Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во второй половине ХV в. возникла ересь жидовствующих. Название связано с тем, что ее последователи использовали религиозные сочинения иудейских авторов. Жидовствующие отрицали церковную иерархию, троичность божества, обряды, иконы. В 1490 г. церковный собор осудил ересь жидовствующих. В 1504 г. церковный собор осудил еретиков на смерть.






Ц А Р Ь






БОЯРСКАЯ ДУМА





МИТРОПОЛИТ

(с 1589 г. патриарх)






ЗЕМСКИЙ СОБОР

Представлены: боярство, духовенство, дворянство, купечество,

государственный аппарат







П Р И К А З Ы





Городовые, приказчики, губные старосты, земские старосты,

излюбленные головы, воеводы




Органы власти и управления во второй половине ХVI в.

В конце ХV в. в среде духовенства возникают два направления: нестяжательство и иосифлянство.

Сторонники нестяжательства призывали утверждать христианскую добродетель, основанную на евангельских принципах. Настаивали на раздаче собственности нищим, осуждали неправедное богатство и требовали от служителей церкви строгого соблюдения монашеских обетов: нестяжания, послушания, целомудрия. Выступали за отделение церкви от великокняжеской политики. Идеологом нестяжательства был монах Нил Сорский, проповедовавший аскетический образ жизни.

Лидером иосифлян стал основатель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Иосифляне отстаивали право церкви вести торгово-предпринимательскую деятельность, выступали против ликвидации церковного землевладения и собственности. Важнейшим было положение о единстве церкви и государства. (При Василии III иосифляне провозгласили великого князя наместником Бога на земле, единодержавным властителем.) В области вероучения они выступали за догматическое православие, против изменений в этой области, за жестокость по отношению к еретикам.


Дискуссия закончилась победой иосифлян. Их поддержал Стоглавый собор. На соборе была провозглашена верность древней вере, подтвержден принцип единения церкви и государства. Иван IV объявил церковно-монастырское землевладение неприкосновенным. Однако купля-продажа церковных земель могла осуществляться только с разрешения царя.

Стоглавый собор унифицировал церковные обряды, принял меры для искоренения безнравственности духовенства.

Но Избранной раде не удалось завершить комплекс преобразований. В 1560 г. внезапно умерла жена Ивана IV Анастасия. Царь обвинил в ее смерти Сильвестра и Адашева, что стало одним из поводов разрыва между ними и Иваном IV.

Истинная же причина разрыва заключалась в разном понимании сущности самодержавия царем и его окружением. Сильвестр и Адашев суть самодержавия видели в самостоятельности государства, не одобряли бесперспективную политику в отношении Ливонии. Со своей стороны Иван Грозный стремился к неограниченной власти.

Сильвестр был сослан в Соловецкий монастырь, братья Адашевы арестованы.

Падение Избранной рады стало прологом к началу одного из самых мрачных периодов России — опричнине.

В декабре 1564 г. Иван IV с семьей и казной в сопровождении верных ему бояр и дворян отправился из Москвы на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, а затем остановился в Александровской слободе. Отсюда он отправил в Москву две грамоты, которые были оглашены на Красной площади.

В первой грамоте, обращенной к митрополиту Афанасию, он говорил, что положил гнев и опалу на высшее духовенство и бояр за то, что они изменяют царю, расхищают казну и земли, а церковные иерархи их покрывают. В связи с этим он решил отказаться царствовать.

Во второй грамоте, обращенной к посадским людям Москвы, царь заверял их в своем к ним уважении и в отсутствии на них злобы. Это был рассчитанный демагогический прием: царь противопоставлял знать и посадских, выдавая себя за защитника простых людей от насилия родовитой знати.

