заметил В.О.Ключевский, Лжедмитрий «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве».

Набрать ему удалось около тысячи польских шляхтичей, несколько сотен русских дворян-эмигрантов, а также запорожских и донских казаков — всего около 4 тысяч человек.

К этому время на юго-западной окраине России началось крестьянское восстание. К Лжедмитрию стали присоединяться многие крестьяне и посадские люди. Лжедмитрий двинулся на Москву через юго-западные Северские земли. В самом начале Годунову удалось остановить самозванца и тот вынужден был стать лагерем в Путивле.