Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К весне 1919 г. середняк стал переходить на сторону большевиков. Поворот основной массы крестьянства к благожелательному нейтралитету по отношению к советской власти свидетельствовал о вступлении гражданской войны в решающую стадию и давал благоприятные для большевиков перспективы в борьбе с белогвардейцами и интервентами. В 1919 г. численность Красной Армии выросла до 3 млн. человек, а в 1920 г. — до 5 млн.

В ходе гражданской войны сформировался военно-политический союз советских республик, было создано объединенное командование всеми вооруженными силами. Объединению подлежали также важнейшие отрасли народного хозяйства.

К началу осени 1919 г. наступление Деникина удалось остановить на подступах к Туле, после чего началось контрнаступление Красной Армии. К этому времени политика «расказачивания» была отменена. В Добровольческой армии усиливается брожение и дезертирство. Весной 1920 г. уцелевшие части деникинских войск на кораблях стран Антанты были эвакуированы из Новороссийска в Крым, где перешли в подчинение генералу П. Врангелю.

В мае 1919 г. при поддержке западных стран начал свое наступление на Петроград генерал Н. Юденич. Но успеха оно не имело. В октябре 1919 г. войска Юденича были разгромлены.

В 1920 г. прошла непродолжительная советско-польская война. В апреле 1920 г. польские войска напали на Украину и захватила западные украинские земли, а в мае — Киев. В мае—июле 1920 г. Красная Армия под командованием М. Тухачевского разгромила польские войска и подошла к Варшаве. Предполагалось продвинуться в глубь Европы и раздуть «пожар мировой революции». Однако ослабленные части Западного фронта Красной Армии дальнейших успехов не имели. В марте 1921 г. в Риге Советская республика подписала с Польшей мирный договор, в соответствии с которым последняя получала Западную Украину и Западную Белоруссию.

Войска Южного фронта под руководством М. Фрунзе нанесли поражение Врангелю в Северной Таврии и вынудили его отступить в Крым. К середине ноября 1920 г. советские войска овладели Крымским полуостровом. Остатки Добровольческой армии устремились к крымским портам, где находились корабли Черноморской эскадры. Почти 100 тысяч человек покинули родину. В 1922 г. на Дальнем Востоке войска под командованием В. Блюхера разгромили белогвардейцев и японских интервентов у Хабаровска и Спасска. В конце октября был освобожден Владивосток.

Гражданская война завершилась победой советской власти. Вместе с тем она явилась величайшей трагедией для России. За период с 1918 по 1920 г. на фронтах гражданской войны, а также от болезней и голода погибло около 8 млн. человек, более 2 млн. были вынуждены эмигрировать за границу. Материальный ущерб составил около 50 млрд. руб.


Большевики (в отличие от их противников) оказались более прагматичными в сочетании политических лозунгов и практических действий. Им удалось соединить коммунистическую идеологию, привлекательную в глазах рабочих и воспринимавшуюся последними на уровне большевистских лозунгов, с особенностями общинно-уравнительного сознания крестьянства. В итоге исход гражданской войны во многом определила позиция крестьянства, в решающий момент поддержавшего советскую власть как автора и защитника «Декрета о земле». К концу гражданской войны крестьяне составляли 77% общей численности Красной Армии.

Большевики сумели найти форму сотрудничества с бывшими офицерами, приглашая их на службу в Красную Армию. Подобные тактические приемы позволили не только создать регулярную армию, но и перевести значительную часть офицеров из потенциальных врагов советской власти в ряды ее защитников. Одновременно новая власть сумела наладить отношения с массой служащих, привлекая их к административной работе.

В то же время лидеры белого движения не сумели предложить народу достаточно конструктивную и привлекательную программу обновления страны. На контролируемой ими территории восстанавливались законы Российской империи, собственность возвращалась прежним владельцам. В связи с этим в основной массе населения белогвардейцев воспринимали как защитников старой власти, сторонников царя, помещиков и капиталистов.

Белое движение не смогло объединить вокруг себя все антибольшевистские силы. Более того, отказавшись от сотрудничества с социалистическими партиями, белые генералы по сути раскололи антибольшевистский фронт. Меньшевики, эсеры, анархисты и их сторонников являлись для белогвардейцев такими же противниками, как и «красные». Идея безусловного сохранения «единой и неделимой России» ограничивала число сторонников белого движения на национальных окраинах.

Белое движение не имело вождя, авторитет которого признавался бы всеми антибольшевистскими силами. И, наконец, по признанию самих белых генералов, одной из причин поражения стало моральное разложение армии, применение к населению репрессивных мер. По выражению лидера русских националистов В. Шульгина, белое движение начали «почти святые», а закончили «почти бандиты».

СССР в 20—30-е гг.


9.1. Внешняя политика в 20-е гг.
Неудача с планом европейской революции заставила большевиков пересмотреть свою внешнеполитическую стратегию. Они исходили теперь из идеи существования «пролетарского государства в капиталистическом окружении», не отказываясь при этом от идеи мировой пролетарской революции. В связи с этим возникало противоречие между деятельностью Коминтерна с его курсом на единство мирового революционного движения и заявлениями Наркомата иностранных дел о невмешательстве во внутренние дела других государств. Выражением первой линии стало направление партийных работников на нелегальную работу в Германию и другие страны, готовность в 1923 г. поддержать революцию в Германии военной силой и т. п. Другая линия проявлялась в участии в международных конференциях, установлении дипломатических отношений с капиталистическими странами.

