Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. возникает русское летописание. Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет» была создана, видимо, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Основная идея «Повести» — единство Русской земли. В ней осуждаются княжеские усобицы и кровавые распри. Нестор задается целью выяснить, «откуда есть пошла земля Русская». Образование Древнерусского государства представлено им как деяние скандинавов и происходило в соответствии с желанием и словом божьим. История славян, формирование у них племенных союзов дается в тесной связи с историей других народов. Нестору также принадлежат «Житие» основателя Киево-Печерского монастыря Феодосия и «Чтение о житии и погублении князей Бориса и Глеба».

Киевский митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати», в котором восхваляет князя Владимира и всю Русскую землю.

Игумен Даниил описал свое путешествие в «святую землю» Палестину, совершенное в 1106—1108 гг. Этот жанр получил название «хождения».

Значительное место занимали и переводные сочинения. Через Византию на Русь поступали исторические хроники («Хроника Георгия Амартола»), церковная литература («Иоанн Златоуст», «Григорий Богослов»), сочинения арабских и византийских историков.

Существовало и школьное образование. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей духовных лиц. Учили письму, счету, богословию. Имелись школы высшего типа, готовившие лиц для государственное и церковной деятельности. Одна из них существовало при Киево-Печерском монастыре. Наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика. Преподавание велось на родном языке. Получали образование и женщины, в основном в княжеских семьях. Новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о достаточном уровне грамотности среди простых горожан. При монастырях создавались библиотеки.

Памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились (церковь Св. Ильи в Киеве, собор в Ростове, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде, тринадцатиглавая София Новгородская — зодчие (древоделы) Миронеги, Ждан-Никола).

Каменное строительство на Руси началось в конце Х в. после принятия христианства. Первые сооружения из камня были возведены византийскими мастерами.

В основе древнерусских храмов лежал квадрат, расчлененный столбами, несущими купол (яйцевидный или шлемовидный). С востока к квадрату примыкали алтарные полукружья-апсиды. Храм, как правило, занимал центральное место в городе, алтарем на восток, и должен был выражать могущество князя-строителя.


Основными средствами изобразительного искусства, носившими культовый характер, были фреска (живопись по сырой штукатурке) и мозаика. Именно они украшали стены киевских и новгородских храмов, являя собой великолепные образцы начального этапа развития отечественной живописи.

Князь Владимир построил в Киеве Десятинную церковь (989). Так она называлась потому, что на ее содержание была отпущена церковная десятина, т. е. десятая часть доходов князя. Церковь была разрушена в 1240 г. монголами.

При Ярославе Мудром византийскими архитекторами был построен в Киеве Софийский собор (1037 – 1054), сохранившийся до наших дней. Фрески башен Софийского собора изображают военные и охотничьи сцены, животных, птиц, представления скоморохов и т. п. Среди фресок собора портретное изображение Ярослава Мудрого с семьей.

В XI в. были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде, Софийский собор в Новгороде (1037 – 1050).

Большие успехи были достигнуты в металлообработке. Русские мечи продавались на мировых рынках. В Х в. появляется гончарный круг (поливная керамика). Совершенствуется резьба по кости.

Больших достижений добились древнерусские ювелиры. Они изготавливали серьги, кольца, ожерелья, подвески из серебра, золота. Применялась перегородчатая разноцветная эмаль, скань, чернь, зернь, филигрань.

На Руси с дохристианских времен развивался эпос, народная устная поэзия. И после принятия христианства сохранялись языческие обряды и праздники, которые сопровождались пениями, заклинаниями, гаданиями. Повсеместно были распространены свадебные песни и похоронные причитания.

В X—XI вв. начали складываться былины, в них отражались подлинные исторические события, нередко приобретающие сказочный образ. Таковыми можно считать подвиги русских богатырей Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича, их ратные дела, совершенные «во славу князя Владимира Красное Солнышко и земли Русской».

На Руси был достаточно высокий уровень знаний: многие умело пользовались основными арифметическими действиями, были и свои «травники» и «лечцы», сведущие в лечении и лекарственных травах.

Заметную роль в жизни древнерусского общества играли скоморохи — певцы, танцоры, фокусники, представления которых проходили не только в праздничные дни. Выступления сказителей былин — баянов — переносили слушателей в мир древнейших преданий. Княжеские пиры и народные праздники сопровождали музыканты, игравшие на жалейках, дудках, флейтах. В церковных обрядах заметная роль отводилась торжественным и мелодичным «знаменным» — распевам, напевам.


Характерной чертой бытовой жизни населения является существенная разница между образом жизни знати и основной массы населения. Крестьяне жили в небольших домах, полуземлянках с земляными полами (на юге) и в срубах с деревянными полами (на севере). В городах строились дома (срубы), нередко двухэтажные (как правило, нижний этаж был хозяйственным, а верхний — жилым).

Жилые помещения знати — хоромы представляли комплекс срубных построек, соединенных переходами. Было множество галереек, крылец и обязательно башня (терем).

Основным видом одежды как у женщин, так и у мужчин была рубаха: подлиннее у женщин, покороче у мужчин. У простых людей рубаха была домотканая, у знати — из дорогих тканей. Мужчины носили под рубахой узкие длинные штаны, а женщины — поверх рубахи юбку.

Верхней одеждой у простых людей была свита — длинное, плотно облегающее одеяние, а также плащи. Плащи знати были из дорогих тканей, парчовые, шитые золотом, застегивающиеся на одном плече золотыми застежками. Простые шубы — «кожухи» носили крестьяне и ремесленники. Знать носила шубы из дорогих мехов, шитые золотом.

Крестьянской обувью были лапти. Горожане носили кожаную обувь. У знати сапоги были из дорогой кожи, покрытые инкрустацией.

