Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 247

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Впоследствии социал-демократы (большевики и меньшевики) пересмотрели аграрную программу. Большевики включили в нее требования конфискации всех земель (помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских), а также национализации всей земли в стране, то есть ее передачи в собственность государства.

Меньшевики выдвинули программу муниципализации земли, подразумевавшую передачу конфискованной помещичьей земли в распоряжение местных органов власти при сохранении мелкой крестьянской собственности на землю.

В 1907 г. большевистское крыло РСДРП насчитывало около 46 тысяч человек, меньшевистское — более 100 тысяч.

Либеральная оппозиция на рубеже веков также имела свои организации. Так, в конце 90-х гг. в Москве был создан полуконспиративный кружок «Беседа», куда входили земские деятели (Ф. Головин, Д. Шаховский, Д. Шипов), стоявшие в целом на монархических позициях. Вместе с тем они признавали необходимость создания народного представительства. Печатным органом земской оппозиции стал журнал П. Струве «Освобождение». В 1903 г. создается «Союз земцев-конституционалистов», куда вошли сторонники конституционной монархии. В январе 1904 г. в Петербурге возник нелегальный «Союз освобождения», объединивший противников самодержавия (Н. Бердяев, Е. Кускова и др.). В 1904 г. радикальными земцами была проведена «банкетная кампания» по случаю 40-летия судебной реформы. В течение ноября—декабря в ряде городов состоялись банкеты, где прозвучала резкая критика царского правительства. «Банкетная кампания», в которой приняли участие около 50 тысяч человек, свидетельствовала о росте оппозиционных настроений в обществе, утрате самодержавным режимом поддержки не только в низах населения, но и в среде «образованного» общества, ранее придерживавшегося нейтральных политических позиций.



7.2. Русско-японская война 1904—1905 гг.
Начавшаяся в начале 1904 г. русско-японская война носила с обеих сторон захватнический характер. Основной ее причиной стало столкновение интересов российских и японских правящих кругов в Корее и Маньчжурии, стремление к захвату новых территорий, источников сырья и рынков сбыта. Японские милитаристы выдвинули программу создания «великой Японии», в состав которой должны были войти вся Юго-Восточная Азия, Австралия, Монголия, русские Приморье и Забайкалье, Сахалин и Камчатка. Ближайшей задачей японцы ставили захват Кореи и Маньчжурии.

По вопросам дальневосточной политики в царском правительстве единства не было. С. Витте, много внимания уделявший Дальнему Востоку, был сторонником экономической экспансии, а так называемая «безобразовская клика» во главе со статс-секретарем А. Безобразовым выступала с авантюристическими планами военных захватов, считая, что громкие военные успехи помогут разрядить социальную напряженность в стране. Такого же мнения был министр внутренних дел В. Плеве.

Обе стороны готовились к войне. Но Япония опережала русский царизм. Японцы вводили новую артиллерию, внедряли пулеметы, которых почти не было в русской армии. Количество боевых судов было доведено до 168 единиц, в то время как активная часть русского флота на Дальнем Востоке составляла 69 единиц, но и те были разделены между Порт-Артуром (арендованным на 25 лет у Китая под военно-морскую базу) и Владивостоком. Японии оказывали дипломатическую поддержку Англия и США.

В ночь на 27 января 1904 г. японский флот без объявления войны напал на русскую эскадру в Порт-Артуре и повредил три корабля. В тот же день японская эскадра блокировала корейский порт Чемульпо, где находились крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец». Капитан «Варяга» В. Руднев принял решение прорываться с боем в Порт-Артур. Неравный бой с 14 крейсерами и миноносцами продолжался 45 минут. Не желая сдаваться, русские команды затопили оба корабля.

В основе японского наступательного плана войны лежала идея захвата господства на море. В этом отношении уничтожение русского Тихоокеанского флота или его блокирование в бухте Порт-Артура могло обеспечить японцам возможность высадки войск в различных пунктах Кореи и Ляодунского полуострова для последующих охватывающих операций против главных сил русских войск в Южной Маньчжурии.

В начале войны сухопутные силы России на Дальнем Востоке составляли около 100 тысяч солдат. Поэтому царское командование решило до момента сосредоточения достаточных сил в районе Ляолян — Мукден придержаться
пассивно-оборонительного плана действий. Такой план по сути уступал военную инициативу японцам. Перед русским флотом ставилась задача сохранить равенство на море и не допустить высадки японцев в Корее, Приамурье и на Ляодуне.

В конце марта 1904 г. броненосец «Петропавловск», на котором находился командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С. Макаров, подорвался на мине и затонул. Погиб и находившийся на борту художник-баталист В. Верещагин. Новый командующий Тихоокеанской эскадрой контр-адмирал В. Витгефт не верил в успех борьбы с японским флотом и отказался от активных действий.

Военные действия на суше развивались также неудачно для русской армии. Значительная часть вины за последующие неудачи лежала на главнокомандующем вооруженными силами на Дальнем Востоке адмирале М. Алексееве и командующем Маньчжурской армией генерале А. Куропаткине.

Японские войска беспрепятственно высадились сначала в Корее, а затем в Маньчжурии. Куропаткин, имея силы, равные силам противника, отдал приказ об отходе.

В августе 1904 г. было проиграно сражение под Ляоляном. Несмотря на численный перевес (160 тысяч против 125 тысяч японских солдат), Куропаткин, опасаясь обхода, дал приказ об отступлении.

Новое сражение развернулось 22 сентября на р. Шахе. Сражение не принесло явной победы ни той, ни другой стороне. Однако и в этой ситуации А. Куропаткин предпочел отойти к Мукдену.

