Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1583 г. заключается 3-летнее перемирие со Швецией. Последней передаются Ям, Ивангород, Копорье, Карелы и южное побережье Финского залива. Таким образом, задача выхода к Балтийскому морю достигнута не была, более того, Россия потеряла ряд своих земель.

К причинам поражения относилось: отсутствие серьезной дипломатической подготовки к войне, неподготовленность к длительным боевым операциям, слабая военно-техническая оснащенность, внутренний социально-экономический и политический кризис в стране.

В середине XYI в. Россия активно развивает торговлю с германскими и итальянскими государствами, оживляются русско-английские отношения. Британский мореплаватель Р. Ченслер получил от Ивана Грозного грамоту на право свободной торговли с Россией, а в Англии была создана «Московская компания» для торговли с Россией.

Большое значение во внешней политике Ивана Грозного имело присоединение Сибири.

Народы Сибири (якуты, буряты, хакасы, тунгусы (эвенки), ненцы и др.) находились на разных уровнях развития: от патриархально-родового до раннефеодального. В ХV в. образовалось Сибирское ханство, являвшееся осколком Золотой Орды. В середине ХVI в. хан Едигер добровольно признает себя вассалом Москвы и платит ясак (налог) — по одной шкурке белки и соболя с каждого человека. В это время купцы Строгановы из своей Пермской вотчины начинают продвижение в глубь Сибири.

В 1563 г. в результате дворцового переворота ханом становится Кучум. Он прекращает платить ясак и активизирует военные действия против русских поселенцев. В начале 80-х гг. на борьбу с Кучумом снаряжается казачий отряд (1650 человек) во главе с атаманом Ермаком. Ему удалось проникнуть в глубь центральных областей Сибирского ханства. В 1582 г. на Иртыше Ермак наголову разгромил главные силы Кучума и овладел его столицей.

По распоряжению Ивана IV, на подмогу казакам было послано 500 стрельцов, но этих сил оказалось недостаточно для дальнейшего ведения боевых действий. В 1585 г. в излучине Иртыша при впадении в него реки Вагай немногочисленный отряд атамана принял бой с войском Кучума. Уходя от преследования, Ермак погиб.

Несмотря на смерть Ермака, Кучум не смог отстоять независимость своего ханства. Начинается колонизация и освоение огромных сибирских территорий. В 1586—1587 гг. строятся крепости Тюмень, Сургут, Томск и Тобольск, ставший русским центром в Сибири с воеводским управлением.

Следует отметить, что к концу правления Ивана Грозного Русское государство оказалось в крайне сложной внутренней и международной ситуации. Особенно трагическое положение сложилось в вопросе о престолонаследии: ноябрьским днем 1582 г. Грозный в припадке гнева убил своего старшего сына, цесаревича Ивана Ивановича. Гибель наследника надломила царя душевно и физически. Он пережил сына всего на два года.


Оценивая итоги правления Ивана IV, В.О. Ключевский писал: царь был «замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишало его практического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка. Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана – одно из прекраснейших по началу – по конечным его результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени. Вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом. Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели».

2.6. Культура ХIV—ХVI вв.
Культура этого периода в значительной мере определялась влиянием монгольского ига, идей национального возрождения и государственного объединения, духовных ценностей древней Руси, идеалов самодержавия и православия.

Победа на Куликовом поле способствовала подъему культурной жизни, росту национального самосознания, помогала глубже понять необходимость борьбы за независимость и объединение русских земель.

Москва становится центром русской культуры. В ХIV в. на Руси появилась бумага, книги начали дешеветь, их стало больше.

Увеличивается количество грамотных людей, особенно среди купцов и землевладельцев. Среди крестьян первичная грамотность достигала 15%. При монастырях создаются библиотеки. Высокого мастерства достигают русские умельцы в области резьбы по дереву, камню, в изготовлении ювелирных изделий.

Фольклор и литература. В ХIV в. появляется новый фольклорный жанр — историческая песня, например «Песня о Щелкане Дудентьевиче», где рассказывается об антиордынском восстании в Твери 1327 г. В ХVI в. распространяются песни о взятии Казани, о походе в Сибирь, об обороне Пскова в ходе Ливонской войны.

Победе на Куликовом поле были посвящены рукописные произведения «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина», проникнутые чувством глубокого патриотизма. Подчеркивалась необходимость объединения всех земель Руси. Как правило, в летописи включался текст «Повести временных лет», таким образом, все изложение истории связывалось с Древней Русью, с идеей единства русских земель.

Наряду с локальным летописанием появляются летописи о событиях в целом по стране (первый общерусский свод 1408 г., Троицкая летопись — начало ХV в., Владимирский летописный свод, Новгородско-Софийский свод). В середине ХV в. был составлен обзор всемирной истории (Хронограф), в котором история Руси представлена в связи с историей всех славянских народов.