Развлечением знати являлась охота и дружинные пиры. На столах была дорогая посуда.

Культурные связи в киевский период поддерживались не только с Византией, но и с Европой.

Древнерусская культура развивалась в единстве с культурами других славянских народов, оказывая на них влияние, и черпая оттуда многие новшества и традиции.

Большинство памятников домонгольской культуры Руси погибло во время иноземных нашествий и межусобиц.
1.5. Ростово (Владимиро)-Суздальская земля
Ростово-Суздальская земля была расположена в междуречье Оки и Волги на северо-востоке от Приднепровья и считалась окраиной Древнерусского государства. Жили здесь угро-финские и балтийские племена. В IX—X вв. сюда стали проникать ильменские словене, кривичи, вятичи.

В XI—XII вв. идет интенсивное заселение этого региона из юго-западной Руси и из Новгородской земли. Причинами такого движения были усиление половецкой опасности и относительная перенаселенность соседних районов.


Появляются новые города: Переяславль-Залесский, Переяславль-Рязанский, Галич, Ярославль (основанный Ярославом Мудрым), Суздаль, Владимир (основанный Владимиром Мономахом в 1108 г.). Столицей княжества был Ростов.

Первым независимым суздальским князем стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий (1125—1157).

По предположению В.Н.Татищева, Юрий (крестное имя Георгий) родился в 1090 г. Он был четвертым (по другим данным – седьмым) сыном Владимира Мономаха. При нем столицей княжества становится Суздаль. После смерти в 1132 г. старшего брата, великого киевского князя Мстислава Владимировича, начинается новый этап в жизни Юрия Долгорукого. Ему удавалось дважды захватывать Киев, в последний раз в 1155 г. он остался в нем, отправив в Суздаль своего сына Василька. Кроме того, Долгорукий считается основателем Москвы, первое упоминание о которой относится к 1147 г. Однако данные археологии свидетельствуют, что на месте Москвы городские укрепления существовали еще в XI в.

После смерти Юрия Долгорукова князем Ростово-Суздальской земли стал Андрей Боголюбский (1157—1174). С его именем связан политический и экономический подъем северо-восточной Руси.

Местом своего пребывания Боголюбский избрал Владимир, недалеко от которого, в Боголюбово, он построил загородную резиденцию. Он пытается установить во Владимире отдельную от Киева митрополию, что означало бы в случае успеха еще большую обособленность княжества. Но во Владимир удалось лишь перенести престол епископа.

Андрей был храбрым и удачливым воином, талантливым полководцем и самовластным государственным деятелем.

В 1169 г., подчинив Киев и став великим князем, Андрей не остался в Киеве, а занялся укреплением Владимиро-Суздальского княжества, развернул борьбу за подчинение Новгорода. Его войска в 1169 г. дважды потерпели поражение от новгородцев. Но в неурожайный год он запретил вывозить суздальский хлеб в Новгородскую землю, и Новгород вынужден был пойти на переговоры.

Нежелание Андрея бороться за южные территории, за киевский престол С.М.Соловьев объясняет тем, что князь, «бесспорно и родившийся на севере, провел там большую половину жизни, и ту именно половину, впечатления которой ложатся крепко на душу человека и никогда его не покидают; Юрий жил уже не в Ростове, а в Суздале, городе относительно новом
, подчиненном; Андрей, как видно, получил от отца в волость Владимир-на-Клязме; следовательно он воспитывался и окреп в новой среде, при тех отношениях, которые господствовали в новых городах или пригородах ростовских. Уже только в 1149 году, лет 30 с лишком от рождения, пришел Андрей на юг, в Русь, с полками отца своего; он привык к северу, к тому порядку вещей, который там господствовал: не мудрено, что не понравился ему юг, что чужд, непонятен и враждебен показался ему порядок вещей, здесь существовавший».

Близкой оценки личности и поступков Андрея придерживался В.О. Ключевский. По мнению историка, не все «в образе действий Андрея было случайным явлением, делом его личного характера, исключительного темперамента. Можно думать, что его политические понятия и правительственные привычки в значительной мере были воспитаны общественной средой, в которой он вырос и действовал. Этой средой был пригород Владимир, где Андрей провел большую половину своей жизни. Суздальские пригороды составляли тогда особый мир, созданный русской колонизацией, с отношениями и понятиями, каких не знали в старых областях Руси». Заметим, что смерть его отца в Киеве еще более укрепило враждебное отношение князя к южным русским землям.

В своей политике Боголюбский стремился опираться на боярство, мелких феодалов, отчасти церковь, горожан. Такая политика компромисса вначале удавалась, но затем пришла в противоречие с интересами как боярства, так и верхушки духовенства. В результате заговора в 1174 г. Боголюбский был убит в своем дворце.

После смерти Андрея Боголюбского началась борьба за власть между его младшими братьями. Завершилась она победой Всеволода Большое Гнездо (1176—1212).

Всеволод, продолжая политику Боголюбского, успешно воевал с Волжско-Камской Болгарией, подчинил себе Рязанское княжество, усилил давление на местных бояр. Во Владимиро-Суздальской земле он правил фактически единовластно. По сути, Всеволод становится одним из самых влиятельных князей Русской земли того времени.

Еще при жизни Всеволод начал выделять сыновьям уделы. После его смерти в 1212 г. единое до того Владимиро-Суздальское княжество оказалось разделенным на 7 княжеств. Между братьями началась борьба за великокняжеский престол. В итоге в 1218 г. великим князем Владимиро-Суздальской земли стал Юрий Всеволодович, но без былого могущества.

В социальной структуре северо-восточной Руси было одно существенное