Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В XI—XII вв. в систему города-государства входит главный город и подчиненные ему пригороды, села, составляющие волость. Главным органом управления старейшего города было вече. Князь — важный элемент администрации — опирался на дружину (бояре занимали ключевые посты в общине). Вече принимало самое непосредственное участие как в приглашении князя на княжение, так и в его смещении.

В Киевской Руси преобладала общинная собственность на землю. Основную часть населения Древней Руси составляли свободные общинники, выступавшие как основные производители материальных ценностей, а вотчины являлись островками в море свободного общинного землевладения.

Русь в IX—XII вв. находилась в процессе перехода от родоплеменных отношений к раннеклассовым. Этот период характеризуется как многоукладный. Дань, которая собиралась с местного населения, рассматривается не как особый вид феодальной ренты, а в значительной степени как военная контрибуция, выплачиваемая Киеву покоренными племенами. С точки зрения формы государственности Русь XI—XIII вв. была иерархическим объединением земель-волостей, политически связанных единством княжеского рода.


1.3.  Киевская Русь в период политической раздробленности
Накануне смерти в 1054 г. 76-летнего Ярослава Мудрого русская земля была разделена между его сыновьями. Изяслав получил Киев, Великий Новгород и Туровское княжество. Святослав — Чернигов, землю вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань. Всеволод — Переславль, Ростово-Суздальскую землю, Белоозеро и Поволжье.

Таким образом была создана новая система управления страной, подразумевавшая передачу великокняжеской власти по старшинству. Старший в роду становился великим князем. Однако такой подход к престолонаследию имел и свои изъяны. Великие киевские князья старались передать свой престол не старшим после них братьям, а своему старшему сыну. Кроме того, передвижение князей из владения во владение по старшинству не всегда встречало благожелательное отношение со стороны местного населения. Наконец, по мере увеличения численности потомков Ярослава ситуация с престолонаследием все более и более запутывалась.

Следует также учитывать, что земли родственников были расположены чересполосно. Ярослав, видимо, таким образом пытался преодолеть возможность будущего раздробления и создать условия, при которых братья зависели бы друг от друга. Действительно, первое время сохранялось некоторое единство Руси.

В 1068 г. в битве на р. Альте половцы разбили Ярославичей. Киевляне потребовали оружия, чтобы самим обороняться против кочевников, но Изяслав побоялся вооружить горожан. Началось восстание. Изяслав бежал из города, а князем восставшими был провозглашен полоцкий князь Всеслав.

Вскоре Святослав, собрав дружину, разгромил половцев. А Изяслав с помощью польских войск в 1069 г. подавил восстание в Киеве.

Вслед за этим начинаются усобицы между самими Ярославичами. В 1078 г. погиб Изяслав. Великим князем стал Всеволод. В 1093 г. он умер, и на престол вступил сын Изяслава — Святополк. Но усобицы между князьями продолжались. И тогда в 1097 г. по инициативе сына Всеволода переяславского князя Владимира Мономаха в г. Любече собрался княжеский съезд.

Все князья признали вред усобиц, решили быть единодушными и приняли новый принцип организации власти на Руси: каждый князь самостоятельно управляет своей вотчиной, но против врагов они выступают вместе.

Таким образом, Русская земля больше не считалась единым владением всего княжеского дома, а была совокупностью отдельных «отчин», наследственных владений ветвей княжеского дома. Установление этого принципа юридически закрепляло уже начавшееся разделение русских земель на отдельные княжества.


Однако и после съезда князья продолжали кровавые усобицы. Они не только истребляли друг друга, но и подрывали силы всей Русской земли. Новый съезд князей в 1100 г. в Витичеве, а затем в 1103 г. в Долобске не изменил ситуации.

На рубеже XI — XII в., когда центром государства формально оставался Киев, о киевском князе вспоминали все реже. Реальная власть перешла в руки князей на местах.

Потерпев политическую неудачу в попытках примирить родственников, Владимир Мономах обратился к своему незаурядному писательскому дарованию. Его известное «Поучение», в общих чертах составленное около 1099 г. и адресованное детям, видимо предназначалось в первую очередь русским князьям. В своем сочинении Владимир призывает быть верными договорам, предостерегает от гордыни и зависти, советует обратить все силы на созидательную деятельность.

Рост политической нестабильности и имущественного неравенства, усиление власти князей и церкви привели к вспышкам народного недовольства. Так, трижды — в 1024, 1071, 1081 гг. — в Суздальской земле проходили народные восстания, в них активное участие принимали и волхвы, которые после введения христианства все чаще оказывались в числе тех, кто выступал против властей.

Восстания прошли в Новгороде (1136), Галиче (1145 и 1188), Владимире-на-Клязьме (1174—1175). Наиболее крупным было восстание в 1113 г. в Киеве, где процветало ростовщичество, а городская знать закабаляла простой люд.

Князь Святополк покровительствовал ростовщикам, занимался спекуляцией солью и хлебом. Его смерть в апреле 1113 г. послужила сигналом к восстанию. Восставшие киевляне громили дома и дворы знати и ростовщиков, бунт перекинулся на окрестные деревни.