Отмечается интерес к жанру «хождений» — описаний путешествий. Это — сочинения новгородца Стефана (середина ХIV в.) и смольянина Игнатия (конец ХIV  — начало ХV в.), побывавших в Константинополе, тверского купца А. Никитина, написавшего «Хождение за три моря», в котором изложено множество интересных наблюдений о жизни и быте в Индии.

Развивается «житийный» жанр. Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составляют в ХIV—ХV вв. «Жития» митрополита Петра, Сергия Радонежского, Стефана Пермского.


В 1542 г. складывается просветительный кружок вокруг митрополита Макария. Его участниками была составлена «Степенная книга», в которой дается история русских земель в систематическом изложении, по поколениям («степеням») царской династии, с жизнеописаниями митрополитов, начиная со времени Киевского государства (прославление правящей династии, обоснование божественного происхождения самодержавной власти, преемственности и непрерывности власти киевских и московских князей); созданы «Четьи Минеи», куда вошли произведения, распределенные по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать.

Был составлен лицевой летописный Свод как иллюстрированная всемирная история, содержащая около 20 тысяч миниатюр. Разработки официальной теории великокняжеской власти посвящено «Сказание о князьях Владимирских – в основе две легенды: московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа и Владимир Мономах получил регалии от византийского императора Константина Мономаха.

Важным достижением русской культуры было появление книгопечатания. Первая типография в России начала работать приблизительно в 1553 г., но имена мастеров неизвестны. За этот период было отпечатано 7 книг без точной даты издания.

Официально началом книгопечатания считается 1564 г, когдаИ. Федоров (1510 – 1583) и его помощник П. Мстиславец выпустили первую печатную датированную книгу - «Апостол». Из-за преследований и обвинений в ереси И. Федоров и П. Мстиславец бежали в Литовское княжество. Они много сделали для распространения книгопечатания в Белоруссии и на Украине. В Львове Иван Федоров составил и напечатал первый русский букварь, который стал на многие годы образцом учебника для начального обучения грамматике. Как художник И.Федоров является одним из создателей русского старопечатного орнамента, а напечатанные им книги по красоте оформления и до наших дней признаются непревзойденными произведениями книжного искусства.

В ХVI в. работали типографии в Москве и в Александровской слободе. Здесь было издано около 20 книг. Однако печатная книга не вытеснила рукописную, поскольку печатались главным образом богослужебные книги.

Публицистика.Основные вопросы, освещавшиеся публицистикой того времени, — формирование и централизация государства, место и полномочия царя, религиозные и еретические учения.

В сочинениях псковского игумена Филофея обосновывается мировая роль православного Русского государства — «
Москва — третий Рим, а четвертому Риму не бывать», т. е. место павших Рима и Константинополя заняла Москва, а так как больше в мире и нет самостоятельного и сильного православного государства, то место Москвы не сможет занять никто. Здесь главная идея — объединение вокруг Москвы и ее ответственность за судьбы православных народов.

Вопросам соотношения государства и самодержавия посвящена письменная полемика Ивана Грозного и А. Курбского. Выдающимся представителем русского просвещения первой половины XVI в. являлся Максим Грек (1470 – 1555).

Свыше десяти лет М.Грек совершенствовался в Италии, преимущественно во Флоренции, Венеции и Милане, где зарекомендовал себя талантливым филологом, переводчиком и публицистом. В 1505 г. он становится иноком православного монастыря на Афоне.

Приехав в 1518 году в Москву, М.Грек взялся приводить в порядок тексты старых церковнослужебных книг. В то же время Максим не ограничивается только кабинетной работой, а включается в московскую общественную жизнь, проявляет живой интерес ко всему, что происходило вокруг. В Москве он страстно ополчается против корыстолюбия и лихоимства, воспевает благочестивую иноческую жизнь, осуждает невежество и суеверие, увлечение астрологией, клеймит бытовые пороки духовенства. Особенно осуждается им монастырское землевладение. Он не скрывает свои мысли, а наоборот, старается широко распространять их, собирает вокруг себя людей, думающих так же, как и он. Подобная деятельность вызвала резкое неприятие со стороны иерархов русской церкви. В 1525 г. его обвинили в еретических замыслах и отправили в ссулку.

Во второй половине XV – начале XVI в. в русской богословской и социально-политической мысли возникло направление, во многом определившее идеологию Московского государства. Речь идет об иосифлянстве, основателем которого стал Иосиф Волоцкий (1439 – 1515).

В начале своего творческого пути он придерживался идеи о превосходстве духовной власти над светской. Однако после Соборов 1503-1504 гг., когда Иван III отказался от своих секуляризационных планов и переориентировался на прочный союз с церковью, Иосиф поставил перед собой другие цели – возвеличить государя как самодержца, необходимость безоговорочного подчинения его авторитету. Главным для него становится факт его божественного избранничества, поскольку правит данный властитель по воле Бога. В этот период своей творческой деятельности Иосиф усиливает ореол сакральности царской личности, сравнивая ее с Богом. Единственное ограничение княжеской власти, которое он все-таки сохраняет неизменным, - это соблюдение пределов, поставленных перед властителем божественными заповедями и положительными законами.