Московские черные люди потребовали, чтобы бояре и духовенство уговорили царя вернуться на престол, угрожая расправой с его врагами. Бояре и духовенство вынуждены были направить царю делегацию. Царь принял делегатов и согласился вернуться на престол, но с условием: всякого, кто государю непослушен, наказывать вплоть до казни; учредить для царя опричнину (от слова «опричь» — кроме, особо), чтобы в ней действовала своя Боярская дума и были созданы свои особые войска. (В ХIV—ХV вв. опричниной назывался удел, который выделялся во владение жены великого князя.)


По воле Ивана IV страна была разделена на две части: опричнину и земщину (управлялась Боярской думой).

Вопрос о причинах и целях опричнины остается до сих пор спорным. Существуют следующие точки зрения: 1) опричнина — это следствие личных качеств Ивана Грозного (жестокость, неуравновешенность, мания преследования и др.), и поэтому она не имела политического смысла; 2) опричнина — это продуманный шаг, направленный на а) подрыв боярско-княжеского могущества, б) ликвидацию удельной старины, новгородского сепаратизма и могущества церкви.

В опричнину как личный удел царя вошли земли с развитым феодальным землевладением — Поволжье, Центр, Поморье — и на западе страны. Все частные собственники в опричных землях должны были признать верховные права царя. Князья, бояре, дворяне и приказные люди, которые не признавали новый порядок, насильственно выселялись из опричных земель, а их собственность конфисковывалась. Большие вотчины князей, княжат и бояр делились на мелкие поместья и раздавались за государеву службу служилым людям на правах ненаследственного владения.

Выселения, конфискации собственности сопровождались кровавым террором. Особенно пострадал Новгород, где существовала сильная оппозиция центральной власти. Поводом для погрома послужил ложный донос о том, что новгородцы хотят перейти под власть польского короля. Расправы над новгородцами продолжались 6 недель (январь—февраль 1570 г.).

Кровавые погромы прошли также в Твери и Торжке. Преследованиям подвергались не только крупные собственники, но и свободные крестьяне-общинники. Однако репрессиям подвергалась прежде всего высшая аристократия, что дало основание некоторым историкам рассматривать опричнину как метод борьбы дворянства против родовитых бояр.

Летом 1570 г. начались казни горожан и приказных людей. По доносам погибли тысячи ни в чем не повинных москвичей.

Опричное войско, выросшее с одной до шести тысяч человек, постепенно теряло свое боевое значение, превращаясь в царских телохранителей, занимающихся убийствами и грабежом.

В 1571 г. опричники должны были преградить крымским татарам путь к Калуге, но не выполнили своих обязанностей. Царь убедился, что опричники не способны защищать ни его, ни страну. В 1572 г. для борьбы с крымским ханом он объединил опричников и земских людей. Объединенное войско разбило татар недалеко от Москвы и спасло ее от разорения.

Осенью 1572 г. Иван IV отменяет опричнину (некоторые историки считают, что она продолжалась до 1584 г.). Наиболее скомпрометировавшие себя опричники (М. Скуратов, В. Грязной, А. Басманов) были казнены, некоторые жертвы террора реабилитированы.


В 1575 г. Иван Грозный пытался вернуться к опричным порядкам, когда вновь отказался от престола в пользу крещенного татарского хана Симеона Бекбулатовича. Но из этой затеи ничего не вышло.

В ходе опричнины была предпринята попытка установления единоличной и неограниченной власти московского правителя — царя. Место истребленных представителей боярства заняла бюрократия: окольничие, думные дьяки, думные дворяне. Боярская дума сохранялась, но стала более управляемой.

Таким образом, опричнина нужна была Ивану IV не для укрепления дворян в борьбе против бояр, поскольку жертвами террора были и дворяне, и не для борьбы с изменами и заговорами, а прежде всего для укрепления самодержавных порядков.

Опричнина сыграла свою роль в централизации государства, но осуществлялась она с помощью силы, без достаточных экономических и социальных предпосылок. Небывалый террор напугал не только бояр и дворян, но и крестьянство; ускорилось его закрепощение. Репрессиям подверглось и духовенство. Митрополит Филипп, выступивший против опричнины, был сослан в монастырь и задушен.

