Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 249

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во второй половине XIX века достижения отечественной архитектуры в большей мере определялись не разнообразием дворцов, а потребностями развития городской жизни. Внешний вид зданий характеризовала эклектика: смешение направлений и стилей отражалось в облике вокзалов, банков, крытых рынков, доходных домов. По проекту архитектора П.Ю.Сюзора было построено на Екатериненском канале в Петербурге здание Общества взаимного кредита (в нем сочетались элементы ренессанса, барокко, классицизма); в «русском» стиле возведены Верхние торговые ряды в Москве (архитектор А.Н.Померанцев). В целом подъем русской культуры и науки во второй половине XIX в. наглядно показал рост общественной активности, технического и технологического потенциала России в условиях ее перехода к индустриальному этапу развития.
Россия в начале ХХ в.


7.1. Cоциально-экономическое

и политическое положение в России в начале ХХ в.
К началу XX в. Российская империя занимала по размеру территории второе место в мире (22,2 млн. кв. км), уступая только Британской империи (31,9 млн. кв. км).

Россия состояла из 78 губерний, каждая из которых включала 10—15 уездов. Уезд являлся низшей административной единицей, и само его деление имело уже специальное назначение: волость – для крестьянского самоуправления, участки земских начальников, участки судебных следователей и т.д. Земское самоуправление было введено только в 34 губерниях Европейской России, а в остальных районах делами местного хозяйства ведали правительственные чиновники.

С 1897 по 1913 г. численность населения возросла со 125 до 165 млн. человек. Официально сохранялось деление на сословия: дворянство, духовенство, городских обывателей, сельских обывателей. В свою очередь в состав горожан входили: почетные граждане, купцы, мещане, ремесленники. Сельские обыватели состояли, помимо крестьян, из казаков, колонистов-поселенцев, однодворцев и т.д. Дворянство составляло в общей массе населения 1,5%, купцы и духовенство — 0,5%, казаки — 2,5%, мещане — 11%, крестьяне — 77%. Вне сословий состояли члены императорской фамилии (около 60 человек).

К началу ХХ века сословные признаки себя явно изживали. Им на смену приходило классовое деление. Например, директорами крупных акционерных компаний и банков могли состоять и купцы, и дворяне, и крестьяне. Они же, не взирая на происхождение
, могли заниматься научной работой или искусством. Новые, буржуазные отношения разрушали сословную обособленность, и хотя сословное деление общества сохранялось вплоть до 1917 г., оно уже мало определяло будущее человека, его место и роль в общественной жизни.

Ведущим религиозным направлением являлось православное христианство. В Польше, Прибалтике и Финляндии большинство населения исповедовало католичество и различные формы протестантизма. Религией ряда регионов был ислам. Государственным языком официально являлся русский.

На фоне сохраняющейся авторитарной формы правления и сословных пережитков Россия демонстрировала к концу XIX в. мощный экономический подъем.

1890-е гг. стали периодом бурного развития производственной сферы. По темпам среднегодового прироста промышленной продукции Россия обгоняла в этот период все европейские страны и находилась на одном уровне с США. Средний прирост промышленной продукции в ведущих отраслях промышленности составлял 12% и более в год.

Особенно быстро развивались новые отрасли производства: тяжелое машиностроение, химическое производство, электротехническая индустрия, железнодорожный транспорт. Бакинский район являлся одним из крупнейших в мире центров по нефтедобыче. Быстрое социально-экономическое развитие, опиравшееся на финансовое, технико-технологическое и кадровое взаимодействие со столичными центрами России, отличало западные территории империи (Польша, Прибалтика, Украина).

В начале ХХ века в российскую предпринимательскую элиту входили представители самых различных (по своему территориальному размещению, социокультурному облику и хозяйственным интересам) деловых кругов, в числе которых наибольшим влиянием пользовались петербургские, московские, киевские и варшавские промышленники и банкиры. Большинство этих лиц было связано с основными отраслями тяжелой индустрии, электротехнической отраслью, производством стройматериалов и химических продуктов.

