Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 251

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1897 г. закон, устанавливающий в стране 11,5-часовой рабочий день.

В отношении крестьян вводились свои «временные правила». В 1901 г. в связи с неурожаем во многих губерниях среди крестьян начался голод. Министерство внутренних дел, вместо того чтобы организовать помощь голодающим, запретило им переселяться в города, прекратило выдачу личных паспортов, заменив их коллективными списками, распустило благотворительные организации под предлогом, что в них проникли противоправительственные лица.

Преследованиям подвергалась оппозиционно настроенная интеллигенция. Было запрещено принимать на службу в качестве врачей, учителей, статистов и на другие должности лиц, не получивших одобрительных отзывов со стороны властей. Не менее жестким было отношение к демократическим кругам студенчества. В 1899 г., в соответствии с «временными правилами» в отношении высших учебных заведений, Министерству просвещения давалось право направлять студентов в солдаты «за учинение беспорядков».

Предпринимаемые меры свидетельствовали о том, что Николай II и его правительство, стремясь сохранить и упрочить основы самодержавия, блокировали любые попытки привести в соответствие институты политической власти реалиям социально-экономической жизни российского общества.

6.9. Культура
Падение крепостного права, быстрое развитие капитализма создали качественно новые условия для культурной жизни России. Большое влияние на развитие отечественной культуры оказало революционное движение. В 60—70-х гг. значительная часть научной и художественной интеллигенции находилась под влиянием идей революционеров-демократов — А. Герцена, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова. Развитие капитализма объективно требовало поднятия уровня грамотности населения России. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них. Правительство вынуждено было пойти на расширение сети начальных учебных заведений, прежде всего церковноприходских школ (двухклассных и четырехклассных начальных школ, создававшихся при церквях). Наиболее распространенным типом начальной школы в пореформенный период являлись земские школы. С 1864 по 1874 г. было открыто около 10 тысяч таких школ. В них помимо чтения, письма, четырех правил арифметики и закона божьего преподавались элементарные сведения по природоведению, географии, истории.

После реформы 1861 г. царское правительство санкционировало открытие «за счет самого общества» трехгодичных народных училищ для детей всех сословий. Появляются трехгодичные земские школы и народные школы, которые открывались крестьянскими обществами. Увеличилось число средних учебных заведений (гимназий, реальных училищ). К середине 90-х гг. их численность достигла 600 – с 160 тысячами учащихся. Было разрешено среднее образование для девушек, стали открываться женские гимназии.

Заявляют о себе выдающиеся деятели народного образования. Одним из них был К. Ушинский. В своей работе «Человек как предмет воспитания» он пояснял, что воспитание должно готовить человека к труду и жизни, поскольку труд является главным фактором создания материальных благ, он необходим для воспитания человеческого достоинства. Ушинским были подготовлены книги «Родное слово», «Детский мир», «Хрестоматия», ставшие лучшими и наиболее распространенными учебниками для классного чтения и домашнего обучения в России.

Видным педагогом того времени был В. Водовозов, написавший ряд книг по методике начального образования и преподавания русской литературы. Его труды «Новая русская литература» и «Словесность в образцах и разборах» пользовались заслуженным успехом.


Медленнее развивалось в России высшее образование. К началу 60-х гг. насчитывалось 8 университетов, являвшихся центрами русской науки. Широкую популярность приобретают технические институты. К концу XIX в. в стране насчитывалось 63 высших учебных заведения.

В 70-х гг. в России было положено начало высшему женскому образованию. В 1872 г. на базе Медико-хирургической академии в Петербурге открылись Высшие женские, так называемые Бестужевские курсы (по имени профессора истории К. Бестужева-Рюмина).

Однако как среднее, так и высшее образование оставалось привилегией состоятельных слоев населения. 50% учащихся высшей и средней школы составляли дворяне. В целом, несмотря на рост образованности русского общества, по переписи 1897 г. в стране грамотных было лишь около 18% населения.

В жизни русского общества быстро возрастала роль периодической печати. Если к концу 1850-х гг. в России было 96 типографий и выпускалось всего 7 ежедневных газет, то в 1894 г. уже насчитывалось 1315 типографий и издавалось 112 ежедневных газет. Широкой популярностью пользовались журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», на страницах которых выступали Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Писарев.

Быстро развивалось книжное дело. Демократические издательства (Павленкова, Солдатенкова) распространяли прогрессивную литературу. Выпускались удешевленные издания классиков русской литературы (Пушкина, Гоголя, Толстого и др.). Основным направлением русской литературы становится критический реализм. В этот период появляются произведения Н. Чернышевского («Что делать?»), Н. Некрасова («Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»), М. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы»), Д. Мамина-Сибиряка («Приваловские миллионы»), Л. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Живой труп»), И. Тургенева («Отцы и дети», «Дым», «Накануне»), А. Чехова (рассказы «Палата № 6», «Хамелеон»), А. Горького («Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль»).