Киевское боярство обратилось к переяславскому князю Владимиру Мономаху с просьбой занять великокняжеский престол. Владимиру было уже 60 лет. Он был внуком (по линии матери) византийского императора Константина Мономаха, пользовался популярностью на Руси, был организатором походов против половцев. Широко образованный и одаренный Владимир был человеком, который мог взять ситуацию в столице под контроль.

Став великим князем, Владимир облегчил положение народа, запретил превращать за долги свободных в холопы, снизил ростовщический налог с 33 до 20%. Одновременно он всячески стремился усилить свою власть. Признавая право каждого князя на его личную вотчину, полученную по наследству, он вместе с тем под угрозой лишения этих владений требовал от князей прекращения усобиц и повиновения. При Владимире страну перестали тревожить половцы.


В сочинениях историка В.Н.Татищева имеется описание внешности Владимира: был он красив лицом, глаза у него были большие, волосы рыжеватые и кудрявые, лоб высокий, борода широкая. Ростом он был не особенно высок, но крепок телом и очень силен.

Княжение Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава Великого (1125—1132) было временем восстановления единства Древнерусского государства.

Однако центробежные силы оказались сильнее. Политическая раздробленность вскоре стала фактом. Произошло превращение Древнерусского государства в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем киевским, власть которого все более ослабевала, становилась номинальной. Отношения между князьями (княжествами) регулировались заключенными между ними соглашениями.

Смысл усобиц в период раздробленности был уже иной, чем в едином государстве: не захват власти во всей стране, а укрепление своего княжества, расширение его границ за счет соседей.

Политический распад государства является объективным процессом, так как был связан с общим ходом экономического и социально-политического развития. Древнерусское государство никогда не было до конца единым. При господстве натурального хозяйства экономические связи не могли быть прочными между отдельными землями.

Причинами перехода к раздробленности можно считать, во-первых, ослабление центральной власти; во-вторых, отсутствие прочных хозяйственных связей между землями; в-третьих, возникновение и укрепление на местах собственных княжеских династий; в-четвертых, упадок торгового значения «пути из варяг в греки».

Следует также отметить рост феодального землевладения, возникновение боярских сел. Основой экономической мощи знати теперь становится не дань, а эксплуатация зависимых крестьян внутри боярских вотчин. Шел процесс постепенного оседания дружины на землю (это, в свою очередь, заставляло князя укреплять свое собственное княжество). Запутывал и обострял межкняжеские отношения принцип родового старшинства, при котором наследников великого князя был не его старший сын, а старший во всем княжеском роде.

Таким образом, раздробленность была закономерным, по-своему прогрессивным этапом развития социально-экономических и политических отношений. Прогрессивность выражалась в том, что самостоятельность княжеств дала толчок росту городов, развитию самобытной и многогранной культуры. Вместе с тем дробление ослабляло силы народа в борьбе с внешней опасностью. Распад Киевской Руси носил довольно интенсивный характер. Если в середине XII в. было 15, перед монгольским нашествием около 50, то в ХIV в. уже около 250 удельных княжеств.

1.4. Культура Киевской Руси в IX—XI вв.
Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической трудовой практики. К материальным ценностям относится развитие техники, орудий труда, жилье, одежда и т. д.; к духовным ценностям — идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т. д.

Культура Древней Руси – неотъемлемая часть мировой культуры средневековья. Своими корнями она прочно связана с культурой славянских племен. В развитии древнерусской культуры можно выделить два этапа: период дохристианской культуры восточных славян, и культура христианской Руси.

Для Киевской Руси был характерен высокий уровень культуры. До сих пор вопрос о происхождении письменности у восточных славян остается дискуссионным. Есть отдельные свидетельства о попытках записать славянские слова греческими буквами, о наличии своей системы знаков письменности (черт и рез), о проникновении на Русь глаголического алфавита во второй половине IX в. и т. д. В 60-е гг. IX в. братья-миссионеры Кирилл и Мефодий видели Евангелие, написанное славянскими буквами. К середине X в. относится и первая надпись кириллицей на найденном во время раскопок под Смоленском обломке горшочка.

Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит, который, в свою очередь, был впоследствии переработан в кириллицу и уже в Х в. проникает на Русь. Так, договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. В дальнейшем, с принятием христианства, древнерусская культура обогатилась многовековыми культурными традициями Византии.

Ярослав Мудрый создал княжеские мастерские по переписке книг и переводу с греческого языка на русский. Впрочем, книги были доступны лишь богатым людям, так как изготавливались из специально выделанной телячьей кожи (пергамент), искусно оформлялись с использованием золота.

Древнейшими дошедшими до нас русскими рукописями являются «Остромирово Евангелие»(1057), а также «Изборники» (1073 и 1076), изготовленные для князя Святослава, где собраны произведения религиозного, философского, поучительного характера. Центрами образования и культуры становятся монастыри, при которых существовали школы и даже библиотеки.

В первой половине XI в