Однако общее хозяйственное развитие регионов страны оставалось неравномерным. Высоким уровнем промышленного развития отличались 6 регионов: Московский, Петербургский, Рижский, Лодзинский, Южно-Российский и Уральский. Вместе с тем огромные восточные пространства государства по-прежнему были слабо связаны с промышленными центрами. В большинстве территорийпреобладало сельскохозяйственное производство: 77% населения было занято в аграрной сфере.

По форме правления Россия являлась самодержавной монархией. Царю принадлежало право издавать законы. Он был главой русской православной церкви. Монархия в России считалась наследственной. Принадлежность к императорскому дому определялась только по мужской линии.


До 1905 г. высшими государственными органами в стране были Государственный Совет (председатель и члены Совета назначались царем, а постановления имели для императора рекомендательный характер) и Сенат, являвшийся высшей судебной инстанцией и толкователем законов.

Исполнительная власть осуществлялась 11 министерствами. Важнейшими были министерства внутренних дел, военное и морское, финансов, иностранных дел, народного просвещения. Деятельность министерств объединялась Комитетом министров. Каждый министр докладывал о делах своего министерства непосредственно императору и выполнял его указания. Министр был ответствен только перед царем.

Высшую власть на местах осуществляли губернаторы. Неограниченность царской власти на местах проявлялась во всевластии чиновников и полиции. К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тысяч чиновников.

Российская империя представляла собой многонациональное государство, в котором 57% населения составляли нерусские народы. С развитием капитализма, ускорившим процесс формирования наций, росло национальное самосознание, что оборачивалось более обостренным восприятием малыми народами любых форм дискриминации.

Ведущие позиции в экономике страны занимала крупная торгово-промышленная буржуазия. Однако она не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны. Численность ее тоже была невелика — вместе с членами семей она насчитывала 250—300 тысяч человек (0,1% всего населения).

Дворянство, несмотря на свою малочисленность (около 1,5% населения), сохраняло позиции правящего сословия и возможность влияния на принятие политических решений в стране. Утратив почти 40% своих земель, благородное сословие удерживало в своих руках свыше 60% всего частного землевладения и оставалось главной социальной опорой царизма.

Крестьянство, составлявшее 3/4 населения страны, также оказалось затронуто процессом социального расслоения (20% относилось к числу зажиточных, 30% — середняков и 50% — бедняков).

Класс наемных рабочих насчитывал около 16,8 млн. человек. Его состав был неоднороден. Значительная часть рабочих по-прежнему сохраняла связь с землей, с хозяйством. Ядро составлял фабрично-заводской пролетариат — около 3 млн. человек, при этом свыше 80% его состава было сосредоточено на крупных предприятиях (с числом рабочих свыше 100).

На рубеже XIX—XX вв. Россия вступила в стадиюмонополистического капитализма, сопровождавшуюся концентрацией производства и капитала, созданием корпораций
, в том числе международных, слиянием банковского капитала с промышленным, вывозом капитала, обострением борьбы за источники сырья и рынки сбыта. По объемам промышленного производства Россия принадлежала к числу среднеразвитых капиталистических стран. По удельному весу в мировой промышленной продукции она занимала пятое место. По уровню концентрации производства в основных отраслях Россия занимала одно из первых мест в Европе.

Для процесса формирования монополистического капитализма было характерно создание крупных промышленно-финансовых объединений, сосредоточивших в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара. К число основных форм таких объединений относились: картель (участники сохраняют производственную самостоятельность, но при этом совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции и т. д.; прибыль распределяется согласно доли участия), синдикат (сохраняется производственная и юридическая самостоятельность предприятий, определяется объем производимой продукции, цены, условия продажи; централизован сбыт), трест (участники теряют производственную, а часто и юридическую самостоятельность; чаще всего возникают в отраслях, производящих однородную продукцию), концерн (многоотраслевое объединение с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью). Преобладающая форма в России был синдикат.