Во второй половине XIX в. замечательных успехов добилась русская наука. 60—70-е гг. называют «золотым веком» русской химии. Выдающийся вклад в мировую науку внесли А. Бутлеров – работы в области изучения химического состава и строения органических тел, и Д. Менделеев – периодический закон химических элементов, свыше 500 трудов по химии, физике, метрологии, метеорологии, воздухоплаванию и т. д.

Крупным вкладом в развитие биологии и физиологии стали труды К. Тимирязева и И. Сеченова. Большое значение имели исследования математиков П. Чебышева и С. Ковалевской. Работы последней были удостоены премий Парижской и Шведской Академий наук. Труды Чебышева относятся к теории чисел, теории вероятности и теории механизмов. Он связывал проблемы высшей математики с развитием техники, разрабатывал конструкции автоматических механизмов, а также устройство первого автоматического счетчика — арифмометра.


Видное место в области физики занимали работы А. Столетова. Под его руководством были проведены исследования в сфере магнетизма и фотоэлектрических явлений.

В 1881 г. А. Можайский запатентовал сконструированный им самолет. К. Циолковский разработал проект цельнометаллического бескаркасного дирижабля, построил простейшую аэродинамическую трубу, определил принципы ракетного двигателя и межпланетных полетов.

А. Попов впервые в мире использовал для связи электромагнитные волны, применив на практике радиосигнализацию. В 1895 г. он продемонстрировал в Петербурге работу первой в мире радиостанции и радиоприемника. А. Лодыгин изобрел электрическую лампочку накаливания, П. Яблочков – трансформатор и электрическую дуговую лампу.

К 70—80-м гг. относятся исследования в области гидрографии и кораблестроения адмирала С. Макарова, разработавшего проект первого ледокола.

Бурный экономический рост в России поставил новые задачи перед географией и геологией. Всемирную известность получили организованные русским географическим обществом экспедиции по исследованию Средней и Центральной Азии и Сибири П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Пржевальского, Ч. Валиханова. С именем Н. Миклухо-Маклая связаны открытия мирового значения в области географии и этнографии, которые он сделал во время путешествия по Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании.

Важным вкладом в историческую науку стал 29-томный труд профессора Московского университета С. Соловьева «История России с древнейших времен», а также работы профессора В. Ключевского «Боярская дума древней Руси», «Происхождение крепостного права в России», «Курс русской истории» и др.

Вторая половина XIX в.— это время расцвета русской живописи. Утверждение реализма в изобразительном искусстве проходило в упорной борьбе с канонами казенного официальною искусства, носителем которого была Академия художеств (здесь преобладала библейская и мифологическая тематика). В 1863 г. 13 выпускников Академии во главе с И. Крамским объединились в «Артель художников». Осенью 1870 г. И. Крамской, В. Перов, Н. Ге и Г. Мясоедов основали Товарищество передвижных художественных выставок. В разное время в число передвижников входили И. Репин, В. Суриков, В. Маковский, А. Саврасов, А. и В. Васнецовы, И. Шишкин, И. Левитан и др. Товарищество со временем превратилось в центр художественной жизни России.


Большой общественный резонанс имели картины И. Репина «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы» и др. Особое место в русской исторической живописи занимали картины В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы», «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова». Заявляет о себе классик батальной живописи В. Верещагин.

В 1859 г. по инициативе А. Рубинштейна было организовано Русское музыкальное общество; в 1862 г. открыта консерватория в Петербурге, в 1866 г. – в Москве. Эти события открыли новую страницу в истории профессионального музыкального образования в России.

Во второй половине XIX в. важную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «Могучая кучка» (М. Балакирев, М. Мусоргский, Ц. Кюи, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков). Это название дал обществу музыкальный критик и его идейный руководитель В. Стасов.

Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. Чайковского. Его симфонии, оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Орлеанская дева» и др.), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), романсы стали вершиной русского музыкального искусства.

В 50—70-е гг. развернулась творческая деятельность драматурга А. Островского. Продолжая реалистические традиции, он выступил автором ряда пьес, ставших основой национального репертуара русских театров («Свои люди — сочтемся», «Гроза», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Доходное место» и др.). Постановка пьес Островского принесла славу московскому Малому театру, на сцене которого играли замечательные артисты — Г. Федотова, А. Южин, М. Ермолова.

В конце 70-х гг. на любительской сцене в Москве начал свою театральную жизнь великий русский режиссер, педагог и артист К. Станиславский. В 80-е гг. он становится одним из организаторов Московского общества искусства и литературы; вместе с В. Немировичем-Данченко учреждает в 1898 г. Московский общедоступный художественный театр, открывший новую блестящую страницу в истории русского драматического театра.

Большое значение для развития русского искусства имела деятельность меценатов. Промышленнику П.М. Третьякову во многом обязано своими успехами Товарищество передвижников. Им была создана одна из лучших в мире национальных художественных галерей, подаренная затем Москве. Его брат Сергей Михайлович был собирателем западноевропейской живописи. Свое богатейшее собрание он также завещал Москве.

Другой меценат и предприниматель — С. Мамонтов, знаток и ценитель русского искусства, стал основателем Московской частной оперы. Его поддержка молодых русских талантов во многом определила их дальнейшую творческую жизнь, в том числе и Федора Шаляпина.