Действия японских войск в Маньчжурии сковывались крепостью Порт-Артур, героически державшей оборону под командованием Р. Кондратенко в течение более пяти месяцев. Четыре раза японская армия предпринимала общий штурм. Японцы потеряли под Порт-Артуром 112 тысяч человек. В декабре 1904 г. генерал Стессель, заменивший погибшего Р. Кондратенко, сдал Порт-Артур противнику. Японский флот стал безраздельно господствовать на море, а сухопутные силы, скованные ранее блокадой крепости, были переброшены против главных сил русской армии.

6—25 февраля 1905 г. произошло большое сражение под Мукденом, в котором с обеих сторон участвовало более полумиллиона солдат. В результате полной неразберихи в управлении войсками русская армия потерпела тяжелое поражение.

Русский Генеральный штаб предпринял еще одну попытку спасти положение. Из кораблей Балтийского и Черноморского флотов формируется 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием З. Рождественского, которая должна была прорваться в Порт-Артур и блокировать побережье. Однако после сдачи Порт-Артура и гибели основных сил Тихоокеанского флота приход на Дальний Восток эскадры, уступавшей в силе противнику, становился бессмысленным. 14 мая 1905 г. русский флот потерпел сокрушительное поражение в Цусимском проливе. Часть русских кораблей погибла, другие были захвачены японцами или ушли в нейтральные порты, и лишь четыре корабля прорвались во Владивосток. Погибло или попало в плен около 10 тысяч моряков.


23 августа 1905 г. в американском городе Портсмут русская делегация во главе с С. Витте подписала мирный договор, в соответствии с которым Япония получила южную половину Сахалина (до 50-й параллели), к ней отошли на правах аренды, с согласия Китая, Ляодунский полуостров вместе с портами Порт-Артур и Дальний, Южно-Маньчжурская железная дорога. Корея признавалась сферой интересов Японии.

Военные неудачи на Дальнем Востоке дорого обошлась стране: военные расходы превысили 3 млрд. руб., на полях сражений было убито, ранено и захвачено в плен около 400 тысяч русских солдат. Россия потерпела поражение вследствие своей неподготовленности к войне на Дальнем Востоке, слабости путей сообщения и экономики в этом регионе, отсталости в области военной экономики, плохой подготовки части офицерских кадров.

Война была крайне непопулярна в народных массах. Революционные партии вели активную антивоенную пропаганду, критикуя царизм и грабительский характер войны. Буржуазия и дворянство, занявшие вначале верноподданническую позицию, после ряда позорных поражений перешли в оппозицию к режиму, требуя политических уступок и создания «авторитетного» правительства, облеченного доверием народа. Война с Японией ускорила наступление революции в России.
7.3. Революция 1905—1907 гг.
Процессы форсированного капиталистического переустройства России, осуществлявшиеся во второй половине XIX века, обернулись ростом социальной и политической напряженности в империи. В этих условиях неэффективная деятельность царской администрации, а также резко ухудшившаяся в начале 1900-х гг. экономическая ситуация в стране и неудачная для России война с Японией привели к складыванию в стране общенационального кризиса.

Первая российская революция была по своему характеру буржуазной, поскольку должна была осуществить свержение самодержавия, ликвидацию помещичьего землевладения, уничтожение сословий, введение демократических свобод и прав. Решение этих задач расчищало путь для дальнейшего социально-экономического и политического развития страны. Это была буржуазно-демократическая революция, в которой буржуазное содержание преобразований сочеталось с народным характером ее движущих сил.

Народный характер революции определялся участием в ней широких слоев населения. Своеобразие революционного движения в России заключалось в том, что ее важнейшей задачей стало разрешение
аграрного вопроса. Поэтому крестьянство, наряду с рабочими и демократически настроенной интеллигенцией, являлось наиболее активной силой революционного процесса.

На политической арене оформились несколько политических блоков: правительственный, буржуазно-либеральный и революционно-демократический. К каждому из них относились определенные партии и политические группировки, отличающиеся по социальной базе, на которую они опирались, по своему составу, программным требованиям и политическому поведению.

Политические организации правительственного блока объективно отражали интересы высшей бюрократии и помещиков. До 1905 г. помещики не имели своих партий, они рассчитывали не столько на политические методы борьбы, сколько на репрессивный аппарат царского правительства. В ноябре 1905 г. в качестве политических организаций оформляются «Русская монархическая партия», и «Союз русского народа». Лидеры монархистов: А. Дубровин, В. Пуришкевич. В монархические партии входило значительное число представителей мелкой буржуазии — торговцы, зажиточные крестьяне, трактирщики, извозчики и др. В 1905—1906 гг. численность сторонников самодержавного режима колебалась от 400 тысяч до 3 млн. человек. Одним из методов их борьбы являлись погромы. Во время октябрьских беспорядков 1905 года погибло и было ранено более 5 тысяч человек. Власти вынуждены были начать расследование. Состоялось более 200 процессов, в ходе которых около 2 тысяч человек были осуждены, из них более 1700 затем были помилованы Николаем II. Члены боевых дружин, устраивавшие погромы и столкновения с революционными манифестантами, называли себя «черной сотней», поэтому монархическое движение называют черносотенным.

Буржуазно-либеральное движение было представлено организациями, выражающими интересы политически умеренной части интеллигенции и буржуазии. Правые – либерально-консервативные позиции занимала партия «Союз 17 октября». Социальную основу октябристов составляли торгово-промышленная и финансовая буржуазия, крупные помещики, перестроившие свои хозяйства на капиталистический лад, состоятельная интеллигенция. Главной задачей октябристы провозгласили введение в России наследственной конституционной монархии и основных гражданских свобод, сохранение империи «единой и неделимой», поддержку института собственности (в том числе помещичьей) при одновременном проведение широких экономических реформ. Лидер партии —