Процесс монополизации в России можно разделить на три этапа: 1) 80—90-е гг. ХIХ в. — возникают первые картели на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынков сбыта; 2) 1900—1908 гг. — создаются крупные синдикаты; происходит концентрация банков, создание банковских монополий; 3) 1909—1917 гг. — создаются синдикаты «по вертикали», объединявшие предприятия по закупке сырья, по его производству, сбыту; возникают тресты и концерны; происходит сращивание промышленного и банковского капитала, создание финансового капитала; складывается государственно-монополистический капитализм; происходит сращивание финансового капитала, промышленных корпораций с государственным аппаратом.

В условиях промышленного кризиса начала 1900-х гг. деятельность подобного рода объединений носила стабилизирующий характер для отечественной экономики. В 1902 г. металлургические фирмы создали крупнейший в стране и один из самых крупных в Европе синдикат, который принял название «Общество для продажи изделий русских металлургических заводов» («Продамета»).


К 1914 г. насчитывалось около 200 крупных синдикатов и картелей. Они охватили почти все отрасли промышленности и стали господствующей силой в экономике.

Впрочем, степень монополизации отечественной экономики, а также место и роль в ней тяжелой индустрии, не следует абсолютизировать. Наряду с крупной фабрично-заводской и горной промышленностью, занимавшей в целом ведущее место (стоимость валовой продукции 7,3 млн.руб., число предприятий – 29,4 тыс.), развивалась мелкая промышленность (выпуск продукции на 700 млн. руб., число заведений – 150 тыс.), работало 600 тыс. кустарей и в зимние месяцы занимались промыслами еще до четырех миллионов человек.

Вся эта разветвленная система частного хозяйствования очень быстро реагировала на конъюнктуру рынка, удовлетворяя потребности экономики и населения. Большим разнообразием отличались деловые отношения в стационарной торговой сфере, охватывавшие более двух миллионов человек. Передвижной торговлей занимались около 345 тыс. развозчиков и разносчиков. Нередко им удавалось скрыть свои обороты и избежать обложения налогами или уплачивать их в незначительном размере. Все это способствовало живучести и росту мелкой торговли в России.

В начале ХХ в. значительно возросла роль банков. Образуются финансово-промышленные группы, складывается финансовая олигархия. Банки контролировали 50% капиталов металлургической, 60% — угольной и 80% — электротехнической промышленности. К 1914 г. в России действовали 50 акционерных банков, в том числе 13 в Петербурге, 7 в Москве, 5 в Варшаве, 3 в Риге, по 2 в Одессе и Лодзи.

В пятерку крупнейших банков страны входили: Русско-Азиатский банк, Петербургский международный, Русский для внешней торговли, Азовско-Донской, Русский для внешней торговли. Все они располагались в Петербурге. Среди видных банковских деятелей выделялись А.Путилов, А.Вышнеградский, С.Хрулев, Б.Каменка и др.

Находившийся в стадии развития российский рынок капиталов побуждал акционерные банки к долгосрочным вложениям своих средств в финансовые операции с клиентурой. Поэтому в России банки более широко шли на финансирование по сравнению с кредитованием, чем, например, в Западной Европе. Это вело, во-первых, к сужению круга банковской клиентуры не только в количественном, но и в качественном отношении. Так, банки предпочитали финансировать акционерные компании, а не частные предприятия, поскольку последние трудно поддавались контролю. Во-вторых, происходило установление более тесных связей между клиентом и банком, в том числе и в форме так называемых участий (иначе говоря, совмещения должностей в акционерных компаниях и банках). Выдающиеся в этом отношении особенности продемонстрировал, например, председатель правления Русско-Азиатского банка А.Путилов, который возглавил правления девятнадцати акционерных фирм.