Результаты царствования Ивана IV были неутешительны: резко ухудшилось положение крестьянства, наступил хозяйственный кризис, многие села и деревни стояли заброшенными, центр страны и северо-запад были опустошены. Многие крестьяне уходили из разоренных мест на юг России (районы Орла, Тулы, Курска).

Ответом на бегство крестьян стало крепостническое законодательство. 1581 г. впервые был объявлен «заповедным». В этот год отменялся Юрьев день и запрещался переход крестьян от одного землевладельца к другому. «Заповедными» стали и последующие годы. Это означало очередной шаг на пути к оформлению крепостного права.

Внешняя политика России в середине ХVI в. включала два направления: борьба за выход к Балтийскому морю и укрепление позиций на востоке.

Восточное направление – основное в первой половине 50-х годов. Для проведения своей политики в Казанском ханстве царское правительство использовало своего ставленника Шаха-Али, но его положение было шатким, а несколько походов на Казань окончились неудачей.

Лишь после двухмесячной осады в октябре 1552 г. Казань была взята, а в 1556 г. присоединена Астрахань. Иван Грозный стал именоваться царем Казанским и Астраханским. Ногайская орда (северный Прикаспий и Приуралье) признала свою зависимость от России. В 1557 г.
была присоединена Башкирия.

В середине XYI в. северо-кавказские князья обращаются за помощью к России, некоторые принимают ее подданство. Начинается строительство оборонительной линии против крымского хана из лесных засек (завалов леса, крепостей и естественных преград).

Летом 1571 г. крымскому хану удалось дойти до Москвы и сжечь ее. На переговорах он требовал от Москвы отказаться от Казани и Астрахани. В 1572 г. последовал новый набег крымчаков. Русское объединенное земско-опричное войско под командованием князя М. Воротынского в битве у с. Молоди (50 км от Москвы) разбило крымское войско. Тем самым была устранена возможность агрессии на южных рубежах.

Более важной задачей Иван Грозный считал выход к Балтийскому морю и присоединение Прибалтики. Единственным препятствием в реализации этого плана, как казалось царю, было Ливонское государство.

Поводом к войне послужила задержка Ливонией выплаты дани за город Юрьев. Условно Ливонскую войну можно разделить на четыре этапа.

Первый этап (1558—1561): были взяты Нарва, Юрьев, Феллин, Мариенбург. Ливония, в условиях полного разгрома, вступает в этап самораспада. Часть ее земель перешла под власть Польши, Дании и Швеции. В итоге как самостоятельное государство она перестает существовать.

Второй этап (1561—1570): России приходится воевать против коалиции европейских государств, недовольных усилением России в этом регионе (Польша, Литва, Дания, Швеция).

Первоначально русским войскам сопутствует успех. В 1563 г. они заняли Полоцк, но затем, в 1564 г. следуют поражения на р. Уле, у Орши. Ситуацию ухудшили опричнина, переход на сторону противника главнокомандующего русской армии А. Курбского (1564), образование объединенного польско-литовского государства — Речи Посполитой и вторжение крымских татар (1569).

Третий этап (1570—1577): главный противник России — Швеция. С Речью Посполитой было заключено перемирие на три года. В 1572 г. после смерти Сигизмунда II началась борьба за вакантный польский престол. Польша фактически выбыла из Ливонской войны, что облегчало положение России. Иван Грозный создал «Ливонское королевство» (вассальное), королем которого стал датский принц Магнус, женатый на племяннице Ивана IV. Русские заняли большинство ливонских городов, осадили Ревель. Но это были последние успехи Ивана IV.

Четвертый этап (1577—1583). Ставший королем Речи Посполитой Стефан Баторий (1575) возобновляет войну с Россией. После нескольких неудач Россия вынуждена подписать в 1582 г. с Речью Посполитой перемирие на 10 лет, уступив Ливонию и белорусские земли.