В 1920-х гг. внешнеполитический курс СССР был ориентирован на сближение с Германией для совместного противостояния странам Антанты. В соответствии с таким подходом на территории СССР осуществлялась подготовка германских офицеров-летчиков, танкистов, развивалось сотрудничество в области разработки и производства химического оружия. При этом враждебное отношение политических кругов Англии, Франции, США и других стран к СССР использовалось советским руководством в собственных политических целях, в том числе для нагнетания страха в обществе перед новой войной и интервенцией.

Переход к мирному строительству после окончания гражданской войны осуществлялся в сложной международной обстановке. Некоторые страны стремились к развитию экономических отношений с Советской Россией, хотя и не оставляли надежды на крушение большевизма. Весьма распространенным оставалось также мнение о необходимости возобновления вооруженной интервенцию.

В январе 1920 г. Верховный совет союзников принял резолюцию, согласно которой разрешался обмен товарами между Россией, союзными и нейтральными странами. Это было формальное снятие экономической блокады. Уже в марте 1920 г. был подписан советско-эстонский торговый договор — первый торговый договор Советской России с европейским государством.

Огромную роль в прорыве экономической блокады в ноябре 1920 г. сыграл декрет СНК о концессиях. Уже осенью того же года американские деловые круги начали переговоры о концессии на Камчатке. В марте 1921 г. было заключено
советско-английское торговое соглашение, означавшее признание де-факто Великобританией Советского государства. Это был первый договор, заключенный с крупной европейской державой.

В мае 1921 г. было подписано торговое соглашение с Германией. Последняя признавала представительство РСФСР единственным законным представительством России в Германии и предоставляла ему дипломатические права и привилегии. Аналогичные соглашения вскоре были подписаны с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией.

В эти же годы наряду с экономической была прорвана и политическая блокада. 2 февраля 1920 г. был подписан первый мирный договор между РСФСР и Эстонией (по договору РСФСР признавала независимость Эстонии, отказывалась от эстонской доли в общерусских долгах, передавала Эстонии 15 млн. руб. золотом и безвозмездно все корабли российского флота, оказавшиеся к моменту подписания договора в руках эстонцев). Советско-эстонский договор положил начало установлению дипломатических отношений между Советской Россией и соседними буржуазными государствами Европы. В июле 1920 г. был подписан мирный договор с Литвой, в августе — с Латвией, в октябре — с Финляндией.

В течение 1921 г. были подписаны мирные договоры с восточными соседями России: Афганистаном, Турцией, Монголией. В соответствии с условиями этих соглашений решался пограничный вопрос, признавалась независимость Ирана, Афганистана, Турции и Монголии; в собственность этих государств отходило имущество царской России, находившееся на их территории; Советское государство обещало им материальную и техническую поддержку.

С 10 апреля по 19 мая 1922 г. проходила Генуэзская конференция. В ней участвовали 29 стран (США — в качестве наблюдателя). Делегацию Советской России возглавлял Г. Чичерин. К числу основных вопросов конференции относились: о национализированном имуществе иностранных капиталистов в России, о долгах царского и Временного правительств и о кредитах, необходимых Советской республике. Среди представителей капиталистических государств обозначились две группировки: 1) англо-итальянская — готова была идти на некоторые уступки (частичный отказ от военных долгов прежних правительств, замена реституции собственности иностранцев на территории России компенсацией в форме долгосрочной аренды, концессии и т. п.); 2) франко-бельгийско-японская — заняла непримиримую позицию (выплата всех долгов, возвращение национализированного имущества и т. п.).


Меморандум экспертов предусматривал создание Комиссии русского долга (по образцу комиссий в колониально зависимых странах), которая имела бы возможность вмешиваться во внутренние дела Советского государства. В ответ советская делегация предъявила контрпретензии в связи с ущербом, нанесенным интервентами ее хозяйству в ходе гражданской войны (39 млрд. золотых руб.).

16 апреля в Рапалло был подписан двусторонний договор России и Германии. Предусматривалось восстановление дипломатических отношений, взаимный отказ от возмещения военных расходов и убытков; Германия отказывалась от претензий в связи с аннулированием старых долгов и национализацией иностранной собственности в Советской России.

Рапалльский договор явился ощутимым ударом по политике изоляции Советской России. Его заключение стало поворотным пунктом во взаимоотношениях России с западноевропейскими странами, хотя полоса признаний Советского Союза капиталистическими государствами и начнется несколько позже. На Генуэзской конференции Советская Россия поставила также вопрос о всеобщем разоружении, однако участники конференции обсуждать его отказались.

Гаагская конференция в июле 1922 г. явилась продолжением Генуэзской. Но на ней присутствовали не полномочные представители стран-участниц, а только эксперты. Обсуждались те же вопросы, что и в Генуе. Из-за непримиримости позиций сторон конференция не привела к каким-либо практическим результатам.

В Московской конференции в декабре 1922 г. участвовали Россия, Польша, Финляндия, Латвия и Эстония. Советская делегация предложила план взаимного пропорционального сокращения сухопутных вооруженных сил, их уменьшения в течение 1,5—2 лет на 75%. Предлагалось также сократить военные расходы путем установления одинаковой для всех договаривающихся сторон бюджетной цифры расходов на одного военнослужащего; осуществить взаимную нейтрализацию пограничной зоны и распустить все иррегулярные военные формирования.

Делегации Польши, Финляндии, Латвии и Эстонии выдвинули проект договора о ненападении и арбитраже и согласились сократить вооруженные силы на 25%. Однако в декларации-ультиматуме эти государства выступили против пропорционального сокращения армий, и переговоры были прекращены.

На Лозаннской конференции в ноябре 1922 г. — июле 1923 г. советская делегация во главе с Г. Чичериным участвовала в обсуждении вопроса о черноморских проливах. Выдвинутые ею предложения включали: а) закрытие проливов для всех военных кораблей в мирное и военное время; б) полная свобода торгового мореплавания.